Воспитание нравственности на уроках МХК
Соколова Ксения Юрьевна
Многим людям, наверное, кажется, что одной из самых легких профессий является профессия учителя – часто и по телевидению, и от знакомых слышишь, что и домой то ты приходишь рано, и отпуск то большой у тебя, и многие женщины идут работать в школу именно поэтому - чтобы ребенка можно было пораньше забрать из детского садика, и для дома больше времени…. Женская это такая работа, несложная. Ведь детей воспитывать умеют все. Приходилось слышать и то, что это не работа вообще…Но когда ты сам приходишь работать в школу, то начинаешь понимать, что все это не так. Школа это особый мир со своими особыми правилами, это небольшое государство в государстве, как Ватикан в Риме. Лишь пожив в этом государстве некоторое время, ты начинаешь осознавать, твой ли это мир – школа - или нет, подходит ли школьная страна тебе, а ты – ей. Интересно ли тебе с гражданами этого государства, а им с тобой, получается ли у вас ладить, захотят ли они остаться с тобой посидеть после уроков, или убегут сразу после звонка. Придут ли они к тебе после выпускного вечера просто поговорить, в гости, а может посоветоваться, или не захотят даже поздороваться при случайной встрече на улице. Тяжкий ли для тебя это труд – общение с детьми, которые не всегда хотят случать, часто чересчур эмоциональны и импульсивны, часто совсем тебе не благодарны, и ты не чувствуешь отдачи, хотя сам вкладываешь в них всю душу - или для тебя школа это всегда отдых, радость и эмоциональный подъем. Хотя я думаю у всех у нас бывают моменты, когда все надоедает, и думаешь – зачем же я все таки стал учителем! Хочется бросить все и уйти, но почему то не получается – говорят, школа затягивает. А еще часто бывшие учителя говорят, что очень скучают по первому сентября и школьному звонку!
От учителя ждут очень многого - и родители, и ученики, и государство. Ждут высокого результата у детей на экзамене, обширных и надолго остающихся знаний, умения неожиданно пробудить интерес к учебе, помощи при поступлении в ВУЗ. Но, наверное, самое важное ожидание - это желание детей иногда просто с нами пообщаться, посоветоваться, получить помощь, внимание, которого им не всегда хватает дома, какого - то человеческого участия. Часто ребенок остается в школе после уроков – ему не хочется идти домой, и для этого может быть много причин. Поэтому важнейшая наша задача не только научить чему - то, но и воспитать. Выслушать, поговорить, когда это необходимо ученику, дать совет, если он его просит. Не только чтобы ученик успешно сдал экзамен, но и чтобы он стал хорошим человеком, гражданином, чтобы в сложной ситуации он смог принять верное решение, чтобы можно было гордиться, что ты его выучил, и чтобы возможно через много лет он сказал – спасибо! Конечно, в основном воспитание мы ведем не на уроках – это внеклассная работа, неформальное общение с ребенком во внеучебное время. Многие дети любят участвовать в различных школьных мероприятиях, ездить на экскурсии, но есть и те, кто это не любит. Например, в школе где я работаю есть замечательные традиции КВНа между учителями и старшеклассниками, и это всегда большой праздник для детей, и даже после окончания школы многие приходят посмотреть на выступление любимых педагогов, посмеяться, пообщаться. Но воспитывать необходимо и во время образовательного процесса. И если на уроках технического цикла бывает сложно подобрать момент для этого, тему для какой - либо беседы, развивающей ребенка духовно, то, конечно, гуманитарные дисциплины дают множество таких возможностей.
Мы привыкли считать, что учить важнее, чем воспитывать, и наша главная задача – дать образование. На самом деле, вряд ли это так. Ведь именно чувства, эмоции, внимательное отношение к другим людям, гуманное отношение к животным делают человека человеком. И, к сожалению, это очень актуальная тема сегодня – воспитание в подрастающем поколении человечности, патриотизма, гуманистических ценностей. Им необходимо помогать в нравственном развитии. Часто именно в этом возрасте сложно отличить хорошее от плохого, важное от второстепенного.
Многие хвалят, а многие ругают советскую модель школьного образования. Безусловно, это тема дл отдельной беседы, в ней много плюсов, но много и минусов. Мне кажется, что одним из положительных моментов советского образования было то, что ребенку давался абсолютно четкий идеал, образец, к которому надо стремиться, он был единственный и очень простой, понятный. Сейчас же образец для подражания каждый выбирает себе сам, и с одной стороны это очень хорошо, потому что у ребенка есть простор для самореализации и свобода выбора. Но не стоит забывать - в этом возрасте бывает сложно сделать верный выбор. Наша задача по мере сил помочь им в этом, деликатно посоветовать, не навязать, а сориентировать… Поэтому современный образовательный стандарт - требование нравственно развивать детей именно на уроках кажется мне очень актуальным и верным.
Конечно, сложно говорить о предметах, которые ты не ведешь, но мне кажется, что в каждом уроке можно найти свой воспитательный потенциал. Тем не менее, я буду все - таки рассказывать о том, что преподаю сама – истории, обществознании, мировой художественной культуре.
Сейчас наиболее популярным отдыхом россиян является поездка за границу. Многие люди приезжают в какую - нибудь европейскую страну, например, и не всегда знают – а что можно посмотреть в другой стране? На какие экскурсии пойти? А в какую страну интереснее будет поехать? Даже если целью человека является не экскурсионная программа, а именно отдых. Часто было, что на уроках мировой художественной культуры мы проходим какой то памятник, картину – и кто то из детей говорит – ах как бы я хотел это увидеть своими глазами! Или – а я там был! И делится своими впечатлениями, может даже доклад сделает или классу расскажет! Особенно конечно бывает приятно мне, как педагогу, если это ребенок сложный, и он раскрывается именно на моем уроке - и такое бывает! Однажды восьмиклассница, которая считалась проблемной и в обучении, и в поведении вызвалась рассказать всем о Соборе Парижской Богоматери, потому что мечтает увидеть его сама. Я конечно не ждала от нее многого – приятно было уже то, что она захотела сделать доклад сама, и мне не важно было на каком уровне он будет – главное ее желание. Но девочка сумела удивить – она ничего не скачала из сети, как это сейчас модно. Она принесла книгу В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» и зачитала оттуда описание собора, объяснив, что именно после прочтения этого произведения мечтает попасть в Париж. Я уверена, у каждого учителя есть такие удивительные истории - свое маленькое педагогическое чудо.
А бывает ученик скажет – я там был и не знал ничего про это здание! Иногда после урока или после поездки на экскурсию дети удивляются - а я думал, что в нашей стране нечего посмотреть… Думал, что только заграницей интересно! Именно так мне говорили ребята из 11го класса который я выпустила несколько лет назад когда я взяла их на классное руководство. За два года мы побывали в Новгороде, Пскове, Пушкинских горах… всего не перечислишь! Конечно, как и любые дети, они ехали не посмотреть что то, а погулять, но как же приятно было услышать на выпускном вечере их благодарность и то, что свое мнение об интересности путешествий только за границу они изменили!
Мировая художественная культура в школе не ненужный предмет! Ребята могут не запомнить всех пройденных книг и картин, и опер, но хоть что - то покажется им интересным и достойным внимания. Возможно, это расширит их кругозор или они смогут блеснуть своими знаниями перед родителями, сверстниками или экскурсоводом, как одна моя выпускница в Турции. С удивлением я узнала от нее, что именно после уроков МХК она вспомнила на экскурсии наши разговоры про античность, и поразила всю группу туристов своими вопросами, а гида своим рассказом. Возможно, ребята станут более терпимо относиться к представителям какой то страны, узнав о ее культуре. Хочется, чтобы они увидели и поняли, что и у нас в стране есть куда поехать и что посмотреть. И если кто – то скажет, что это он не любит, и что ему это не нравится, не близко, не в его вкусе – пожалуйста, это его право! Надо только знать и представлять о чем именно ты говоришь… Увидеть самому. И понять для себя, что это все равно ценность – даже если тебе лично она не нравится. Когда мы проходили Эмиля Золя, я задала девочке прочитать один из его романов и рассказать о нем в классе, преследуя, честно говоря, двойную цель – и ее почитать заставить, и класс заинтересовать. Прочитав «Жерминаль» ребенок заявил, что рассказывать о нем в классе она не будет, потому что роман ей не нравится, и она стесняется говорить о тех проблемах, которые поднимает в нем Золя, причем аргументировано доказала мне свою точку зрения, зачитывая отрывки из романа. Я не могла не поставить ей «отлично» - мнение есть мнение, тем более так хорошо доказанное!
Мне кажется, что нельзя давать ребенку говорить – зачем нам идти в Эрмитаж, ехать в Пушкин, ведь я там уже был! Как бы это страшно не звучало – заставить его туда поехать или пойти. Потому что часто потом слышишь – как хорошо, что тогда я был с вами. Я и не знал что это может быть так интересно…
Ужасно страшно читать статьи или смотреть передачи про случаи жестокого обращения с животными. Я думаю, вряд ли это сделает тот, у кого есть домашний любимец. Многие не могут позволить себе животное в квартире – родители не разрешают, или жилищные условия не дают, или аллергия – причин может быть миллион. Тем не менее большинство детей любят общаться с братьями нашими меньшими, и в этом тоже могла бы им помочь школа. К сожалению, не во всех школах есть возможность завести живой уголок. А ведь это очень полезно и важно для ребенка – общение с животными. Животные несут в себе огромный воспитательный потенциал! У детей развиваются лучшие качества – доброта, сострадание, умение поддержать. Да и успокаивает животное часто!
Не поспорить с тем, что патриотизм, гражданственность, гордость за свой народ и страну лучше всех воспитывают уроки истории и обществознания в школе. Они же помогают бороться с бичом современного общества – нетерпимостью. Модное сейчас слово «толерантность» у всех на устах, и мы проводим классные часы на эту тему, беседуем, показываем фильмы, но они почему то не всегда оказывают нужное действие… И часто гораздо важнее пример, подтверждающий слова и теорию. Множество таких примеров может дать история, личный опыт, да и часто можно обсудить случаи из теленовостей и других СМИ. Главное здесь, наверное, достучаться до души и до сердца… Это сложнее всего.
Поэтому, как бы не хотелось нам быть просто преподавателями своего предмета, но воспитывать на уроках важно и нужно, необходимо. Так же, как и подавать пример, развивать духовно и нравственно. Ведь нам хочется жить среди достойных людей, в развитой и благополучной стране, а то, каким будет наше государство, во многом зависит от его жителей.