Эссе по предмету ОДНКНР
Специфика курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Федорова Инна Александровна,
учитель истории и ОДНКНР ГБОУ школа № 15
Введение.учитель истории и ОДНКНР ГБОУ школа № 15
Тема «Специфика курса «Основы религиозных культур и светской этики» безусловно актуальна в нашем современном мире.
Условия существования людей в мире быстро меняются и очень сложно быстро разобраться, а тем более приспособиться к новым условиям. Тем более, что большинство государств являются многонациональными и многоконфессиональными.
Религия и вера всегда помогали людям выходить из различных, порой трудных ситуаций. Современный мир порождает новые проблемы, которые приходится решать уже всем вместе.
Целью курса «Основы религиозных культур и светской этики» является воспитание духовно – нравственной личности.
Задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики» включают прежде всего формирование толерантности, осознание человеком религиозной, этнической и культурной принадлежности, воспитание патриотизма, и, в конечном счете, предотвращении межнациональных конфликтов.
Основная часть.
Наше государство является многонациональным, соответственно многоконфессиональным.
Основная задача нашего государства - это сохранить наше культурное наследие, наши ценности, наше богатство. А это будет зависеть от будущих поколений.
Большую роль в формировании будущих поколений играет школа.
Ведь именно она призвана воспитать будущее поколение так, чтобы впоследствии оно смогло обеспечить и сохранить устойчивость, целостность и спокойствие нашего государства. Конечно, важно сказать о воспитании патриотизма, любви, гордости к своей Родине. Но эти и многие другие аспекты воспитания уже давно заложены во все школьные предметы и успешно там воплощаются.
Многие люди недоверчиво относятся к курсу «Основы религиозных культур и светской этики», мотивируя тем, что это лишний предмет, каждый верит в то, во что хочет. Но, если внимательно прочитать название курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно увидеть, что речь пойдет как раз о культуре, об этике. А ведь «Этика» - наука о морали и нравственности. На уроках этого курса говорится о культуре и религии различных народов, где каждый ребенок с удовольствием и гордостью слушает о своей религии, о культуре своего народа, начинает дополнять, рассказывать. В итоге, дети знакомятся с обрядами, религиозными праздниками и традициями разных народов.
Но курс «Основы религиозных культур и светской этики», несомненно отличается… В нем нет научных открытий, точных знаний, формул, понятий. Он отличается своей духовностью, моралью, светом, добротой, искренностью, гуманизмом, толерантностью.
Для преподавания этого курса также написаны учебники, пособия, которые помогают учителю и детям на уроках.
И все – таки, этот курс больше рассчитан на воспитание человека.
Дети с удовольствием посещают уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики», так как они не предусматривают сложного заучивания материала, что предполагают остальные предметы в школе.
Дети просто узнают новое о культуре и религии народов. Происходит обмен информацией. В итоге у детей складывается представление о мировой духовно – нравственной культуре народов.
Таким образом, у детей постепенно происходит развитие способности к самоопределению, формируется мировоззрение, доброе отношение к людям, взаимоуважение, взаимопомощь.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» ведется в школе в четвертом классе. Это тот возраст, когда у детей формируется чувство коллективизма, у них один классный руководитель. Но при этом дети уже отличают такие понятия как «Добро» и «Зло». Поэтому дети воспринимают правильно и осознанно такие понятия как: уважение, гуманизм, сострадание, доверие к культуре и религии разных народов.
К тому же, в дополнение к учебникам, дети любят выполнять творческие задания к различным национальным и религиозным праздникам: рисуют, читают стихи, пишут рассказы, решают викторины, совершают виртуальные путешествия в другие страны.
А на уроках, где изучается светская этика дети выясняют кто такой гражданин, знакомятся с правами и обязанностями человека. Также узнают факты из истории народов, когда нарушались права человека, где народы совместно отстаивали свои права, независимо от национальности и принадлежности к религии.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет свою неповторимую специфику. Так как ни один предмет в школе не сможет так правильно, спокойно, открыто и понятно формировать нравственные качества личности. Разобрать такие понятия как: чуткость, отзывчивость, доброта, помощь. Ведь главная задача школы формировать честного, достойного гражданина своей страны, который умеет уважать права других людей, их культуру и религию. Гражданина, который готов к диалогу как в политическом, так и в культурном плане.