Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социальные ценности в контексте
социализации личности школьника

Ботвина Ольга Михайловна,
учитель английского языка

ГБОУ школы № 655 Санкт-Петербурга
         Социализация личности школьника включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности школьника. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков.
         Социальные ценности в контексте социализации личности школьника можно рассматривать как  важнейшее средство, условие и результат социализации личности. Под социальными ценностями в широком смысле понимают наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком смысле понимаются нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктом общественного сознания [4, c.278].
     В гуманитарных науках существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей (ценности-цели и ценности-средства; материальные и духовные ценности и т.д.). Для педагога важно понимать,  что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека. Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель и никогда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант [3]. Человек — это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, что признается в ряде современных теорий и концепций воспитания (гуманистическое воспитание; гражданское образование; социальное воспитание; личностно-ориентированное воспитание и др.).
В педагогическом процессе важно обращаться к высшим ценностям, к которым следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т. д. Об особенностях таких ценностей писал один из крупнейших философов XX в. А. Уайтхед: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является миром ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Ее сущность, не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах» [5, с.611].  
          Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности школьника, поскольку связан с актуальными интересами и потребностями растущего человека. Их реализация, по существу, тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. По поводу роли высших ценностей в социализации и самоактуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд-радость»: один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что А.Маслоу назвал «бытийными» ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Он называет ряд таких ценностей: истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и несколько других.
     Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности, и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей [2, с.110].
     Но не только высшие ценности воздействуют на социализацию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям, обусловлены ими, без ценностей-средств не достижимы ценности-цели. Например, если человек стремится к утверждению справедливости, он не сможет использовать для этого несправедливые средства, а стремление к добру несовместимо с недобрыми средствами.   
     Следующий аспект рассматриваемой нами проблемы касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые обуславливают ценностные ориентации и поведение личности, а также способы ее социализации. Например, в истории человечества известны ценностные парадигмы: восточная и западная,  отражающие ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Основным агентом социализации личности выступает семья и, само общество рассматривается как большая семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается на изменение себя, на самосовершенствование, а не на изменение мира. Так, к примеру, известный философ С.К. Рерих считал, что главный дар, который человек может принести всему человечеству – это совершенствование самого себя.
     Для западной традиции характерным является приоритет индивидуальных ценностей над общественными на основе противопоставления личности и общества. В соответствии с этим социализация личности связывается, прежде всего, с изменением социальной среды. В контексте этих двух традиций генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятности, должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценностей. В этой связи следует заметить, что в российском обществе  реабилитируются ценности индивидуальности, активности и самостоятельности личности [1, c.406].
     Рассмотренный аспект проблемы социализации подводит нас к вопросам о том, какому способу социализации личности отдать предпочтение, что необходимо менять в первую очередь — личность или социальную среду, каким образом в педагогическом процессе использовать социальные ценности как средство социализации, как условие социализации, как привить человеку современно значимые социальные ценности. Эти вопросы требуют  специального научного исследования.
 
Список литературы
 
1. Лавриненко, В. Н. Философия: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко,  В.П. Ратникова. –  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.
2. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. – М., 1982. –  С.110.
3. Общечеловеческие и личные ценности  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studd.ru/lib/1/84/27
4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Авт.– сост. Л.В.Мардахаев. – М.: «Академия», 2002. –  С.278.
5. Уайтхед, А. Н. Избранные работы по философии / А. Н. Уайтхед.  –  М.: Прогресс, 1990. – 632с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»