Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки
Подгурская Анастасия Николаевна,
ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга
Выбирая тему статьи, я основывалась на нескольких аспектах.
Во-первых, данный тезис звучит как основной в системе современного образования. Во-вторых, развитию этих качеств, способствует само наполнение учебной программы. В-третьих, эта тема невероятно близка мне как человеку, как гражданину своей страны.
Хочется провозгласить: «Кто, если не мы?». Мы – чья профессия обучать и воспитывать.
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на гражданско-патриотическом воспитании. Сегодня чувство патриотизма подвергается серьёзному испытанию и поэтому в школе необходимо уделять этому направлению особое внимание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к Родине, родным местам, гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей – процесс сложный и длительный.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально-психологические, мировоззренческие чувства, патриотизм, гуманизм, а также доброту, чувство долга, гордости и справедливости, формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию человека. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям.Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» – говорил он.
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки в школе осуществляются через разные направления:
- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
- изучение основных жанров фольклорных сочинений;
- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков;
- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием и т. д.
В общеобразовательной школе вопросы гражданской направленности можно решать не только на уроках музыки с 1 по 8 класс, но и на занятиях по внеурочной деятельности (кружки игры на свирели, кружки вокально-хорового направления и др.).
В программе Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, особенно в начальной школе, есть разделы, содержание которых может помочь решить задачу гражданско-патриотического воспитания.
Раздел «Россия – Родина моя» - это первый раздел учебника начальной школы. Материал этого раздела разнообразен. Во втором классе учащиеся знакомятся с гимном России, государственной символикой и символами России: Красной площадью, зданием Большого театра, Храмом Христа Спасителя. Учащиеся оценивают величие красоту архитектуры зданий, анализируют текст гимна, изучают мелодию, узнают о правилах исполнения и слушания Гимна. На этом уроке всегда идёт разговор и о нашем Гимне Великому городу, флаге и гербе, о наших символах города. На уроке даётся задание детям с родителями узнать подробнее о каком-то одном символе и подготовить небольшой рассказ. Если и родители подключаются к этому процессу, то у учителя больше шансов достучаться до сердец малышей и раскрыть значимость этой темы. Итогом такой работы может фото выставка самых интересных объектов нашего города и столицы.
В третьем классе в разделе «Россия – Родина моя» на первом уроке мы обращаемся к самому великому мелодисту Петру Ильичу Чайковскому. Через красоту мелодий его произведений школьники чувствуют любовь композитора к жизни, к русской природе и пытаются прислушаться к своему сердцу, как оно реагирует на музыку симфонии № 4 П.И.Чайковского.
Следующий материал уроков переносит нас у эпоху Петра I, затем музыка рассказывает о защитниках Новгородской земли XIII века, далее учащиеся окунутся в атмосферу народного подвига Смутного времени XVII века. На этих уроках школьники знакомятся с кантами и сами исполняют старинные солдатские песни, выражая гордость за свою Родину, российский народ и историческое прошлое, осознавая свою этническую и национальную принадлежность.
Во время знакомства с музыкой С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!» учитель обязательно знакомит учащихся с именем и подвигами великого полководца и святого земли Русской Александром Невским. Разучивая отрывки мелодии кантаты, ребята через себя пропускают чувства тревоги за судьбу России. Слушая и анализируя часть кантаты «Вставайте, люди русские», понимают, как музыка может выразить спокойствие и уверенность в победе и глубину любви к своей Родине русского народа.
Знакомство с фрагментами из героико-патриотической оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки направлено на формирование представления о музыкальном искусстве как о воплощении красоты и жизненной правды. Учащиеся узнают о подвиге Сусанина и русских воинах. Здесь же учащиеся вспоминают, как по русскому обычаю встречать гостей, и определяют, какой момент будет самым подходящим для того, чтобы преподнести хлеб-соль воинам. Особенно важно учащимся самим выступить в роли исполнителя каких-либо фрагментов оперы, чтобы глубже почувствовать музыку, понять, почему эта опера так значима для России. На уроке школьникам предлагается выступить в роли дирижёра финального хора оперы «Славься!». Всегда заинтересованно учащиеся слушают информацию о том, что 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий парадом, под звучание этого хора.
В четвёртом классе в разделе «Россия – Родина моя» учащиеся знакомятся с музыкой С.В. Рахманинова, М.И.Глинки и С.С.Прокофьева, читают отрывки из рассказа М.Горького, рассматривают картины К.Петрова-Воткина, В.Васнецова и С. Присекина, изучают разные виды русских народных песен.
Все произведения направлены на формирование основ российской гражданской идентичности, воспитывают патриотические чувства, любовь к Родине, расширяют знание о музыке, композиторах, художниках, направлены на воспитание патриотической позиции подрастающего поколения, знакомят с традициями русского народа.