Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Духовно-нравственное воспитание личности школьника
через организацию внеурочной деятельности

Райкова Светлана Артуровна,
учитель истории, обществознания, ОДНКНР
 ГБОУ средняя школа № 133
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методологической основой реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, входят в структуру основной образовательной программы. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности.
Понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
I этап воспитания личности:
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
II  этап воспитания личности:
Принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района,  области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина».
III  этап воспитания личности:
Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций  многонационального народа Российской Федерации.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем – и аттестат об образовании. Школа даёт  хорошее общее образование, но ребенок не может только учится, он должен еще и развиваться как личность,  уметь жить в социуме. Поэтому школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом – человеческого развития обучающегося. Обучение – только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
В ГБОУ средней школе № 133 с углубленным изучением иностранных языков базовые ценности находят свое отражение, прежде всего в содержании внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности используются как программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).
Что такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность - это «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных).
Цель внеурочной деятельности в нашей школе: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.  Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в ГБОУ средней школе № 133  ведется по 5 направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное: секции ОДОД,  организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,  «Весёлых стартов», школьных спортивных соревнований;  проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках  игровых моментов, физминуток; реализация программ внеурочной деятельности: «Петанк», «Кладовая подвижных игр», «Чемпион», «Игры народов мира» и др.
2. Общекультурное направление: кружковая работа, организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;    участие в конкурсах, выставках детского творчества, проектная деятельность «Я-петербуржец», программы внеурочной деятельности « Наш город Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург-хранитель духовных традиций», «Экскурсионное бюро».
 3. Общеинтеллектуальное направление: кружковая работа, предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы,  района; разработка проектов к урокам.
4. Духовно-нравственное направление: программы внеурочной деятельности «Мир семейного очага», «Я среди людей», «Я и мое Отечество»; проект «Истоки»;  встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, «Уроки мужества»; выставки рисунков;  тематические классные часы; школьный музей русской культуры и быта «Круголетье», участие в волонтерском движении.
5. Социальная деятельность: программы внеурочной деятельности «Вместе весело шагать», «Твой выбор: я и моя команда», «Мой мир. Мои права»;  проведение субботников; акция «Спаси дерево», «Помоги птицам», «Каждой пичужке - своя кормушка» и др.
Таким образом, внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: тематические программы, проекты, традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей.
Итак, духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»