Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль хорового пения в эстетическом воспитании учащихся

Елисеева Лариса Николаевна
 
Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняет одну из двух
функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье.
К.Д. Ушинский 
В Российской Федерации, как многонациональном государстве, особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной куль­ туры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.
Изучение учебных предметов в рамках предметной области «Искусство» направлено на формирование общероссийской культурной идентичности на основе изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды [2]. Непрерывность и преемственность предметной области «Искусство» - основа формирования личности, которая знает и любит культуру своей страны и направляет свою деятельность на дальнейшее ее развитие.
Преподавание предметной области «Искусство» в образовательных организациях направлено на освоение обучающимися российского и мирового искусства и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся.
Анализ проблем содержательного характера показывает, что для достижения планируемых образовательных результатов недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности в части создания и развития деятельности школьных хоровых, музыкальных, драматических коллективов. Вместе с тем значение музыки в эстетическом воспитании личности учащихся неоценимо. Это подтверждают высказывания Аристотеля и В.А. Сухомлинского. Оценки этих выдающихся людей, живших в разные тысячелетия, в основном совпадают. Аристотель:
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». В.А. Сухомлинский: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу» (5]. Если два выдающихся человека, представляющие разные культуры и цивилизации, утверждают решительно о существен­ ном воздействии музыки на душу человека, то, стало быть, музыка является помощником в деле воспитания.
Хотелось бы обратить внимание на эпиграф к этой работе и выделить в этом глубоком утверждении мысль великого педагога о том, что школа должна приносить благо именно своей стране, быть национальной, т. е. опираться на духовные традиции нации, на ее культурные коды. И одной из наших национальных традиций было широкое распространение музыки. Для преподавателя музыки это означает обязанность внимательно относиться к истории жанров, стилей, народных музыкальных инструментов, которые со временем могли превратиться и в профессиональные, к соотношению народной музыки и профессиональной и т.д.
Что такое музыка? Музыка - это свободное безграничное начало, особенное стихийное явление, отражающее состояние ума, души, настроения, эмоций того, кто ее написал. Это искусство и, пожалуй, самое великое и прекрасное искусство в истории человечества!
Каким же было это искусство в России раньше? С одной стороны, это народная музыка, главным жанром которой была песня. С другой стороны, музыка церковная, которая появилась одновременно с распространением христианства, также была вокальной. Но и в народной песне, и в церковной музыке наличествовал один жанр, на котором хотелось бы остановиться подробнее - хоровое пение.
Пение - наиболее демократичный жанр музыкального искусства, доступный каждому и любимый всеми. Хоровое пение относится к древнейшим проявлениям музыкальной культуры, народного творчества. Традиции хоровой музыки проистекают с очень давних времен. Они за­ родились в те времена, когда древние люди возле костра, освоив речь и создав первые, пусть не очень гармоничные, пусть совсем простые, но звуки музыки, пели хором свои незатейливые и, наверное, совсем не рифмованные стихи. «В древние времена в разных странах пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в особой подготовке. Пели "естественно", спонтанно, пели простые и спокойные мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент примитивных инструментов» [4]. Изначально одной из самых распространенных форм пения в России было хоровое пение. Народные певцы одновременно являлись творцами песен, передавая их устно своим последователям.
В России до XVIII в. хор состоял из мужских голосов, женские голоса появились позднее. В XVIII-XIX вв. многие по1111ещики создавали собственные хоры из крепостных. Во второй половине XIX - начале ХХ в. количество частных хоров в России заметно возросло.
В XIX в. господствовавшей формой бытования хоровой музыки становится её концертное исполнение. Сильнейшее воздействие на развитие хоровой музыки XIX в. оказало направление романтизма. Композиторы-романтики проявили большой интерес к народной песне, стремились к широкому использованию программности.
Хоровую музыку писали и использовали многие известные композиторы, такие как Мусорский, Бетховен, Глинка и многие другие. Они использовали ее в своих операх, чтобы подчеркнуть значительность момента, его торжественность, а также, чтобы отобразить участие в опере народа. Хор - это сообщество людей, которые не просто вместе поют, они должны объединить свои души в едином порыве, чтобы создать по-настоящему прекрасную музыку. Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки обусловлены силой ее воздействия на широкий круг слушателей. В истории человечества бы­ вали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологи­ ческой и политической борьбы.
Исследователи русской культуры говорят о соборности русского человека, что означает: смысл жизни принадлежит не изолированному «я», а целому, соборному началу. Эта коллективная психика русского человека опять-таки вызвана условиями русской жизни. В хоре человек чувствует себя сопричастным к целому, и эта солидарность позволяет человеку проще расставаться или забывать свои горести и трудности, заряжаться энергией коллектива. Поэтому хоровое пение, освобождающее человека от негативных переживаний, выполняет и оздоровительные функции.
Хоровое пение как совместное действие, как лад, создаваемый на людях, помогает участнику хора чувствовать себя увереннее, раскрывает ему собственный дар, а значит, переживать радость от этой пользы, которую отдельный певец приносит хору как целому.
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение - это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию.
В процессе совместного хорового исполнения у ребят развиваются не только музыкальные, но и личностные способности, имеющие большое значение в общем развитии ребёнка: воображение, творческая активность, целеустремлённость, взаимовыручка, чувство локтя.
Психолог К. Юнг [7] много рассуждал о том, что в психике отдельного человека заложены некоторые культурные коды, которые он называл архетипами. Если воспитание ребенка, т.е. привитие ему системы ценностей, которые должны стать для него в будущем нравственными
ориентирами, совпадает с архетипами, тогда ребенок будет здоров и телесно, и духовно. Энергия национальной культуры будет поддерживать его, соединять его с другими, тем самым порождая сильное, солидарное общество. Такое общество и есть залог счастья страны, о котором писал К. Д. Ушинский [6).
«Голос в России, - пишет В.С. Попов, это основной музыкальный инструмент. Поэтому всё музыкальное воспитание связано именно с этим музыкальным инструментом, доступным всем, каждому.  У всех есть этот инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо доставать скрипку -у тебя всё при себе. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идет все воспитание» (цит. по [З]).
Хоровое пение дает возможность разностороннего музыкального воспитания детей. Многолетняя традиция системного изучения предметной области «Искусство» в гимназии, включая методические под­ ходы, учебно-методические материалы, научно--педагогические школы и образовательные практики, представляет собой важнейший потенциал развития российской системы общего образования.
Хоровое пение является активной формой музыкального образования, при этом также его можно считать предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации обучающихся на уроке. Под хоровой организацией подразумевается создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой - способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви  к этому виду исполнительской деятельности. Хоровое пение как коллективная музыкальная деятельность активно влияет на развитие музыкальной и общей культуры учащихся.
Следует отметить также возможности, которые дает данный вид деятельности ученику и учителю. Когда учащийся участвует в общем, коллективном деле, у него формируется умение общаться, объективно оценивать свои действия. Он учится применять свои способности и силы с пользой для себя и коллектива. В процессе коллективной деятельности учителю легче изучить и направить ученика, так как ученик лучше раскрывается перед своими сверстниками и учителем именно в коллективной работе.
Пение соединяет в себе несколько отдельных чувств, которые сливаются в одно сильное чувство, различную деятельность многих в одну общую. Все это очень важно в школе, где сложности обучения часто побеждаются только общими усилиями.
В  заключение хотелось бы привести выска1зывание А.Д. Кастальского, крупнейшего композитора и педагога хорового искусства: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом... Детский хор-живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, из­ меняющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому под­ властно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства» (цит. по [1)).
 
Список литературы

 
  1. Воробьева Е.В. Хор [Электронный ресурс] - URL: https://xn- 90abg3bbdhg81.xn-p1ai/program/3240-khor
  2. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образователь­ ных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс)// Портал Министерства просвещения РФ. - URL: https://docs.edu.gov.ru/documenU11cfc73e7dff599beeadf58f363bf98b
  3. Минакова А. Вместе весело шагать по просторам // Столетие [Электронный ресурс]. - http://www.stoletie.ru/kultura/vmeste_veselo_shagat_po_prostoram_720.htm
  4. Сольное и хоровое народное пение [Электронный ресурс] // Атлас профес­ сий. - URL: http://atlasprofdv.ru/index.php/prof3/526-2012-03-25-15-02-01
  5. Сухомлинский В. А. О воспитании / сост. и авт. вступ. очерков С. Соловей­ чик. -4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. -  270 с.
  6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. [Электронный ресурс] - URL:             http://az.lib.rU/u/ushinskiLk_d/text_1867_chelovek_kak_predmet_vospi- taniya_toml.shtml
  7. Юнг К. Аналитическая психология. - М.: АСТ, 2020. - 368 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»