Петербургская среда в формировании личности ребёнка
Ковтуненко Светлана Викторовна
Введение.
ГОРОД СВЯТОГО ПЕТРА
ГОРОД СВЯТОГО ПЕТРА
Мы разные, но мы - петербуржцы,
Мы - петербуржцы, но мы разные
Об этом нужно знать, этим можно гордиться.
У нас у всех общая «национальность» - питерские!
Смирнова Т.М.
Мы - петербуржцы, но мы разные
Об этом нужно знать, этим можно гордиться.
У нас у всех общая «национальность» - питерские!
Смирнова Т.М.
Наш город создавался как окно в необъятный мир, через которое Россия смотрела на Европу, а «заграница» - на Россию.
Город Великого Петра проектировали и строили мастера из многих стран Европы и разных российских земель, и не только материальное воплощение их труда, но и дух их замыслов, чувств и расчетов в неповторимом симбиозе с северной природой и морем стали первичными почвой и воздухом Петербурга.
Не это ли странное свойство города вызывает интерес и любовь к нему со стороны людей любой культуры, национальности и вероисповедания?
Петербург – не только создание гения и таланта тысяч людей разных культур, он сам – творец особой петербургской-ленинградской культуры, синонима меры, ясности, красоты, воспитанности, стойкости, корректной толерантности, сердечной рациональности и просвещенной духовности. Этот город как априори не терпит невежество, нетерпимость, чванство, суету. Город, который столица по сути, а не по формальному статусу, и таким он остается всегда.
Именно в Петербурге формировалась подлинная элита многонациональной России. Интеллигенция разных конфессий осознавала себя здесь в качестве ведущей духовной силы своих народов. Здесь учились представители практически всех народов России и сопредельных стран, здесь была создана письменность десятков ранее бесписьменных народов, здесь осознали свою высокую миссию многие просветители разных народов.
Но чтобы учить других, необходимо учиться самому. И открытый всем ветрам Петербург впитывал в себя все достижения мировой культуры – науки, экономики, искусства, просвещения, и по мере этого становился все притягательней для самых просвещенных представителей разных национальностей, и они приносили с собой не только свои умения и знания, но и свою житейскую, бытовую культуру, традиции, обряды, праздники, манеру поведения, кухню…
Город становился все более многоязычным и поликонфессиональным, хотя доминирующее население и язык оставались, конечно, русскими, а самой распространенной конфессией было, естественно, православие.
Конечно, каждый продолжает «верить в своего Бога», но тем и прекрасна питерская культура, что, в целом гармонично сочетает в себе элементы разных традиций, менталитетов, даже языков, что совершенно не мешает представителям любой национальности и вероисповедания быть петербуржцем.
По данным Переписи населения за 2012г., жители разных национальностей, но православного вероисповедания составили 81,37% от всего населения Петербурга.
Православная традиция пронизывает всю петербургскую историю. Православная церковь, сохранившая прочные позиции и по сей день, оставалась и остается по день нынешний столпом схоластической системы образования, продолжает выступать против приобщения России к западной культуре.
Так какой национальности наш город и область? Какого вероисповедания они? По современным представлениям, достаточно 5% совокупного населения других, кроме доминирующей национальности, чтобы город или регион считались полиэтническими сообществами. И Санкт-Петербург, и Ленинградская область всегда превосходили этот численный рубеж и, следовательно, всегда были многонациональными. С другой стороны, человек любой национальности, достаточное время проживший в Петербурге и окрестностях, считает себя не только русским или грузином, или армянином, или украинцем… или представителем еще почти 150 разных этносов, как зафиксировала перепись населения 2012г., но еще и ленинградцем-петербуржцем – питерским гражданином, причастным к высокой и трагичной судьбе родного города.
По своему архитектурному облику, Петербург выглядит более европейским, нежели русским городом из-за готических шпилей его колоколен, барочных извивов дворцовых фасадов, пышного скульптурного убранства особняков и парков, классических колоннад административных зданий. И все же не смотря на светскость, город остается несомненно православным.
Вехи городской истории отмечались возведением храмов. Многие из них строились в честь побед над внешним врагом. Находило в истории храмостроительства отражение и течение городской жизни – появлялись дворцовые и кладбищенские, заводские и полковые церкви, основывались православные и иноверческие приходы.
Несомненна градообразующая роль петербургских церквей – они «притягивали» к себе прямые проспекты и улицы, соединяя в одно единое целое разные районы города, в разное время, придавая ему возвышенный, волнующий облик.
С 30-х годов XIX века в архитектуре, в том числе и церковной, признание получил русский (национальный) стиль. Целая плеяда замечательных архитекторов: К.А.Тон, А.М.Горностаев, М.А.Щурупов, В.А.Косяков, Н.Н.Никонов, А.П.Аплаксин, С.С.Кричинский и другие. Наверное, именно эта черта «русскость», послужила тем, что эти храмы были уничтожены первыми в Октябрьской революции. Так, уничтожены почти все церкви, построенные К.А.Тоном в Петербурге и его окрестностях. Названия улиц и площадей города, добрая половина которых была рождена церковными постройками, оказались в советское время вычеркнуты из его жизни. Так Троицкая площадь превратилась в площадь Революции, Благовещенская площадь – площадь Труда, Знаменская площадь – площадь Восстания, Введенская улица – улица Олега Кошевова и т.д. С 20-х годов Октябрьской революции имело место невиданное в истории христианства храморазрушение, которое продолжалось вплоть до наших дней, в 1982г. был взорван храм Перемышльского подворья на Гражданке.
Многие святые места до нас дошли лишь по фотографиям, картинам, литературным произведениям и мемуарам, по рассказам старожил, которых с каждым годом становится все меньше. Но помнить о них мы должны, так как святые места в жизни петербуржца всегда занимали особое сокровенное место.
Наш город на всех этапах своей истории притягивал динамичные и мобильные слои населения из разных концов страны и из-за рубежа. Кто-то пребывал здесь временно, на заработках, службе или учебе, а кто-то оседал навсегда, создавал семью, укоренялся и независимо от национальности становился тем самым «коренным» петербуржцем-ленинградцем, статус которого во всей стране был синонимом высокой культуры и воспитанности и на каждом из которых был отблеск героической истории и славы великого города. Петербург говорит на русском языке, но в городской речи много особенностей, вызванных постоянными тесными контактами с другими языками.
История свидетельствует, что именно религиозная мотивация двигала пилигримами, основавшими американское государство и сделавшими его процветающей державой. Она же двигала множеством европейских предпринимателей, ученых инженеров, поднявших западную экономику на новый уровень развития.
Христианская идея дана Богом и пришла в мир вместе с Сыном Божьим, Иисусом Христом. И сегодня через нее сам Бог дает России возможность спасения. Но это должна быть не православная, не протестантская, не католическая идея, а идея христианская, обладающая универсальной консолидирующей силой и способная действительно объединять, во-первых христиан с христианами (православными, католиками, протестантами), во-вторых с представителями других вероисповеданий, в-третьих с неверующими. Суть идеи состоит в том что: социальная и духовная жизнь должна быть организована так, чтобы душа, ищущая живого Бога, могла бы Его обрести. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33)
Учеными-богословами признается тот факт, что хотя бы в историческом смысле, но для Бога Вышнего небезразлично само место, где Он открывается человеку. Иными словами, на земле есть места, избранные Богом и указанные Им человеку.
Святые места могут оказывать «вразумляющее» действие на людей. Но что значит вразумить человека? Ответ на этот вопрос содержится в словах Покаянного канона: «даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько». Вразумление это дар покаяния. Мы знаем из житий святых, что чем ближе они приближались к Богу, тем сильнее становилась в них потребность покаяния.
Покаяние вообще чисто религиозное понятие. Оно не возможно перед самим собой, но бывает лишь перед кем-то другим: или перед людьми, или перед Богом. Тогда человек должен выйти и встать перед тем, к кому он обращается. Но встать перед Богом, лицом к лицу, просто так, по своей воле человек не может. И, как сказал однажды известный сербский богослов епископ Афанасий (Евтич) раз покаяние невозможно без встречи с Богом, тогда Бог идет на встречу человеку.
I.СВЯТЫЕ МЕСТА ПРАВОСЛАВИЯ
При всем своем рационализме и понимании необходимости просвещения для блага России Петербург сохранил преданность православной церкви, не обижая при этом другие конфессии.
Город основан в день Святой Троицы, поэтому один из первых приходских соборов назван Троицким. Изначально церковь была деревянной, но после пожара, по указу Елизаветы храм восстановили из камня.
Посвящение города Святому Петру было закреплено сооружением собора в честь апостолов Петра и Павла. Этот храм заложен в Петров день 29 июня 1703г. К 1714г. церковь оказалась в центре новой постройки. По проекту Д.Трезини в 1712-1733гг. здесь был воздвигнут грандиозный
Петропавловский собор.
Церковь Петра и Павла еще действовала до конца 1719г. Городские стены были освещены в праздник Покрова Богородицы, 1 октября 1703г., что стало продолжением древней русской традиции обращения к покровительству Богородицы. Икона Казанской Божьей Матери считалась покровительницей Дома Романовых и в 1733-1737гг., напротив лютеранской церкви св. Петра возвысился собор, в народе так и оставивший за собой имя «храм иконы Казанской Божьей матери» - ныне Казанский собор.
Александро-Невская лавра
основана в 1710 году на берегу Невы и Черной речки в воспоминание побед великого князя Александра Невского над шведами. В 1713—1714 гг. устроена была здесь деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с деревянными братскими кельями, и началось общежительство братии. Вскоре явились и каменные церкви, и каменные кельи, в том числе церковь во имя св. благоверного вел. кн. Александра Невского; сюда по воле Петра I перенесены были в 1724 г. из Владимиро-Рождественского монастыря мощи св. Александра Невского. Для этой цели отправлена была во Владимир особая комиссия из духовных и светских особ. 30 августа св. мощи достигли берегов Невы. При устье Ижоры они встречены были самим императором и государственными сановниками, перенесены на особую галеру и при звоне колоколов и громе пушек приблизились к Невскому монастырю, где встретил их дед русского флота — ботик Петра I-го. Император и сановники сняли с галеры святые мощи и перенесли их с честью в Александро-Невскую монастырскую церковь. С тех пор существует праздник 30 августа. В 1720 г. заложен был в монастыре соборный храм во имя святой Троицы; к 1753 г. он был уже почти готов, но вследствие открывшихся повреждений в стенах и сводах был разобран; вновь заложен в 1776 г. по плану архитектора Старова и окончен в 1790 году; в том же году 30 августа сюда торжественно перенесены были мощи Александра Невского из Александро-Невской церкви. Большая часть остальных зданий монастыря построена в период времени от 1725 г. до 1791 года. Именным указом Павла I в 1797 г. монастырь переименован в Лавру и занял по штатам этого года третье место после монастырей Киево-Печерского и Троице-Сергиева. В настоящее время в лавре находится налицо 12 церквей: 1) Свято-Троицкий собор, имеющий в длину 35 сажень, в ширину до 20 сажень, в высоту до 29 сажень (с куполом, главою и крестом). Иконостас его — из итальянского мрамора; местные иконы на металлических досках — работы Ван Дейка, Куверчино и Якимова; на стенах — иконы известных русских и иностранных художников (за левым клиросом «Воскресение» И. X. Рубенса; в алтаре — «Благовещение Пресвятой Богородицы» Рафаэля Менгса). За правым клиросом находится серебряная рака с мощами святого Александра Невского, сооруженная императрицей Елизаветой Петровной из серебра, полученного в первый раз из колыванских рудников; на раке — покров с бриллиантами, пожертвованный императрицей Екатериною II; с восточной стороны раки серебряная пирамида с двумя ангелами, трофеи и воинские доспехи с древним оружием. На изготовление всех этих предметов употреблено до 87 пудов серебра. Внутренние поверхности собора украшены лепною работою. 2) Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы по левую сторону внутренних монастырских ворот; здесь погребены некоторые особы царствующего дома, и в том числе был погребен и император Петр III, перенесенный в 1796 г. в Петропавловский собор; также Суворов (за левым клиросом), П. И. Ягужинский, кн. А. М. Голицын, гр. А. Г. Разумовский, гр. Н. И. Панин, кн. А. А. Безбородко, И. И. Бецкий, гр. И. И. Шувалов; 3) Церковь святого Александра Невского (там же); 4) Церковь святого Сергия (там же); 5) Церковь сошествия Святого Духа (постр. 1819—1822гг.), налево от ворот; здесь погребены Санкт-петербургские митрополиты: Михаил, Серафим, Никанор и Григорий; 6) Церковь святого Феодора и святого Николая Чудотворца; здесь погребены некоторые архиепископы и в числе их Евгений Булгарис; 7) Церковь арх. Михаила и 8) Крестовая в доме митрополита; 9) Церковь праведного Лазаря на старом Лазаревском кладбище; здесь погребены: гр. А. П. Шувалов, адмирал Шишков; 10) Церковь во имя Богоматери всех скорбящих радости, над лаврскими наружными воротами (с северной стороны); 11) Церковь святого Николая на новом кладбище и 12) Церковь Богоматери Тихвинской на Тихвинском кладбище. На западной стороне монастыря, против собора, находятся покои митрополита; на той же стороне, а также на северной, южной и возле собора — помещения для монашествующей братии, начальствующих лиц монастыря и викарных епископов; в северо-западном углу — ризница, в юго-западном — библиотека; возле собора — Комитет духовной цензуры. Лавра состоит под начальственным наблюдением Санкт-Петербургского митрополита и управляется духовным собором, состоящим из наместника и других начальствующих лиц монастыря. Кроме сумм, ассигнованных по штату, она имеет земельные угодья по реке Неве, значительное число каменных домов по Невскому проспекту и набережной Невы и до 100 обширных каменных амбаров, отдаваемых в аренду под хлебные склады. В ризнице монастыря хранятся драгоценные сосуды, кресты, евангелия, иконы, старинные архиерейские облачения, антиминсы, княжеская шапка, трость и кровать Петра I-го. В лавре три кладбища: 1) старое Лазаревское (при входе в монастырь налево), на котором погребены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, гр. П. И. Шувалов, И. А. Крылов; 2) Тихвинское (направо); здесь погребены: Карамзин, Гнедич, Сперанский, Глинка, Плетнев, Даргомыжский, Серов, Достоевский, Градовский; 3) новое, или Никольское, к востоку от собора.
Вторым монастырем и последним непосредственно в Петербурге был Новодевичий Воскресенский монастырь, он же Смольный, построенный в 1748г. Он был выстроен В.В. Растрелли по распоряжению Елизаветы. Современники утверждали, что Елизавета строила его для себя «в старости для отмаливания свои грехи». Женский монастырь, просуществовав до 1797г. был упразднен, а здание отошло под богадельню «Вдовий дом». Собор Воскресения Христова хорошо виден с Невы и из города.
Храм святого Николая Чудотворца
покровителя моряков и корабелов. В мае 1810 году купец Г. Г. Никонов выразил желание возвести на кладбище за свой счёт ещё одну каменную церковь «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с местом захоронения своих близких.
24 августа 1812 года церковь была заложена. На её сооружение, а также на утварь и украшения, купец потратил 10 тысяч рублей. 27 сентября 1814 года состоялось освящение небольшого ампирного храма во имя святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов. Поблизости от него хоронили корабелов. 22 октября 1870 года храм был освящён малым освящением после капитального ремонта и росписи интерьера.
В церкви находятся несколько святынь: древняя икона Христа Вседержителя и Божией Матери «Скоропослушницы», чтимые иконы из закрытых и снесённых храмов Охты и Пороховых, в том числе: православного Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и святой Параскевы Пятницы. Ранее все стены были сплошь увешаны заупокойными иконами. Храм никогда не закрывался для богослужения. В 1951 году при нём выстроили отдельную звонницу, в 1976 году расширили левым приделом.
Церковь Князь-Владимирская
Церковь построена по инициативе купца А. И. Нефёдова и бригадира плотников Ф. П. Воробьёва, создавших в 1908 году на станции Раздельная (ныне Лисий Нос) Общество по постройке церкви. Здание церкви строилось на земле, принадлежавшей Бельгийскому акционерному обществу. Деревянная шатровая церковь с двумя большими и шестью малыми куполами построена в 1913 – 1917 годах архитектором П. М. Мульхановым. Храм был освящен 28 июля 1917 года. В 1923 году храм был передан Обновленческой церкви, а в 1942 году он перешел в ведение Московской патриархии. В 1937 году храм был закрыт, однако через год с небольшим, в 1938 году, верующие добились возобновления богослужений в церкви. Совершались они и во время ленинградской блокады. До 2-й половины 1960-х годов старостой храма был один из её храмоздателей Фёдор Порфирьевич Воробьёв.
В 1951 году был освящен второй малый престол храма во имя Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Особо чтимыми иконами храма являются иконы Казанской Божией Матери, Божией Матери Скоропослушницы, Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", а также Святителя Николая, преподобного Серафима Саровского и святого великомученика Пантелеймона. В храме находятся большие напольные иконы, перевезенные сюда верующими по льду Финского залива из Кронштадта после разорения Андреевского собора. На приходе сохраняются лучшие традиции русского церковного пения.
Часовня Ксении Блаженной
покровительницы Петербургской была построена на Смоленском кладбище над местом ее захоронения. По сей день тысячи верующих прибывают к часовне, чтобы хоть на несколько мгновений приложиться лбом к стене святыни. Они верят, что Ксения Петербуржская поможет им в решении важных жизненных вопросов, окажет заступничество, придаст веру. 6 февраля — день Блаженной Ксении, покровительницы Санкт-Петербурга.
Земная жизнь Ксении. Никто точно не знает, когда именно родилась Ксения. По разным данным это произошло в период с 1719 по 1730 год. Ее семья была успешной, благородной и богатой. В возрасте 18 лет Ксения вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, имеющего чин полковника и бывшего придворным певчим. Однако счастье не было долгим. Когда ей было 26 лет, любимый муж умер. Доподлинно неизвестно, повредился ли рассудок Ксении, или она таким образом хотела отмолить грехи мужа, но молодая женщина надела мундир любимого, назвалась его именем, говоря при этом, что «Ксения умерла, остался Андрей Петров», раздала все имущество и подарила дом знакомой с тем условием, чтобы в нем устроили приют для нищих. Ксения выбрала путь добровольного юродства и до последних дней была среди людей, молясь за них и помогая. Она отказывалась от теплой одежды, от предлагаемого крова, даже от денег. Принимала только монеты с изображением Георгия Победоносца, и тут же отдавала их нищим.
Ксения всей душой стремилась служить Господу. По прошествии времени люди стали замечать, что блаженная Ксения приносит счастье. Когда она входила в дом, это считалось высшей благодатью. Наибольшей радостью матерей было, когда Ксения целовала их детей, торговцы считали удачей, когда она принимала у них еду. Вскоре, как награда за веру в Бога, у Ксении открылся дар предвидения. В народных преданиях сохранилось много упоминаний о ее пророчествах. В конце 18 века на Смоленском кладбище строился Новый Троицкий собор. По мере того, как здание строилось, кирпичи подавать наверх стало тяжело, и строительство шло медленно. Ксения тайком по ночам заносила наверх кирпичи и складывала их на лесах аккуратными стопками. Таким образом, она помогала строительству.
Святой праведный отец Иоанн, Кронштадтский Чудотворец,
родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии - на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его и нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, празднуемого в тот день. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, - говорил отец Иоанн. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем»... С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской любви. Вначале он сам шел к народу в пределах одного города, после народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему в Кронштадт.
Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, отец Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей. На деньги отец Иоанн кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение – «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России». «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали Кронштадтскому пастырю тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: Я прославлю прославляющих меня». Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и Император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».
Семья – особый мир любви и взаимопонимания, целостного единства, гармонии и красоты. Но, к сожалению, на практике мы видим, что далеко не всегда молодые люди, вступающие в семейную жизнь, находят в себе силы создать такой мир. Сегодня, когда трудности и соблазны вносят в семейную жизнь разобщение и разлад, жизнь святых супругов Петра и Февронии являет нам замечательный образец семейных отношений, образец чистой любви, нерушимой верности и целомудрия. Этот образец призван стать духовным ориентиром для современной семьи, каким был он сотни лет для многих поколений русских людей. Закладной камень на Гражданке является местом поклонения жителей Петербурга.
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
«Отрадно видеть, что сегодняшнее поколение молодых людей начинает обращаться к Богу. к истинным, нерушимым ценностям, среди которых – дарованное Богом чудо семьи; и прекрасный пример святых супругов Петра и Февронии как драгоценная жемчужина сияет для всех нас немеркнущими лучами любви и чистоты.» – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Святой источник и купель Святой Параскевы Пятницы под Малышевой горой в Старой Ладоге
является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области да и, пожалуй во всей России. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних - XVI века.
Источник находится за храмом под склоном берега. На святом источнике оборудовано место для забора воды, установлен крест с молитвою Параскеве Пятнице, обустроена каменная купель и деревянная раздевалка. Вода в святом источнике весьма холодная. На святом источнике оборудовано место для забора воды, установлен крест с молитвою Параскеве Пятнице, обустроена каменная купель и деревянная раздевалка. Вода в святом источнике весьма прохладная.
Святой источник Покрова-Тервенического женского монастыря.
Новоявленный святой источник открывшийся духовнику Покрово-Тервеничского женского монастыря. В начале зимы 1992 года во сне основателю и духовнику обители явилась Божия Матерь. У ее ног лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. Это событие отображено на иконе «Явление Божией Матери в Тервеничах».
Весной того же года на месте указанном Божией Матерью обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника в Тервеничах обладает целебной силой и в ней нет бактерий! Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена небольшая деревянная часовня в честь явления Божией Матери. В 1997 году взамен деревянной над источником в Тервеничах построена каменная часовня. Каждое воскресенье в Надкладезной Часовне служится водосвятный молебен. Вода из святого источника в Тервеничах обладает целительными свойствами. Источник мягкий, добрый и радостный.
Испитие воды происходит в Надкладезной часовне. С обратной стороны часовни есть кран, откуда воду можно набрать в емкости. Омовение происходит в купели на озере, куда стекает вода из Святого источника. С искренней молитвой вода святого источника способствует излечению больных и страждущих. В обители проходят трудовую реабилитацию лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью - систематическое упортебление воды из святого источника способствует их излечению. Омовение в купели в Тервеничах весьма радостное событие. Вода теплая и мягкая. В часовне над купелью живут веселые ласточки. В воде прямо у лестницы купели играют многочисленные окуньки и плотва. Из купели можно выплыть в озеро. Очередь в купель делится на мужскую и женскую. Нужно спросить у ожидающих своей очереди какого полу очередной заход в купель.
Святой источник в чудесной Доложской пещере.
В селе Заручье Сланцевского района Ленинградской области расположен Доложский (Михайловский) погост. На погосте восстанавливается церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой некогда хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах. В нескольких километрах от села Заручье не доезжая до деревни Лужки на реке Долгой находятся развалины Свято-Успенского скита на месте явления Богородицы. Скит был построен над Доложской пещерой (криптой) в которой бьет целебный святой источник, образуя небольшое подземное озерко. Подле скита в русле реки находится камень со следом стопы Богородицы. Рядом находятся развалины богадельных домов и мельничной плотины с хорошо сохранившимися мельничными жерновами. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил какой-то пустынник, который тут и скончался. К сожалению, имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились. Возможно, это был монах Новгородских Св. Обителей или Александро-Невскаго Монастыря (из церковных документов известно, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости принадлежали до 1710 г. Софийскому Собору, а с 1710 г до 1763 г. Александроневскому Монастырю - в Доложском погосте находилось монастырское правление).
В середине XVIII века в Доложске произошло чудесное явление Царицы Небесной. Согласно старой легенде Божия Матерь явилась на ином Чудесном источнике в местности Иван Ручий. На том месте образовался грот и пробились два ключика. Над одним в прошлом существовала рубленная из дерева купель, а над другим в начале ХХ века поставили деревянный храм. Этот храм уничтожен в годы войны. На месте алтаря храма радетельными жителями поставлен памятный крест. От Иван Ручья Богородица прошла Гаянщинской дорогой, где со временем жители соорудили колодезный сруб на месте ее отдохновения. Теперь дорога эта заросла. Переходя реку Долгую, Богородица ступила ногой на камень в водах ее, отчего на нем отпечатался ее следок. Он представляет из себя небольшой след правой ноги, направленный против течения реки. Далее Богородица направилась в сторону Доложска и у большой дороги присела отдохнуть на камень. Это место встарь было украшено часовней, которая не сохранилась. В память этого события в 1761 г был освящен с благословения Преосвященнейшаго Дмитрия Архиепископа Новгородскаго новый деревянный храм, который в том же году освящен по примеру Псково-Печерскаго, в честь Успения Пресвятыя Богородицы (Храм заложен около 1754 года; строился же по преданию, 8 лет). В том же году на престольный праздник (15 - стар. стиль/28 -нов. стиль августа) состоялся первый крестный ход из Доложска к пещере по дороге, по которой прошла Божия Матерь.
Святой источник Тихвинской Божией Матери на Акуловой горе.
История появления святого источника в Имоченицах тесно связана с усадьбой В.Д. Поленова, явлением иконы Тихвинской Божьей Матери на Руси и петербуржскими художниками Ириной и Юрием Грецкими. Источник существовал в усадьбе родителей Василия Дмитриевича. Дед художника - первый юрист России с высшим образованием купил эту землю в XVIII веке. Сам художник провел детство и жил в усадьбе с 1855 по 1881 год. Именно здесь формировался его талант. Здесь было написано 37 полотен. Частыми гостями в усадьбе в Имоченицах у Поленова были П.П. Чистяков, Илья Репин и Иван Шишкин. Здесь в усадьбе Василий Дмитриевич высадил березовую и кедровые рощи. На Свином ручье была устроена плотина с мельницей. Усадебный дом в Имоченицах стоял в 300 метрах от Ояти, где теперь доживают свой век развалины кирпичной постройки советского периода. В 1890 году Поленов приобрел имение Бехово в Алексинском уезде, Тульской губернии. Приход большевиков на русскую землю и все последующие за ним беды не оставили следа от усадьбы Поленовых в Имоченицах. Только кедры пока устояли перед бесовским столетием. В 1990 году землю рядом в Имоченицах приобрели художники Ирина и Юрий Грецкие. Узнав об истории места они за свой счет и с помощью добровольных пожертвований построили на территории усадьбы храм в старорусском стиле во имя Св. Василия Великого. При этом строительство собственного дома художниками- подвижниками было отложено. В 2000 году храм был построен. К 2002 году художники расписали его фресками в Византийском стиле. Все иконы также были написаны ими. После освящения храма, в Акулову Гору прибыли монахи из Тихвинского монастыря, которые исследовали чудесный ход иконы Тихвинской Божьей Матери из Константинополя на Русь. Вместе с Юрием Грецким монахи разыскали первое место явления Тихвинской иконы на лодочной переправе в Имоченицах. Лодочник услышал зов с другого берега : "Перевези!" и, когда отправился на другой берег Ояти, обнаружил в своей лодке икону Божией Матери. В честь этого события в Имоченицах была срублена часовня и икона была помещена в ней. Однако, вскоре часовня сгорела, а икона исчезла. В XVI веке в память явления иконы в Имоченицах (Вымоченицах) был построен монастырь на 12 келий. Известно, что Андрей Рублев писал для этого монастыря образа. После Имочениц Икона объявилась на реке Паша, где для нее также была построена часовня. Затем икона оттуда исчезла и явилась на Куковой горе. До этого икона объявлялась на горе Смолковой у реки Оять, где была поставлена церковь Рождества Богородицы. Всего было 7 явлений иконы, в том числе над Валаамом и Восковым островом Коневецкой обители. 26 июня (9 июля) 1383 года в сиянии она явилась в воздухе над берегом реки Тихвинки. Сюда со множеством народа пришли с Крестным Ходом священники. Все вместе они молились Пресвятой Богородице, чтобы икона с Ее святым образом низошла к ним. И свершилось чудо - икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников. Монахи Тихвинского монастыря прибывшие в наше время для обследования пути следования иконы открыли близ храма Святого Василия Великого источник, над которым была устроена и освящена 9 июля 2004 года (в день Тихвинской Иконы) часовня во имя Тихвинской Иконы
Город Великого Петра проектировали и строили мастера из многих стран Европы и разных российских земель, и не только материальное воплощение их труда, но и дух их замыслов, чувств и расчетов в неповторимом симбиозе с северной природой и морем стали первичными почвой и воздухом Петербурга.
Не это ли странное свойство города вызывает интерес и любовь к нему со стороны людей любой культуры, национальности и вероисповедания?
Петербург – не только создание гения и таланта тысяч людей разных культур, он сам – творец особой петербургской-ленинградской культуры, синонима меры, ясности, красоты, воспитанности, стойкости, корректной толерантности, сердечной рациональности и просвещенной духовности. Этот город как априори не терпит невежество, нетерпимость, чванство, суету. Город, который столица по сути, а не по формальному статусу, и таким он остается всегда.
Именно в Петербурге формировалась подлинная элита многонациональной России. Интеллигенция разных конфессий осознавала себя здесь в качестве ведущей духовной силы своих народов. Здесь учились представители практически всех народов России и сопредельных стран, здесь была создана письменность десятков ранее бесписьменных народов, здесь осознали свою высокую миссию многие просветители разных народов.
Но чтобы учить других, необходимо учиться самому. И открытый всем ветрам Петербург впитывал в себя все достижения мировой культуры – науки, экономики, искусства, просвещения, и по мере этого становился все притягательней для самых просвещенных представителей разных национальностей, и они приносили с собой не только свои умения и знания, но и свою житейскую, бытовую культуру, традиции, обряды, праздники, манеру поведения, кухню…
Город становился все более многоязычным и поликонфессиональным, хотя доминирующее население и язык оставались, конечно, русскими, а самой распространенной конфессией было, естественно, православие.
Конечно, каждый продолжает «верить в своего Бога», но тем и прекрасна питерская культура, что, в целом гармонично сочетает в себе элементы разных традиций, менталитетов, даже языков, что совершенно не мешает представителям любой национальности и вероисповедания быть петербуржцем.
По данным Переписи населения за 2012г., жители разных национальностей, но православного вероисповедания составили 81,37% от всего населения Петербурга.
Православная традиция пронизывает всю петербургскую историю. Православная церковь, сохранившая прочные позиции и по сей день, оставалась и остается по день нынешний столпом схоластической системы образования, продолжает выступать против приобщения России к западной культуре.
Так какой национальности наш город и область? Какого вероисповедания они? По современным представлениям, достаточно 5% совокупного населения других, кроме доминирующей национальности, чтобы город или регион считались полиэтническими сообществами. И Санкт-Петербург, и Ленинградская область всегда превосходили этот численный рубеж и, следовательно, всегда были многонациональными. С другой стороны, человек любой национальности, достаточное время проживший в Петербурге и окрестностях, считает себя не только русским или грузином, или армянином, или украинцем… или представителем еще почти 150 разных этносов, как зафиксировала перепись населения 2012г., но еще и ленинградцем-петербуржцем – питерским гражданином, причастным к высокой и трагичной судьбе родного города.
По своему архитектурному облику, Петербург выглядит более европейским, нежели русским городом из-за готических шпилей его колоколен, барочных извивов дворцовых фасадов, пышного скульптурного убранства особняков и парков, классических колоннад административных зданий. И все же не смотря на светскость, город остается несомненно православным.
Вехи городской истории отмечались возведением храмов. Многие из них строились в честь побед над внешним врагом. Находило в истории храмостроительства отражение и течение городской жизни – появлялись дворцовые и кладбищенские, заводские и полковые церкви, основывались православные и иноверческие приходы.
Несомненна градообразующая роль петербургских церквей – они «притягивали» к себе прямые проспекты и улицы, соединяя в одно единое целое разные районы города, в разное время, придавая ему возвышенный, волнующий облик.
С 30-х годов XIX века в архитектуре, в том числе и церковной, признание получил русский (национальный) стиль. Целая плеяда замечательных архитекторов: К.А.Тон, А.М.Горностаев, М.А.Щурупов, В.А.Косяков, Н.Н.Никонов, А.П.Аплаксин, С.С.Кричинский и другие. Наверное, именно эта черта «русскость», послужила тем, что эти храмы были уничтожены первыми в Октябрьской революции. Так, уничтожены почти все церкви, построенные К.А.Тоном в Петербурге и его окрестностях. Названия улиц и площадей города, добрая половина которых была рождена церковными постройками, оказались в советское время вычеркнуты из его жизни. Так Троицкая площадь превратилась в площадь Революции, Благовещенская площадь – площадь Труда, Знаменская площадь – площадь Восстания, Введенская улица – улица Олега Кошевова и т.д. С 20-х годов Октябрьской революции имело место невиданное в истории христианства храморазрушение, которое продолжалось вплоть до наших дней, в 1982г. был взорван храм Перемышльского подворья на Гражданке.
Многие святые места до нас дошли лишь по фотографиям, картинам, литературным произведениям и мемуарам, по рассказам старожил, которых с каждым годом становится все меньше. Но помнить о них мы должны, так как святые места в жизни петербуржца всегда занимали особое сокровенное место.
Наш город на всех этапах своей истории притягивал динамичные и мобильные слои населения из разных концов страны и из-за рубежа. Кто-то пребывал здесь временно, на заработках, службе или учебе, а кто-то оседал навсегда, создавал семью, укоренялся и независимо от национальности становился тем самым «коренным» петербуржцем-ленинградцем, статус которого во всей стране был синонимом высокой культуры и воспитанности и на каждом из которых был отблеск героической истории и славы великого города. Петербург говорит на русском языке, но в городской речи много особенностей, вызванных постоянными тесными контактами с другими языками.
История свидетельствует, что именно религиозная мотивация двигала пилигримами, основавшими американское государство и сделавшими его процветающей державой. Она же двигала множеством европейских предпринимателей, ученых инженеров, поднявших западную экономику на новый уровень развития.
Христианская идея дана Богом и пришла в мир вместе с Сыном Божьим, Иисусом Христом. И сегодня через нее сам Бог дает России возможность спасения. Но это должна быть не православная, не протестантская, не католическая идея, а идея христианская, обладающая универсальной консолидирующей силой и способная действительно объединять, во-первых христиан с христианами (православными, католиками, протестантами), во-вторых с представителями других вероисповеданий, в-третьих с неверующими. Суть идеи состоит в том что: социальная и духовная жизнь должна быть организована так, чтобы душа, ищущая живого Бога, могла бы Его обрести. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33)
Учеными-богословами признается тот факт, что хотя бы в историческом смысле, но для Бога Вышнего небезразлично само место, где Он открывается человеку. Иными словами, на земле есть места, избранные Богом и указанные Им человеку.
Святые места могут оказывать «вразумляющее» действие на людей. Но что значит вразумить человека? Ответ на этот вопрос содержится в словах Покаянного канона: «даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько». Вразумление это дар покаяния. Мы знаем из житий святых, что чем ближе они приближались к Богу, тем сильнее становилась в них потребность покаяния.
Покаяние вообще чисто религиозное понятие. Оно не возможно перед самим собой, но бывает лишь перед кем-то другим: или перед людьми, или перед Богом. Тогда человек должен выйти и встать перед тем, к кому он обращается. Но встать перед Богом, лицом к лицу, просто так, по своей воле человек не может. И, как сказал однажды известный сербский богослов епископ Афанасий (Евтич) раз покаяние невозможно без встречи с Богом, тогда Бог идет на встречу человеку.
I.СВЯТЫЕ МЕСТА ПРАВОСЛАВИЯ
При всем своем рационализме и понимании необходимости просвещения для блага России Петербург сохранил преданность православной церкви, не обижая при этом другие конфессии.
Город основан в день Святой Троицы, поэтому один из первых приходских соборов назван Троицким. Изначально церковь была деревянной, но после пожара, по указу Елизаветы храм восстановили из камня.
Посвящение города Святому Петру было закреплено сооружением собора в честь апостолов Петра и Павла. Этот храм заложен в Петров день 29 июня 1703г. К 1714г. церковь оказалась в центре новой постройки. По проекту Д.Трезини в 1712-1733гг. здесь был воздвигнут грандиозный
Петропавловский собор.
Церковь Петра и Павла еще действовала до конца 1719г. Городские стены были освещены в праздник Покрова Богородицы, 1 октября 1703г., что стало продолжением древней русской традиции обращения к покровительству Богородицы. Икона Казанской Божьей Матери считалась покровительницей Дома Романовых и в 1733-1737гг., напротив лютеранской церкви св. Петра возвысился собор, в народе так и оставивший за собой имя «храм иконы Казанской Божьей матери» - ныне Казанский собор.
Александро-Невская лавра
основана в 1710 году на берегу Невы и Черной речки в воспоминание побед великого князя Александра Невского над шведами. В 1713—1714 гг. устроена была здесь деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с деревянными братскими кельями, и началось общежительство братии. Вскоре явились и каменные церкви, и каменные кельи, в том числе церковь во имя св. благоверного вел. кн. Александра Невского; сюда по воле Петра I перенесены были в 1724 г. из Владимиро-Рождественского монастыря мощи св. Александра Невского. Для этой цели отправлена была во Владимир особая комиссия из духовных и светских особ. 30 августа св. мощи достигли берегов Невы. При устье Ижоры они встречены были самим императором и государственными сановниками, перенесены на особую галеру и при звоне колоколов и громе пушек приблизились к Невскому монастырю, где встретил их дед русского флота — ботик Петра I-го. Император и сановники сняли с галеры святые мощи и перенесли их с честью в Александро-Невскую монастырскую церковь. С тех пор существует праздник 30 августа. В 1720 г. заложен был в монастыре соборный храм во имя святой Троицы; к 1753 г. он был уже почти готов, но вследствие открывшихся повреждений в стенах и сводах был разобран; вновь заложен в 1776 г. по плану архитектора Старова и окончен в 1790 году; в том же году 30 августа сюда торжественно перенесены были мощи Александра Невского из Александро-Невской церкви. Большая часть остальных зданий монастыря построена в период времени от 1725 г. до 1791 года. Именным указом Павла I в 1797 г. монастырь переименован в Лавру и занял по штатам этого года третье место после монастырей Киево-Печерского и Троице-Сергиева. В настоящее время в лавре находится налицо 12 церквей: 1) Свято-Троицкий собор, имеющий в длину 35 сажень, в ширину до 20 сажень, в высоту до 29 сажень (с куполом, главою и крестом). Иконостас его — из итальянского мрамора; местные иконы на металлических досках — работы Ван Дейка, Куверчино и Якимова; на стенах — иконы известных русских и иностранных художников (за левым клиросом «Воскресение» И. X. Рубенса; в алтаре — «Благовещение Пресвятой Богородицы» Рафаэля Менгса). За правым клиросом находится серебряная рака с мощами святого Александра Невского, сооруженная императрицей Елизаветой Петровной из серебра, полученного в первый раз из колыванских рудников; на раке — покров с бриллиантами, пожертвованный императрицей Екатериною II; с восточной стороны раки серебряная пирамида с двумя ангелами, трофеи и воинские доспехи с древним оружием. На изготовление всех этих предметов употреблено до 87 пудов серебра. Внутренние поверхности собора украшены лепною работою. 2) Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы по левую сторону внутренних монастырских ворот; здесь погребены некоторые особы царствующего дома, и в том числе был погребен и император Петр III, перенесенный в 1796 г. в Петропавловский собор; также Суворов (за левым клиросом), П. И. Ягужинский, кн. А. М. Голицын, гр. А. Г. Разумовский, гр. Н. И. Панин, кн. А. А. Безбородко, И. И. Бецкий, гр. И. И. Шувалов; 3) Церковь святого Александра Невского (там же); 4) Церковь святого Сергия (там же); 5) Церковь сошествия Святого Духа (постр. 1819—1822гг.), налево от ворот; здесь погребены Санкт-петербургские митрополиты: Михаил, Серафим, Никанор и Григорий; 6) Церковь святого Феодора и святого Николая Чудотворца; здесь погребены некоторые архиепископы и в числе их Евгений Булгарис; 7) Церковь арх. Михаила и 8) Крестовая в доме митрополита; 9) Церковь праведного Лазаря на старом Лазаревском кладбище; здесь погребены: гр. А. П. Шувалов, адмирал Шишков; 10) Церковь во имя Богоматери всех скорбящих радости, над лаврскими наружными воротами (с северной стороны); 11) Церковь святого Николая на новом кладбище и 12) Церковь Богоматери Тихвинской на Тихвинском кладбище. На западной стороне монастыря, против собора, находятся покои митрополита; на той же стороне, а также на северной, южной и возле собора — помещения для монашествующей братии, начальствующих лиц монастыря и викарных епископов; в северо-западном углу — ризница, в юго-западном — библиотека; возле собора — Комитет духовной цензуры. Лавра состоит под начальственным наблюдением Санкт-Петербургского митрополита и управляется духовным собором, состоящим из наместника и других начальствующих лиц монастыря. Кроме сумм, ассигнованных по штату, она имеет земельные угодья по реке Неве, значительное число каменных домов по Невскому проспекту и набережной Невы и до 100 обширных каменных амбаров, отдаваемых в аренду под хлебные склады. В ризнице монастыря хранятся драгоценные сосуды, кресты, евангелия, иконы, старинные архиерейские облачения, антиминсы, княжеская шапка, трость и кровать Петра I-го. В лавре три кладбища: 1) старое Лазаревское (при входе в монастырь налево), на котором погребены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, гр. П. И. Шувалов, И. А. Крылов; 2) Тихвинское (направо); здесь погребены: Карамзин, Гнедич, Сперанский, Глинка, Плетнев, Даргомыжский, Серов, Достоевский, Градовский; 3) новое, или Никольское, к востоку от собора.
Вторым монастырем и последним непосредственно в Петербурге был Новодевичий Воскресенский монастырь, он же Смольный, построенный в 1748г. Он был выстроен В.В. Растрелли по распоряжению Елизаветы. Современники утверждали, что Елизавета строила его для себя «в старости для отмаливания свои грехи». Женский монастырь, просуществовав до 1797г. был упразднен, а здание отошло под богадельню «Вдовий дом». Собор Воскресения Христова хорошо виден с Невы и из города.
Храм святого Николая Чудотворца
покровителя моряков и корабелов. В мае 1810 году купец Г. Г. Никонов выразил желание возвести на кладбище за свой счёт ещё одну каменную церковь «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с местом захоронения своих близких.
24 августа 1812 года церковь была заложена. На её сооружение, а также на утварь и украшения, купец потратил 10 тысяч рублей. 27 сентября 1814 года состоялось освящение небольшого ампирного храма во имя святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов. Поблизости от него хоронили корабелов. 22 октября 1870 года храм был освящён малым освящением после капитального ремонта и росписи интерьера.
В церкви находятся несколько святынь: древняя икона Христа Вседержителя и Божией Матери «Скоропослушницы», чтимые иконы из закрытых и снесённых храмов Охты и Пороховых, в том числе: православного Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и святой Параскевы Пятницы. Ранее все стены были сплошь увешаны заупокойными иконами. Храм никогда не закрывался для богослужения. В 1951 году при нём выстроили отдельную звонницу, в 1976 году расширили левым приделом.
Церковь Князь-Владимирская
Церковь построена по инициативе купца А. И. Нефёдова и бригадира плотников Ф. П. Воробьёва, создавших в 1908 году на станции Раздельная (ныне Лисий Нос) Общество по постройке церкви. Здание церкви строилось на земле, принадлежавшей Бельгийскому акционерному обществу. Деревянная шатровая церковь с двумя большими и шестью малыми куполами построена в 1913 – 1917 годах архитектором П. М. Мульхановым. Храм был освящен 28 июля 1917 года. В 1923 году храм был передан Обновленческой церкви, а в 1942 году он перешел в ведение Московской патриархии. В 1937 году храм был закрыт, однако через год с небольшим, в 1938 году, верующие добились возобновления богослужений в церкви. Совершались они и во время ленинградской блокады. До 2-й половины 1960-х годов старостой храма был один из её храмоздателей Фёдор Порфирьевич Воробьёв.
В 1951 году был освящен второй малый престол храма во имя Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Особо чтимыми иконами храма являются иконы Казанской Божией Матери, Божией Матери Скоропослушницы, Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", а также Святителя Николая, преподобного Серафима Саровского и святого великомученика Пантелеймона. В храме находятся большие напольные иконы, перевезенные сюда верующими по льду Финского залива из Кронштадта после разорения Андреевского собора. На приходе сохраняются лучшие традиции русского церковного пения.
Часовня Ксении Блаженной
покровительницы Петербургской была построена на Смоленском кладбище над местом ее захоронения. По сей день тысячи верующих прибывают к часовне, чтобы хоть на несколько мгновений приложиться лбом к стене святыни. Они верят, что Ксения Петербуржская поможет им в решении важных жизненных вопросов, окажет заступничество, придаст веру. 6 февраля — день Блаженной Ксении, покровительницы Санкт-Петербурга.
Земная жизнь Ксении. Никто точно не знает, когда именно родилась Ксения. По разным данным это произошло в период с 1719 по 1730 год. Ее семья была успешной, благородной и богатой. В возрасте 18 лет Ксения вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, имеющего чин полковника и бывшего придворным певчим. Однако счастье не было долгим. Когда ей было 26 лет, любимый муж умер. Доподлинно неизвестно, повредился ли рассудок Ксении, или она таким образом хотела отмолить грехи мужа, но молодая женщина надела мундир любимого, назвалась его именем, говоря при этом, что «Ксения умерла, остался Андрей Петров», раздала все имущество и подарила дом знакомой с тем условием, чтобы в нем устроили приют для нищих. Ксения выбрала путь добровольного юродства и до последних дней была среди людей, молясь за них и помогая. Она отказывалась от теплой одежды, от предлагаемого крова, даже от денег. Принимала только монеты с изображением Георгия Победоносца, и тут же отдавала их нищим.
Ксения всей душой стремилась служить Господу. По прошествии времени люди стали замечать, что блаженная Ксения приносит счастье. Когда она входила в дом, это считалось высшей благодатью. Наибольшей радостью матерей было, когда Ксения целовала их детей, торговцы считали удачей, когда она принимала у них еду. Вскоре, как награда за веру в Бога, у Ксении открылся дар предвидения. В народных преданиях сохранилось много упоминаний о ее пророчествах. В конце 18 века на Смоленском кладбище строился Новый Троицкий собор. По мере того, как здание строилось, кирпичи подавать наверх стало тяжело, и строительство шло медленно. Ксения тайком по ночам заносила наверх кирпичи и складывала их на лесах аккуратными стопками. Таким образом, она помогала строительству.
Святой праведный отец Иоанн, Кронштадтский Чудотворец,
родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии - на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его и нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, празднуемого в тот день. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, - говорил отец Иоанн. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем»... С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской любви. Вначале он сам шел к народу в пределах одного города, после народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему в Кронштадт.
Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, отец Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей. На деньги отец Иоанн кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение – «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России». «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали Кронштадтскому пастырю тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: Я прославлю прославляющих меня». Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и Император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».
Семья – особый мир любви и взаимопонимания, целостного единства, гармонии и красоты. Но, к сожалению, на практике мы видим, что далеко не всегда молодые люди, вступающие в семейную жизнь, находят в себе силы создать такой мир. Сегодня, когда трудности и соблазны вносят в семейную жизнь разобщение и разлад, жизнь святых супругов Петра и Февронии являет нам замечательный образец семейных отношений, образец чистой любви, нерушимой верности и целомудрия. Этот образец призван стать духовным ориентиром для современной семьи, каким был он сотни лет для многих поколений русских людей. Закладной камень на Гражданке является местом поклонения жителей Петербурга.
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
«Отрадно видеть, что сегодняшнее поколение молодых людей начинает обращаться к Богу. к истинным, нерушимым ценностям, среди которых – дарованное Богом чудо семьи; и прекрасный пример святых супругов Петра и Февронии как драгоценная жемчужина сияет для всех нас немеркнущими лучами любви и чистоты.» – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Святой источник и купель Святой Параскевы Пятницы под Малышевой горой в Старой Ладоге
является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области да и, пожалуй во всей России. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних - XVI века.
Источник находится за храмом под склоном берега. На святом источнике оборудовано место для забора воды, установлен крест с молитвою Параскеве Пятнице, обустроена каменная купель и деревянная раздевалка. Вода в святом источнике весьма холодная. На святом источнике оборудовано место для забора воды, установлен крест с молитвою Параскеве Пятнице, обустроена каменная купель и деревянная раздевалка. Вода в святом источнике весьма прохладная.
Святой источник Покрова-Тервенического женского монастыря.
Новоявленный святой источник открывшийся духовнику Покрово-Тервеничского женского монастыря. В начале зимы 1992 года во сне основателю и духовнику обители явилась Божия Матерь. У ее ног лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. Это событие отображено на иконе «Явление Божией Матери в Тервеничах».
Весной того же года на месте указанном Божией Матерью обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника в Тервеничах обладает целебной силой и в ней нет бактерий! Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена небольшая деревянная часовня в честь явления Божией Матери. В 1997 году взамен деревянной над источником в Тервеничах построена каменная часовня. Каждое воскресенье в Надкладезной Часовне служится водосвятный молебен. Вода из святого источника в Тервеничах обладает целительными свойствами. Источник мягкий, добрый и радостный.
Испитие воды происходит в Надкладезной часовне. С обратной стороны часовни есть кран, откуда воду можно набрать в емкости. Омовение происходит в купели на озере, куда стекает вода из Святого источника. С искренней молитвой вода святого источника способствует излечению больных и страждущих. В обители проходят трудовую реабилитацию лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью - систематическое упортебление воды из святого источника способствует их излечению. Омовение в купели в Тервеничах весьма радостное событие. Вода теплая и мягкая. В часовне над купелью живут веселые ласточки. В воде прямо у лестницы купели играют многочисленные окуньки и плотва. Из купели можно выплыть в озеро. Очередь в купель делится на мужскую и женскую. Нужно спросить у ожидающих своей очереди какого полу очередной заход в купель.
Святой источник в чудесной Доложской пещере.
В селе Заручье Сланцевского района Ленинградской области расположен Доложский (Михайловский) погост. На погосте восстанавливается церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой некогда хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах. В нескольких километрах от села Заручье не доезжая до деревни Лужки на реке Долгой находятся развалины Свято-Успенского скита на месте явления Богородицы. Скит был построен над Доложской пещерой (криптой) в которой бьет целебный святой источник, образуя небольшое подземное озерко. Подле скита в русле реки находится камень со следом стопы Богородицы. Рядом находятся развалины богадельных домов и мельничной плотины с хорошо сохранившимися мельничными жерновами. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил какой-то пустынник, который тут и скончался. К сожалению, имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились. Возможно, это был монах Новгородских Св. Обителей или Александро-Невскаго Монастыря (из церковных документов известно, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости принадлежали до 1710 г. Софийскому Собору, а с 1710 г до 1763 г. Александроневскому Монастырю - в Доложском погосте находилось монастырское правление).
В середине XVIII века в Доложске произошло чудесное явление Царицы Небесной. Согласно старой легенде Божия Матерь явилась на ином Чудесном источнике в местности Иван Ручий. На том месте образовался грот и пробились два ключика. Над одним в прошлом существовала рубленная из дерева купель, а над другим в начале ХХ века поставили деревянный храм. Этот храм уничтожен в годы войны. На месте алтаря храма радетельными жителями поставлен памятный крест. От Иван Ручья Богородица прошла Гаянщинской дорогой, где со временем жители соорудили колодезный сруб на месте ее отдохновения. Теперь дорога эта заросла. Переходя реку Долгую, Богородица ступила ногой на камень в водах ее, отчего на нем отпечатался ее следок. Он представляет из себя небольшой след правой ноги, направленный против течения реки. Далее Богородица направилась в сторону Доложска и у большой дороги присела отдохнуть на камень. Это место встарь было украшено часовней, которая не сохранилась. В память этого события в 1761 г был освящен с благословения Преосвященнейшаго Дмитрия Архиепископа Новгородскаго новый деревянный храм, который в том же году освящен по примеру Псково-Печерскаго, в честь Успения Пресвятыя Богородицы (Храм заложен около 1754 года; строился же по преданию, 8 лет). В том же году на престольный праздник (15 - стар. стиль/28 -нов. стиль августа) состоялся первый крестный ход из Доложска к пещере по дороге, по которой прошла Божия Матерь.
Святой источник Тихвинской Божией Матери на Акуловой горе.
История появления святого источника в Имоченицах тесно связана с усадьбой В.Д. Поленова, явлением иконы Тихвинской Божьей Матери на Руси и петербуржскими художниками Ириной и Юрием Грецкими. Источник существовал в усадьбе родителей Василия Дмитриевича. Дед художника - первый юрист России с высшим образованием купил эту землю в XVIII веке. Сам художник провел детство и жил в усадьбе с 1855 по 1881 год. Именно здесь формировался его талант. Здесь было написано 37 полотен. Частыми гостями в усадьбе в Имоченицах у Поленова были П.П. Чистяков, Илья Репин и Иван Шишкин. Здесь в усадьбе Василий Дмитриевич высадил березовую и кедровые рощи. На Свином ручье была устроена плотина с мельницей. Усадебный дом в Имоченицах стоял в 300 метрах от Ояти, где теперь доживают свой век развалины кирпичной постройки советского периода. В 1890 году Поленов приобрел имение Бехово в Алексинском уезде, Тульской губернии. Приход большевиков на русскую землю и все последующие за ним беды не оставили следа от усадьбы Поленовых в Имоченицах. Только кедры пока устояли перед бесовским столетием. В 1990 году землю рядом в Имоченицах приобрели художники Ирина и Юрий Грецкие. Узнав об истории места они за свой счет и с помощью добровольных пожертвований построили на территории усадьбы храм в старорусском стиле во имя Св. Василия Великого. При этом строительство собственного дома художниками- подвижниками было отложено. В 2000 году храм был построен. К 2002 году художники расписали его фресками в Византийском стиле. Все иконы также были написаны ими. После освящения храма, в Акулову Гору прибыли монахи из Тихвинского монастыря, которые исследовали чудесный ход иконы Тихвинской Божьей Матери из Константинополя на Русь. Вместе с Юрием Грецким монахи разыскали первое место явления Тихвинской иконы на лодочной переправе в Имоченицах. Лодочник услышал зов с другого берега : "Перевези!" и, когда отправился на другой берег Ояти, обнаружил в своей лодке икону Божией Матери. В честь этого события в Имоченицах была срублена часовня и икона была помещена в ней. Однако, вскоре часовня сгорела, а икона исчезла. В XVI веке в память явления иконы в Имоченицах (Вымоченицах) был построен монастырь на 12 келий. Известно, что Андрей Рублев писал для этого монастыря образа. После Имочениц Икона объявилась на реке Паша, где для нее также была построена часовня. Затем икона оттуда исчезла и явилась на Куковой горе. До этого икона объявлялась на горе Смолковой у реки Оять, где была поставлена церковь Рождества Богородицы. Всего было 7 явлений иконы, в том числе над Валаамом и Восковым островом Коневецкой обители. 26 июня (9 июля) 1383 года в сиянии она явилась в воздухе над берегом реки Тихвинки. Сюда со множеством народа пришли с Крестным Ходом священники. Все вместе они молились Пресвятой Богородице, чтобы икона с Ее святым образом низошла к ним. И свершилось чудо - икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников. Монахи Тихвинского монастыря прибывшие в наше время для обследования пути следования иконы открыли близ храма Святого Василия Великого источник, над которым была устроена и освящена 9 июля 2004 года (в день Тихвинской Иконы) часовня во имя Тихвинской Иконы