Технологическая карта экскурсии, как формы
организации учебно-воспитательного процесса
Заворотынская Галина Владимировна
Воспитание будущего гражданина, духовно-нравственное становление, взросление современного подростка, - одни из самых актуальных векторов исследований, дискуссий, публикаций теоретиков и практиков сферы образования в наши дни [3]. Сложно переоценить это направление деятельности педагогов, не только зафиксированное в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, но и являющееся одним из базовых оснований для разработки содержания федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В этой связи обращение в воспитательной работе к демонстрации школьникам, их ознакомление с объектами культурно-исторического наследия страны делает крайне востребованной такую форму учебно-воспитательного процесса как экскурсия, что с очевидностью подтверждает актуальность настоящей публикации.В Санкт-Петербургском суворовском военном училище [1] практика организации и проведения различного рода экскурсий для суворовцев насчитывает не одно десятилетие. Разумеется, накопилось достаточно много успешных приемов, методов, наработок, которые могут быть полезны в работе воспитателю не только суворовского или нахимовского училища, но и общеобразовательной школы тоже. С одним таким приемом, результативность которого проверена личным опытом автора публикации, и хотелось бы познакомить читателей данного материала. Речь пойдет о технологической карте экскурсии – стандартизированном, компактном документе, содержащем краткую инструкцию, перечень этапов, описание необходимых ресурсов и т.п., необходимых для организации и проведения экскурсии с участием школьников.
Д ля проведения длительной, как правило, тематической экскурсии, которая предполагает охват большого количества объектов к посещению, и как следствие - большого количества времени – как раз и удобно составить технологическую карту. Технологическая карта показывает, как эффективнее донести содержание экскурсии экскурсантам. В ней указываются [2] тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяжённость и длительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приёмы показа и рассказа. Технологическая карта состоит из трех частей: вступления, основной части и выводов. Вступление и выводы не связаны с экскурсионными объектами и располагаются в карте до и после графически оформленной основной части экскурсии. В них даются лаконичные указания о том, что обязательно должен сообщить экскурсовод группе о самой экскурсии, чтобы привлечь внимание её участников к объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа:
В графе «Участки маршрута экскурсии» указываются улицы, проспекты, бульвары, шоссе, площади, по которым должна проезжать или проходить экскурсионная группа.
В графе «Места остановок» указываются точки маршрута, где предусмотрена остановка автобуса и обзор объекта без выхода из него или остановка автобуса и выход группы, а также остановка группы в пешеходной экскурсии. Остановки следует указывать конкретно и точно.
В графе «Объект показа» указывают конкретные экскурсионные объекты, которые показываются экскурсантам на остановке, проездом без остановки автобуса или при передвижении пешком. Могут быть указаны как основные, так и дополнительные объекты. Записывают полное название объекта, приводят, например, фамилии проживающих здесь знаменитостей и т.п.
В графе «Длительность показа объекта» отмечается время, необходимое для показа объекта и экскурсионного рассказа, связанного с ним. В этом же промежутке времени следует учитывать и время, назначенное на самостоятельный обзор объекта экскурсантами и предусмотренное на передвижение к следующему объекту.
В графе «Описание объекта показа» необходимо предоставить все основные сведения (исторические, фактические, географические и т.д.) об объекте, согласно логике всей экскурсии. При необходимости – сделать те или иные смысловые акценты: например, известный полководец был выпускником суворовского училища.
В графе «Организационные моменты» излагаются вопросы, связанные с порядком передвижения и расположения группы у объектов, обеспечением безопасности экскурсантов и санитарно-гигиенических требований, правилами поведения возле памятных мест, требованиями охраны природы и проч.
В графе «Методика» перечисляются конкретные детали, особенности объекта, на которые экскурсоводу следует обратить внимание аудитории при показе, последовательность их анализа, предпочтительный ракурс и время показа; указываются методические приёмы показа и рассказа об объекте; излагаются варианты логических переходов и т.д.
В разделе «Заключение» экскурсовод подводит итоги экскурсии и формулирует выводы по всей теме; отвечает на вопросы школьников.
Воспитание будущего гражданина России – дело ответственное, почетное и архиважное. Современный воспитатель должен сформировать у школьника такую нравственную основу, без которой очень трудно быть успешным, уважаемым человеком, настоящим профессионалом своего дела, способным выстоять под напором самых неблагоприятных внешних факторов [4]. Без экскурсионной работы, призванной, в том числе, демонстрировать величайшие примеры личного гражданского мужества известных россиян, это просто невозможно.
Литература
- Воспитательная работа в Санкт-Петербургском суворовском военном училище. URL: https://spbsvu.mil.ru/Obrazovanie/Vosp
- Забродина И.В., Козлова Н.А., Фортыгина С.Н. Основные подходы к разработке технологической карты урока // БГЖ. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-razrabotke-tehnologicheskoy-karty-uroka
- Косолапова Л.А., Бидюк Г.М. Тьюторское сопровождение духовно-нравственного самовоспитания подростков // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-duhovno-nravstvennogo-samovospitaniya-podrostkov
- Милохина Г.Г. Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvennye-tsennostey-podrostkov-kak-osnovnoe-napravlenie-vospitaniya-lichnosti-v-shkole