Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание нравственности на уроках МХК

Соколова Ксения Юрьевна
Многим людям, наверное, кажется, что одной из самых легких профессий является профессия учителя – часто и по телевидению, и от знакомых слышишь, что и домой то ты приходишь рано, и отпуск то большой у тебя, и многие женщины идут работать в школу именно поэтому - чтобы ребенка можно было пораньше забрать из детского садика, и для дома больше времени…. Женская это такая работа, несложная. Ведь детей воспитывать умеют все. Приходилось слышать и то, что это не работа вообще…
Но когда ты сам приходишь работать в школу, то начинаешь понимать, что все это не так. Школа это особый мир со своими особыми правилами, это небольшое государство в государстве, как Ватикан в Риме. Лишь пожив в этом государстве некоторое время, ты начинаешь осознавать, твой ли это мир – школа - или нет, подходит ли школьная страна тебе, а ты – ей. Интересно ли тебе с гражданами этого государства, а им с тобой, получается ли у вас ладить, захотят ли они остаться с тобой посидеть после уроков, или убегут сразу после звонка. Придут ли они к тебе после выпускного вечера просто поговорить, в гости, а может посоветоваться, или не захотят даже поздороваться при случайной встрече на улице. Тяжкий ли для тебя это труд – общение с детьми, которые не всегда хотят случать, часто чересчур эмоциональны и импульсивны, часто совсем тебе не благодарны, и ты не чувствуешь отдачи, хотя сам вкладываешь в них всю душу - или для тебя школа это всегда отдых, радость и эмоциональный подъем. Хотя я думаю у всех у нас бывают моменты, когда все надоедает, и думаешь – зачем же я все таки стал учителем! Хочется бросить все и уйти, но почему то не получается – говорят, школа затягивает. А еще часто бывшие учителя говорят, что очень скучают по первому сентября и школьному звонку!
От учителя ждут очень многого - и родители, и ученики, и государство. Ждут высокого результата у детей на экзамене, обширных и надолго остающихся знаний, умения неожиданно пробудить интерес к учебе, помощи при поступлении в ВУЗ. Но, наверное, самое важное ожидание - это желание детей иногда просто с нами пообщаться, посоветоваться, получить помощь, внимание, которого им не всегда хватает дома, какого - то человеческого участия. Часто ребенок остается в школе после уроков – ему не хочется идти домой, и для этого может быть много причин. Поэтому важнейшая наша задача не только научить чему - то, но и воспитать. Выслушать, поговорить, когда это необходимо ученику, дать совет, если он его просит. Не только чтобы ученик успешно сдал экзамен, но и чтобы он стал хорошим человеком, гражданином, чтобы в сложной ситуации он смог принять верное решение, чтобы можно было гордиться, что ты его выучил, и чтобы возможно через много лет он сказал – спасибо! Конечно, в основном воспитание мы ведем не на уроках – это внеклассная работа, неформальное общение с ребенком во внеучебное время. Многие дети любят участвовать в различных школьных мероприятиях, ездить на экскурсии, но есть и те, кто это не любит. Например, в школе где я работаю есть замечательные традиции КВНа между учителями и старшеклассниками, и это всегда большой праздник для детей, и даже после окончания школы многие приходят посмотреть на выступление любимых педагогов, посмеяться, пообщаться. Но воспитывать необходимо и во время образовательного процесса. И если на уроках технического цикла бывает сложно подобрать момент для этого, тему для какой - либо беседы, развивающей ребенка духовно, то, конечно, гуманитарные дисциплины дают множество таких возможностей.
Мы привыкли считать, что учить важнее, чем воспитывать, и наша главная задача – дать образование. На самом деле, вряд ли это так. Ведь именно чувства, эмоции, внимательное отношение к другим людям, гуманное отношение к животным делают человека человеком. И, к сожалению, это очень актуальная тема сегодня – воспитание в подрастающем поколении человечности, патриотизма, гуманистических ценностей. Им необходимо помогать в нравственном развитии. Часто именно в этом возрасте сложно отличить хорошее от плохого, важное от второстепенного.
Многие хвалят, а многие ругают советскую модель школьного образования. Безусловно, это тема дл отдельной беседы, в ней много плюсов, но много и минусов. Мне кажется, что одним из положительных моментов советского образования было то, что ребенку давался абсолютно четкий идеал, образец, к которому надо стремиться, он был единственный и очень простой, понятный. Сейчас же образец для подражания каждый выбирает себе сам, и с одной стороны это очень хорошо, потому что у ребенка есть простор для самореализации и свобода выбора. Но не стоит забывать - в этом возрасте бывает сложно сделать верный выбор. Наша задача по мере сил помочь им в этом, деликатно посоветовать, не навязать, а сориентировать… Поэтому современный образовательный стандарт - требование нравственно развивать детей именно на уроках кажется мне очень актуальным и верным.
Конечно, сложно говорить о предметах, которые ты не ведешь, но мне кажется, что в каждом уроке можно найти свой воспитательный потенциал. Тем не менее, я буду все - таки рассказывать о том, что преподаю сама – истории, обществознании, мировой художественной культуре.
Сейчас наиболее популярным отдыхом россиян является поездка за границу. Многие люди приезжают в какую - нибудь европейскую страну, например, и не всегда знают – а что можно посмотреть в другой стране? На какие экскурсии пойти? А в какую страну интереснее будет поехать? Даже если целью человека является не экскурсионная программа, а именно отдых. Часто было, что на уроках мировой художественной культуры мы проходим какой то памятник, картину – и кто то из детей говорит – ах как бы я хотел это увидеть своими глазами! Или – а я там был! И делится своими впечатлениями, может даже доклад сделает или классу расскажет! Особенно конечно бывает приятно мне, как педагогу, если это ребенок сложный, и он раскрывается именно на моем уроке - и такое бывает! Однажды восьмиклассница, которая считалась проблемной и в обучении, и в поведении вызвалась рассказать всем о Соборе Парижской Богоматери, потому что мечтает увидеть его сама. Я конечно не ждала от нее многого – приятно было уже то, что она захотела сделать доклад сама, и мне не важно было на каком уровне он будет – главное ее желание. Но девочка сумела удивить – она ничего не скачала из сети, как это сейчас модно. Она принесла книгу В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» и зачитала оттуда описание собора, объяснив, что именно после прочтения этого произведения мечтает попасть в Париж. Я уверена, у каждого учителя есть такие удивительные истории - свое маленькое педагогическое чудо.
А бывает ученик скажет – я там был и не знал ничего про это здание! Иногда после урока или после поездки на экскурсию дети удивляются - а я думал, что в нашей стране нечего посмотреть… Думал, что только заграницей интересно! Именно так мне говорили ребята из 11го класса который я выпустила несколько лет назад когда я взяла их на классное руководство. За два года мы побывали в Новгороде, Пскове, Пушкинских горах… всего не перечислишь! Конечно, как и любые дети, они ехали не посмотреть что то, а погулять, но как же приятно было услышать на выпускном вечере их благодарность и то, что свое мнение об интересности путешествий только за границу они изменили!
Мировая художественная культура в школе не ненужный предмет! Ребята могут не запомнить всех пройденных книг и картин, и опер, но хоть что - то покажется им интересным и достойным внимания. Возможно, это расширит их кругозор или они смогут блеснуть своими знаниями перед родителями, сверстниками или экскурсоводом, как одна моя выпускница в Турции. С удивлением я узнала от нее, что именно после уроков МХК она вспомнила на экскурсии наши разговоры про античность, и поразила всю группу туристов своими вопросами, а гида своим рассказом. Возможно, ребята станут более терпимо относиться к представителям какой то страны, узнав о ее культуре. Хочется, чтобы они увидели и поняли, что и у нас в стране есть куда поехать и что посмотреть. И если кто – то скажет, что это он не любит, и что ему это не нравится, не близко, не в его вкусе – пожалуйста, это его право! Надо только знать и представлять о чем именно ты говоришь… Увидеть самому. И понять для себя, что это все равно ценность – даже если тебе лично она не нравится. Когда мы проходили Эмиля Золя, я задала девочке прочитать один из его романов и рассказать о нем в классе, преследуя, честно говоря, двойную цель – и ее почитать заставить, и класс заинтересовать. Прочитав «Жерминаль» ребенок заявил, что рассказывать о нем в классе она не будет, потому что роман ей не нравится, и она стесняется говорить о тех проблемах, которые поднимает в нем Золя, причем аргументировано доказала мне свою точку зрения, зачитывая отрывки из романа. Я не могла не поставить ей «отлично» - мнение есть мнение, тем более так хорошо доказанное!
Мне кажется, что нельзя давать ребенку говорить – зачем нам идти в Эрмитаж, ехать в Пушкин, ведь я там уже был! Как бы это страшно не звучало – заставить его туда поехать или пойти. Потому что часто потом слышишь – как хорошо, что тогда я был с вами. Я и не знал что это может быть так интересно…
Ужасно страшно читать статьи или смотреть передачи про случаи жестокого обращения с животными. Я думаю, вряд ли это сделает тот, у кого есть домашний любимец. Многие не могут позволить себе животное в квартире – родители не разрешают, или жилищные условия не дают, или аллергия – причин может быть миллион. Тем не менее большинство детей любят общаться с братьями нашими меньшими, и в этом тоже могла бы им помочь школа. К сожалению, не во всех школах есть возможность завести живой уголок. А ведь это очень полезно и важно для ребенка – общение с животными. Животные несут в себе огромный воспитательный потенциал! У детей развиваются лучшие качества – доброта, сострадание, умение поддержать. Да и успокаивает животное часто!
Не поспорить с тем, что патриотизм, гражданственность, гордость за свой народ и страну лучше всех воспитывают уроки истории и обществознания в школе. Они же помогают бороться с бичом современного общества – нетерпимостью. Модное сейчас слово «толерантность» у всех на устах, и мы проводим классные часы на эту тему, беседуем, показываем фильмы, но они почему то не всегда оказывают нужное действие… И часто гораздо важнее пример, подтверждающий слова и теорию. Множество таких примеров может дать история, личный опыт, да и часто можно обсудить случаи из теленовостей и других СМИ. Главное здесь, наверное, достучаться до души и до сердца… Это сложнее всего.
Поэтому, как бы не хотелось нам быть просто преподавателями своего предмета, но воспитывать на уроках важно и нужно, необходимо. Так же, как и подавать пример, развивать духовно и нравственно. Ведь нам хочется жить среди достойных людей, в развитой и благополучной стране, а то, каким будет наше государство, во многом зависит от его жителей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»