Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание патриотизма у младших школьников

Долгова Ольга Александровна
 Формирование патриотизма у школьников является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Основной задачей школы является формирование активной жизненной позиции учащихся, способности к саморазвитию и самореализации, социализации в обществе.
Современное общество привело к изменению духовных ценностей в среде молодежи. На второй план, к-сожалению, отошли извечные ценности традиционного русского общества, и поэтому возникает необходимость формирования у молодежи высоких нравственных, морально – психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство и свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс, который начинается в младшем возрасте. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания в школе и в семье, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут показать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. В России патриотизм приобретает свои особенности. Это, прежде всего, гуманизм, дружба различных наций и народностей, законопослушание, коллективизм и, конечно же, особая любовь к родной природе. Это, также, гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Проявляется патриотизм в поступках и в деятельности человека. Это прежде всего осознанная любовь к своему Отечеству, общегосударственное патриотическое самосознание. Но зарождается патриотизм из любви к своей малой Родине, к природе, родным и близким людям.
Но, к сожалению, в последние годы внимание к патриотизму было ослаблено. В результате у многих молодых людей в дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей – от семьи до государства. Среди этих качеств – гражданственность, долг, любовь к Родине. За предыдущие годы разладился механизм координации и организации системы патриотического воспитания на всех уровнях. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Вместе с тем, патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
Формирование патриотизма – сложное педагогическое явление, связанное с передачей знаний от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека. Формирование патриотизма - это труд на благо Родины, с его социализацией, с формированием и развитием духовно-нравственных черт личности. Способности любить и уважать родную страну, каждый день чувствовать непрерывную связь с ней, отстаивать ее интересы, защищать и приумножать традиции своего народа, дорожить культурным достоянием. В данном случае речь идет о патриотическом воспитании в самом широком значении.
Формирование патриотизма носит комплексный характер, пронизывает все области деятельности ребенка младшего школьного возраста: учебную и внеклассную. Так как от сформированности у юного поколения духовного иммунитета зависит жизнь всех членов государства. Задача учителя заключается в формировании моральных принципов и устоев.
В работе по патриотическому воспитанию учащихся стоит принимать во внимание психологические и физические особенности младшего школьника. Впечатлительность учащегося младших классов, его открытость и готовность к познанию неизведанного, ориентация на социальные нормы, авторитет педагога в глазах ребенка эти и иные особенности дают хорошую основу для воспитания стойких патриотических чувств в процессе приобщения к этнической культуре.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Организация патриотического воспитания в индивидуальной форме содействует укреплению усвоенных учащимся моральных ценностей как черт личности. Ребенок осмысливает общепринятые нормы и правила, в результате чего они постепенно становятся его личными взглядами и убеждениями. В последующем поведение младшего школьника, становится более осмысленным, осознанным и не имеет ничего связанного с механическим подчинением, вынуждаемым лишь только внешними жизненными обстоятельствами и притязаниями. Не стоит забывать, что семья играет большую роль на данном возрастном рубеже. Вследствие, этого учителю необходимо привлечь семью учащегося.
Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный миро, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности.
В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией. Одним из основных направлений можно считать «Краеведение» и «Народоведение». Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
Без сомнений, разные формы и методы формирования патриотизма должны применяться на протяжении всего обучения в младших классах. Их выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных особенностей младших школьников.
Таким образом, процесс формирования патриотизма содержит своеобразные особенности. Они заключаются не только в подборе более действенных форм и методов, но и в том, что в начальной школе закладываются лишь основы патриотизма.
Младший школьный возраст является самым благоприятным для патриотического воспитания, поскольку в данном возрасте учащиеся активно впитывают и накапливают полученные знания о взаимоотношениях между людьми, о жизни общества, о различных видах поведения. Также в этом возрасте взрослые имеют определенный авторитет в глазах младших школьников, что способствует успешной воспитательной работе. В следствие, чувство патриотизма является одним из личностных результатов начального образования. Учащиеся начальных классов еще многого не понимают, не знают, не умеют, их социально-нравственный навык недостаточен, но они обладают необходимыми характеристиками, которые убеждают в том, что формирование патриотизма необходимо заниматься с младшего школьного возраста Формирование патриотизма осуществляется с применением различных форм и методов. Под методами подразумеваются пути достижения поставленной цели воспитания, влияние педагогов на школьников, на организацию их деятельности. Использование методов воспитания способствует большему успеху в случае, если он соотносится с основным видом деятельности школьников
Для получения высокого воспитательного эффекта педагогу необходимо осуществить работу учащихся в подходящей форме. Более эффективными методами патриотического воспитания на уроках считаются: рассказ, диалог, создание и анализ ситуаций. Использование данных методов позволяют формировать у младших школьников представление об особенностях нашего государства и культуре народов, населяющих его, выработать верные оценки и суждения о понятиях и поступках.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.
Список использованной литературы: 
1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М: Айрис-пресс, 2002.
2. Адаменко,С. С. Воспитываем патриотов России / С.С. Адаменко.-Народное образование №4 , 2005.
3. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
4. Ефремова, Г.Н. Патриотическое воспитание школьников /Г. Н. Ефремова Воспитание школьников- №8, 2005.
5. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма /В.А. Кабылянский Педагогика - № 5, 2001.
6. Леонтьев, А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование /
А. А. Леонтьев Начальная школа (плюс и минус) -№ 4, 2002.
7. Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности /Н.В. Мазыкина Воспитание школьников -
№6, 2002.
8. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника/Н.Е. Щуркова.- М: Центр «Педагогический поиск», 2010.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»