Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование активного электорального поведения
суворовцев как составная часть их гражданско-
патриотического воспитания

Голубев Александр Борисович
Сегодня совершенно очевидно, что активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности. Однако, результаты участия юношей и девушек в выборах различных уровней показывают, что активность молодого избирателя в последнее время снижается; постоянно в них участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше.  При анализе проблем электорального поведения исследователи [4] чаще всего исходят из концепции политического участия,  которое понимается как  «осознание человеком его гражданского долга, гражданской ответственности, социальной идентичности с официальной группой общества и права оказывать влияние на ход политических событий, а также поддержку тем или иным политическим силам и лидерам, используя имеющиеся в его распоряжении возможности и ресурсы». В этой связи интересна статистика, представленная российскими политологами М.  Кошелюком и Т. Александровой, согласно которой: «порядка 20% избирателей регулярно ходят на выборы, порядка 40% систематически не пользуются своим конституционно закрепленным правом голоса, а оставшиеся 40% принимают решение в зависимости от конкретной предвыборной ситуации» [1]. Таким образом, формирование активной электоральной позиции у подрастающего поколения сегодня актуально как никогда.
В Санкт-Петербургском суворовском военном училище ведется очень серьезная работа по такому направлению как гражданско-патриотическое воспитание суворовцев, формирование у них уважения к основам государственности, включая избирательную систему, гордости за свою Родину. Здесь воспитатели учитывают самые различные факторы, которые влияют на формирование политического самосознания будущего российского офицера. Прежде всего, выделяемые большинством политологов и специалистов по социальной психологии [3] типы электорального поведения такой специфичной части населения как молодежь:
  • традиционный тип (конформист). Мотивы политической активности данного типа молодых людей: пример родителей, привычка, стремление быть «как все»;
  • протестный тип. Мотивы политической активности этой части молодежи: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;
  • рациональный тип. Мотивы электоральной активности здесь: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения;
  • апатичный тип. Отношение к выборам у представителей данного типа характеризуется «активной политической пассивностью», уверенностью в том, что всё равно ничего не получится, «мой голос ни на что не влияет, а потому – зачем участвовать в выборах?».
Если же говорить о культурно-исторических факторах, определяющих электоральное поведение молодежи в наши дни, то к числу основных исследователи относят [5] правовой нигилизм, недоверие к власти и негативную социальную адаптацию.
Нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - это отрицание исторических и культурных ценностей, моральных и нравственных норм и устоев общества. В данном случае правовой нигилизм подразумевает под собой отрицание исторических предпосылок, авторитета источников и вообще права, как такового; когда право подменяется на различные иные формы квазимировоззрения субкультурной направленности, включая различного рода течения, секты и т.п. Правовой нигилизм предполагает такое устройство общества, когда «сухие» нормы закона предполагается заменить на более действенные требования и предписания «пролетарского \ социалистического \ коммунистического самосознания и правосознания». Историческое развитие современного российского общества, последовательное прохождение поколений через «перестройку», 90-е  годы XX века, настоящее время, с его изменяющимся законодательствам, тоже не приносят большинству граждан ощущения стабильности. Сегодня исследователи констатируют, что правовой нигилизм присущ уже не одному поколению россиян, он передается от родителей к детям.
Недоверие к власти. Если правовой нигилизм - отношение к праву в целом, то недоверие к власти выражается в недоверии к отдельным властным структурам, конкретным должностным лицам, государственным и муниципальным учреждениям [6]. Данное недоверие может переходить в крайние формы, когда наибольшее количество голосов на выборах получает кандидат «против всех» (в то время, когда такая графа еще присутствовала в избирательных бюллетенях в России), так же следствием данного отношения населения к власти является тотальное игнорирование гражданами выборов.
Негативная социальная адаптация. Человек, социальная адаптация которого прошла положительно, не ищет возможности обвинить в своих неудачах представителей власти или правовой режим государства. Социальная адаптация напрямую связана с процессом социализации личности; она показывает, насколько личность готова к жизнедеятельности, насколько она способна встраиваться в окружающую социальную среду, ставить перед собой цели, искать пути их достижения, отметать девиантные методы поведения, разбивать путь к цели на отдельные задачи. Социальная адаптация наглядно иллюстрирует то, насколько процесс социализации личности в данном, конкретном обществе отработан и реально помогает человеку, обретая индивидуальность, оставаться частью общей структуры. Негативная социальная адаптация приводит к резкому противопоставлению человека государству, обществу.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидной актуальность реализации комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее электоральной пассивности. В Санкт-Петербургском суворовском военном училище для этого применяются самые различные формы гражданско-патриотического воспитания [2]: кинолектории, политинформации, предметные олимпиады, интеллектуальные игры, классные часы, научно-практические конференции и проч. Рассмотрим наиболее востребованные из них.
Кинолектории. Данная воспитательная форма предлагает просмотр суворовцами фильма, демонстрирующего образцы активной гражданской позиции россиян, их действия по поддержке власти и т.д. С обязательным последующим разбором непонятных для ребят эпизодов, пояснении воспитателем каких-либо неоднозначных поступков киногероев и т.д. Примерами таких кинолент являются: «Двенадцать», «Небо», «Девятая рота» и т.п.
Политинформации. Формат своеобразной дискуссии на актуальные политические темы. По поручению воспитателя докладчик из числа воспитанников готовит обзор последних политических событий в России и мире. В совместном обсуждении в учебной группе проясняется государственная линия Российской федерации в отношении тех или иных фактов, событий, процессов; обосновывается необходимость тех или иных распоряжений властных структур; у суворовцев формируется умение оценивать любое событие не только с частной, но и с общественной точки зрения.
Классные часы. На определенную заранее воспитателем тему, например, связанную с какими-либо аспектами избирательного права в России, учащимися готовятся сообщения и о теоретическом аспекте вопроса, и о практическом применении обсуждаемого положения в жизни конкретной семьи, человека. Обязательно приглашается сторонний эксперт (юрист, журналист, политолог и т.д.), который на понятном и доступном для ребят языке объясняет необходимость для мирного, эволюционного существования любого государства соблюдения таких процедур как участие граждан в выборах, уплата налогов, служба в армии и т.д.
Научно-практические конференции. В училище действует очень четкая установка на поощрение воспитанников, желающих изучать те или иные предметные области более глубоко. В частности, регулярно организовываются как в самом Санкт-Петербургском суворовском военном училище конференции, так и в образовательных организациях-партнерах научно-практические конференции, посвященные актуальным, интересным для молодых проблемам. Таким как правовой нигилизм, абсентеизм и т.д.
Опыт Санкт-Петербургского суворовского военного училища в области гражданско-патриотического воспитания учащихся убедительно доказывает, что важно и необходимо формировать правовую культуру будущих российских офицеров, их осознанное отношение к различным государственным институтам, включая избирательную систему. Только тогда они смогут сформировать свою собственную активную гражданскую позицию, что является залогом их успешной службы на благо России.
 
Литература:
1.Александрова Т., Кошелюк М. Как преодолеть электоральное отчуждение \ Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. №3, 2002.
2.Воспитательная работа в Санкт-Петербургском суворовском военном училище.  URL: https://spbsvu.mil.ru/Obrazovanie/Vosp
3.Кострова Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления // О выборах. – 2008. - № 4, с. 10.
4.Политическая социология \ Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 292 с.
5.Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи. URL: http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml
6.Тепляшин И.В. Электорально-правовая активность молодежи и становление российской правовой государственности. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Красноярск, 2007. – С. 46

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»