Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коррекция асоциального поведения школьников
подросткового возраста через патриотическое
воспитание на уроках обществознания

Алексеева Ирина Александровна
Актуальность проблемы асоциального поведения школьников подросткового периода неоспорима. Его проявления могут быть весьма различны вплоть до агрессии и аутоагрессии в их крайнем проявлении. В нашей же статье речь пойдет о более распространенном, но тоже крайне неприятном для педагогов и родителей явлении – аморальное поведение. При отсутствии коррекции в процессе воспитания подрастающего ребенка, этот вид асоциального поведения может весьма негативно повлиять на его жизнь, а также на жизнь окружающих людей, это чревато не просто формированием определенных черт личности и закреплением определенных моделей поведения, но в дальнейшем вполне может привести к противоправному поведению и даже к уголовно наказуемому преступлению. Так, например, отсутствие коррекции клеветы у ребенка (сообщение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица), в дальнейшем может привести его как уже взрослого лица на скамью подсудимых по этому же вопросу (или какому-то иному). Так, статья УК РФ 128 предусматривает наказание вплоть до пяти лет лишения свободы за клевету.
Действительно, работая в школе, можно столкнуться с такими проявлениями асоциального поведения у детей, как лживость, клевета, стремление достичь желаемого любым путем. Понятно, что асоциальное поведение типично мы наблюдаем у детей из неблагополучных семей, но интересно, что асоциальное поведение в этом своем виде (аморальное поведение) может проявляться в том числе и в функционально благополучных семьях, речь о детях, которые могут не иметь никаких сложностей с адаптацией и успеваемостью. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, семейные проблемы, влияние молодежной субкультуры (готы, эмо и др.), вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм), спортивный фанатизм, желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний,  таланта, материальных приобретений. Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми. Такое поведение безусловно должно являться одной из основных «мишеней» воспитания. Причем согласно данным психолого-педагогической науки наиболее яркие проявления асоциального поведения мы можем наблюдать у детей подросткового, так называемого «сложного», возраста. Таким образом, именно в этом возрасте их легче выявить и таргетировать.
Конечно, в школе должна вестись многоплановая работа по коррекции асоциального поведения учащихся, например, организация внеурочной деятельности, досуга, классные часы, общение и взаимодействие с родителями, работа социального педагога и пр. Что касается такого вида асоциального поведения как аморальное поведение и интересующие нас – лживость и клевета, то здесь корректирующая работа может быть проведена в том числе и на уроках. На каких уроках? И каким образом? Прежде всего, на уроках обществознания. И, прежде всего, через положительные примеры достойного, геройского поведения соотечественников, патриотов своей Родины – то есть через патриотическое воспитание.
Рассмотрим подробнее. В отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания патриотизма, чувства, которое часто определяют как самое высокое чувство в человеке. Патриотизм — это как бы общественный цемент, связывающий людей в честное, дружное общество. Так, по утверждению К.Д. Ушинского чувство патриотизма "последним гибнет даже в злодее". Данные психолого-педагогической науки, работы таких исследователей как К. Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламов, Я.А.Коменский сообщают нам, что патриотическое воспитание воспитывает и взращивает в детях не только любовь к Родине, но и множество других необходимых личностных качеств и черт, например, готовность к активному труду на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Я.А.Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Многие мыслители и педагоги указывали на многостороннее формирующее влияние патриотизма. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
На основании изложенного, разумно будет предположить, что воспитание в детях патриотических чувств приводит в том числе и к формированию таких черт и качеств личности как честность и порядочность. Понятно, что в основе патриотического воспитания лежит изучение поступков и примеров поведения патриотов, их подвиги, геройские поступки в сложные периоды жизни нашего Отечества, нашего народа.
Учебная дисциплина «Обществознание» относительно школьного подросткового возраста (программы седьмого класса) предусматривает среди прочего следующие темы, например: «Наша страна на карте мира», «Конституция Российской Федерации», «Гражданин России», «Мы многонациональный народ», «Защита Отечества», «Что значит жить по правилам», «Почему важны законы. На уроках по этим темам рассматриваются такие понятия как «отечество», «родина», «патриотизм», «гражданин», обозначаются и исследуются нормы поведения согласно Конституции и других законов. Очевидно, что обществознание – эта та учебная дисциплина, которая очень хорошо подходит для решения поставленной нами задачи – формирование и воспитание честных, достойных, порядочных граждан.
Конечно, на уроках обществознания по упомянутым темам ведется работа по решению этой задачи через рассказ учителя, диалог и обсуждение обозначенных учителем проблем, демонстрацию учебных фильмов и т.п.
Но для повышения эффективности поставленной задачи, для глубокого осознания учащимися необходимости формирования в себе определенных личностных черт, таких как честность, порядочность, для понимания детьми важности и необходимости ответственного подхода к своему собственному поведению, по нашему мнению, необходимо использовать такие способы, средства, приемы, которые способны вызвать сильный эмоциональный отклик у детей, их личную заинтересованность, их желание и стремление быть обладателями тех качеств, которые мы хотим у них сформировать.
Мы предложили детям и опробовали при изучении соответствующих тем на уроках обществознания следующий вид задания: подготовить рассказ (доклад) из истории своей семьи о дедах, прадедах, их подвигах, героических поступках во времена Великой Отечественной войны и в послевоенное время, когда народ-победитель отстраивал разрушенную войной страну. Практика показала, что дети охотно брались за выполнение этого задания, выясняли детали жизни своих предков. На уроках воодушевленно рассказывали о своих близких и с интересом слушали друг друга.
 
 
 
 
Таким образом, мы видим, что дети с удовольствием делятся своим знанием о подвигах своих предков - дедов, прадедов, о их достижениях и безусловных заслугах перед Родиной, о их достойной уважения прожитой жизни, также высокий интерес вызывают рассказы одноклассников, то есть тех, кого они уже хорошо знают. Именно то обстоятельство, что речь на уроке идет о их родственниках или о родственниках одноклассников, обеспечивает эмоциональную включенность детей, их эмоциональный отклик. Эти положительные примеры безусловно дают детям ориентир для их собственного поведения, проще говоря, помогают формировать понимание, что есть добро, а что есть зло, способствую развитию не только чувства патриотизма, но и связанных с ним таких черт личности, как честность и порядочность.
Данная проблема требует дальнейшего изучения и поисков новых способов и средств по воспитанию честности, порядочности, неприятию лжи, поскольку в мире современных технологий и коммуникаций лживость и клевета отдельных людей приобретают порой грандиозные масштабы, способные негативно влиять на жизнь огромного количества людей.
Источники:
https://moluch.ru/archive/279/62991/
https://infourok.ru/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-shkolnikov-sredstvami-patrioticheskogo-vospitaniya-5067735.html
https://ozglyc.edumsko.ru/conditions/psychology/post/1155971
https://pedlib.ru/Books/6/0265/6_0265-350.shtml
https://studbooks.net/2052831/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_patrioticheskogo_vospitaniya_mladshih_shkolnikov
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»