Детский фольклор в жизни младших школьников
Белых Маргарита Николаевна,
воспитатель группы продленного дня 58 школы
Сам по себе фольклор - это духовная неотъемлемая часть народной культуры и именно поэтому может использоваться как инструмент социализации ребенка, играет огромную роль в нравственном воспитании детей. Через такое устное народное творчество дети могут овладевать родным языком, постигать живость языка, его красоту и величие. Через фольклорное творчество ребенку открывается мир природы, мир человека, мир эмоций, обогащается его мышление и воображение.воспитатель группы продленного дня 58 школы
Детский фольклор - одно из направлений устного народного творчества. Одной из главных задач, стоящих перед педагогом, является достижение максимально эффективного воспитательного процесса, формирование детского коллектива, сплоченности, дружелюбия, развитие духовных и нравственных качеств. И именно в этой связи фольклор является верным помощником в достижении этих воспитательных задач. Очень важно добавить, что фольклор помогает развивать речь. Ведь дети сталкиваются с общением ежедневно. Занимаясь развитием речи при помощи фольклора ( потешки, прибаутки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и т.д .) ребенку легче адаптироваться в детском коллективе, общаться со сверстниками, найти друзей. Фольклорные занятия помогают детям творчески мыслить, повышают самооценку, развивают уверенность в себе, в своих силах. Вместе с этим у детей повышаются и успехи в учебе.
В обучении младших школьников активно используются такие жанры фольклора как пословицы и поговорки, скороговорки, загадки и считалки, небылицы, частушки.
Пословицы и поговорки - это малая форма народного и поэтического творчества.
Пословица - это краткое законченное изречение, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. В пословице содержится вывод, поучение, житейский совет , основанные на народном опыте.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Тише едешь, дальше будешь.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Ученье свет, а неученье тьма.
- Сделал дело, гуляй смело.
Поговорки - это словосочетание или оборот речи, имеющее буквальное или образное значение. Поговорки часто имеют юмористический характер, они служат для описания свойств или качеств человека или предмета.Это кусочек мысли, а не целая мысль.
В отличие от пословицы поговорка не содержит обобщающий поучительный смысл.
-За двумя зайцами погнался ,ни одного не поймал( делать сразу много дел)
- Надулся, как индюк( обиделся)
- Стучать зубами (замерзать)
- Заморить червячка ( перекусить)
Еще один жанр народного творчества, часто используемый в школьном обучении - загадки.
Загадка - это мудреный вопрос, в котором один предмет изображается посредством другого. На загадку нужно найти ответ, отгадать ее, поэтому именно этот жанр фольклора вызывает у детей больший интерес. Основное назначение загадки развить в ребенке догадливость, сообразительность , логическое мышление и воображение.
-Не портной, а всю жизнь в иголках ходит. (еж)
- В воде купался , а сух остался. (гусь)
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( замок)
Считалка - жанр детского фольклора, это небольшие стихотворные тексты, часто в шутливой форме, которые распределяют права и обязанности в детских играх.
- Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.
- Стакан, лимон,
Выйди вон.
- Мы делили апельсин,
Много нас , а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда,
Разбегайтесь, кто куда!
Дразнилки используются детьми в общении и в играх. Дразнилки бывают смешными и обидными. Они учат детей умению подмечать плохое, развивают чувствительность к нелепым ситуациям в жизни, высмеивают лень, трусость, хвастовство и другие плохие привычки.
- Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
К тебе девочки придут,
Поцелуют и уйдут.
- Моряк, с печки бряк,
Растянулся, как червяк,
Руки, ноги на пороге,
Голова на улице
- Любопытной Варваре
На базаре нос оторвали.
Припевки - короткие, шутливые песенки, которые служат отражением картин детской жизни, тесно связанной с окружающей природой.
- Божья коровка, улетай на небо,
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной , а тебе ни одной.
-Улитка, улитка, выпусти рога,
Дам конец пирога и кувшин творога.
А не выпустишь рога, забодёт тебя коза.
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Скороговорки - это шуточные короткие стишки для развлечения детей. Но есть у скороговорок и полезные свойства. Они учат детей правильному произношению слов, способны исправить дефекты детской речи .Дети хорошо воспринимают скороговорки, ведь процесс повторения интересных стишков - своего рода игра.
Скороговорки часто используются в учебном процессе, чтобы обучение стало не только полезным, но веселым и увлекательным.
- Рос абрикос и вырос.
- На дворе трава,
На траве дрова.
- Бобр добр для бобрят.
- Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в речке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Небылица - жанр устного народного творчества, разновидность сказочного жанра. В небылицах «действительность выворочена наизнанку»
- Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Баба ехала пешком,
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть,
Тихими шагами,
Волк старался переплыть,
Миску с пирогми.
Богатство и разнообразие фольклорных жанров помогают приобщить детей к народной культуре, начиная с детства. Ведь именно в младшем возрасте закладываются основные понятия и примеры поведения.
Фольклор является культурным наследием, и конечно он помогает разнообразить школьную жизнь детей, наполнить ее культурой , духовным содержанием и творчеством.