Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Детский фольклор в жизни младших школьников

Белых Маргарита Николаевна,
воспитатель группы продленного дня 58 школы
Сам по себе фольклор - это духовная неотъемлемая часть народной культуры и именно поэтому может использоваться как инструмент социализации ребенка, играет огромную роль в нравственном воспитании детей. Через такое устное  народное творчество дети могут овладевать родным языком, постигать живость языка, его красоту и величие.  Через фольклорное творчество ребенку открывается мир  природы, мир человека, мир  эмоций, обогащается его мышление и воображение.
Детский фольклор - одно из направлений  устного народного творчества. Одной из главных задач, стоящих перед педагогом, является достижение максимально эффективного воспитательного  процесса, формирование детского коллектива, сплоченности, дружелюбия, развитие духовных и нравственных качеств. И  именно в этой связи фольклор является верным  помощником  в  достижении этих воспитательных задач. Очень важно добавить, что фольклор помогает развивать речь. Ведь дети сталкиваются с общением ежедневно. Занимаясь  развитием  речи при помощи фольклора ( потешки, прибаутки, считалки,  загадки, пословицы  и  поговорки и т.д .) ребенку легче адаптироваться в детском  коллективе, общаться со сверстниками, найти друзей. Фольклорные занятия помогают детям творчески мыслить, повышают самооценку, развивают уверенность в себе, в своих силах.  Вместе с этим  у детей повышаются   и  успехи  в  учебе.
В обучении младших школьников активно используются  такие жанры фольклора  как  пословицы и поговорки, скороговорки, загадки и считалки, небылицы, частушки.
Пословицы и поговорки - это малая форма народного и поэтического  творчества.
Пословица - это краткое законченное изречение, в котором  выражена  народная мудрость  в  поучительной форме. В пословице  содержится вывод, поучение, житейский  совет , основанные  на  народном  опыте.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Тише едешь, дальше будешь.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Ученье свет, а неученье  тьма.
- Сделал дело, гуляй смело.
 
Поговорки - это словосочетание или оборот речи, имеющее буквальное  или образное значение. Поговорки часто имеют  юмористический характер, они служат для описания свойств или качеств  человека  или  предмета.Это кусочек мысли, а не целая мысль.
В отличие от пословицы  поговорка не содержит обобщающий поучительный смысл.
а двумя зайцами погнался ,ни одного не поймал( делать сразу много дел)
- Надулся, как индюк( обиделся)
- Стучать зубами (замерзать)
- Заморить червячка ( перекусить)
Еще один жанр народного творчества, часто используемый в школьном обучении - загадки.
Загадка - это мудреный вопрос, в котором один  предмет  изображается  посредством  другого. На загадку нужно  найти ответ, отгадать  ее, поэтому именно этот жанр фольклора вызывает у детей больший интерес. Основное назначение загадки развить в ребенке догадливость, сообразительность , логическое мышление и воображение.
-Не портной, а всю жизнь в иголках ходит. (еж)
- В воде купался , а сух остался.  (гусь)
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает.  ( замок)
Считалка - жанр детского фольклора, это небольшие стихотворные тексты, часто в шутливой форме, которые распределяют права и обязанности  в детских играх.
- Вышел месяц из тумана,
 Вынул ножик из кармана,
 Буду резать, буду бить,
 Все равно тебе водить.
 
- Стакан, лимон,
Выйди вон.
 
- Мы делили апельсин,
Много нас , а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда,
Разбегайтесь, кто куда!
 
Дразнилки  используются детьми в общении и в играх. Дразнилки бывают смешными и обидными. Они учат детей  умению  подмечать  плохое, развивают чувствительность к нелепым ситуациям в жизни, высмеивают лень, трусость, хвастовство  и другие  плохие  привычки.
- Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
К тебе девочки придут,
Поцелуют и уйдут.
 
- Моряк, с печки бряк,
Растянулся,  как червяк,
Руки, ноги на пороге,
Голова на улице
 
- Любопытной  Варваре
На базаре нос оторвали.
 
Припевки - короткие, шутливые песенки, которые служат отражением картин детской жизни, тесно связанной с окружающей природой.
- Божья коровка, улетай на небо,
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной , а тебе ни одной.
 
-Улитка, улитка, выпусти рога,
Дам конец пирога и кувшин творога.
А не выпустишь рога, забодёт тебя коза.
 
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
 Дам тебе горошка.
 
Скороговорки  - это шуточные короткие стишки для развлечения детей. Но есть у скороговорок и полезные свойства. Они учат детей правильному  произношению слов, способны исправить дефекты детской речи .Дети хорошо воспринимают скороговорки, ведь процесс  повторения интересных стишков -  своего рода игра.
Скороговорки часто используются в учебном процессе,  чтобы обучение стало не только полезным, но веселым и увлекательным.
- Рос абрикос и вырос.
- На дворе трава,
На траве дрова.
- Бобр добр для бобрят.
- Ехал Грека через реку,
 Видит Грека - в речке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Небылица - жанр устного народного творчества, разновидность сказочного жанра. В небылицах «действительность выворочена наизнанку»
- Рано утром, вечерком,
Поздно  на рассвете,
Баба ехала пешком,
 В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть,
Тихими шагами,
Волк старался переплыть,
 Миску с пирогми.
 
Богатство и разнообразие фольклорных жанров помогают приобщить детей к народной культуре, начиная с детства. Ведь именно в младшем возрасте закладываются основные понятия и примеры поведения.
Фольклор является культурным наследием, и конечно он помогает разнообразить школьную жизнь детей, наполнить ее культурой , духовным содержанием  и  творчеством.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»