Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Долгосрочный проект в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию

Быт и традиции народов Российской Федерации

Григорьева Мария Андреевна
воспитатель ГБДОУ детский сад № 51
компенсирующего вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы долгосрочного проекта в дошкольной образовательной организации по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Быт и традиции народов Российской Федерации».
Объект статьи – процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Предмет – проектная форма нравственно-патриотического воспитания дошкольников на тему «Быт и традиции народов Российской Федерации».
Цель: определение особенностей использования проектной формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников на тему «Быт и традиции народов Российской Федерации».
Методика: формирование основ нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:
- беседы с детьми на темы нравственно-патриотического содержания;
- решение проблемных ситуаций;
- наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.
Исследование организовано на первом этапе работы проектной площадки по реализации долгосрочного проекта в дошкольной образовательной организации по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Быт и традиции народов Российской Федерации».
Ключевые слова: проект, нравственно-патриотическое воспитание, быт и традиции, народ, дошкольник.
Abstract: The article deals with the issues of a long-term project in a preschool educational organization for moral and patriotic education on the topic "Life and traditions of the peoples of the Russian Federation"
The object of the article is the process of moral and patriotic education of preschool children. The subject is a project form of moral and patriotic education of preschool children on the topic "Life and traditions of the peoples of the Russian Federation".
Purpose: to determine the features of using the project form of moral and patriotic education of preschool children on the topic «Life and traditions of the peoples of the Russian Federation».
Methodology: questionnaires for pupils, parents and teachers «Identification of the degree of satisfaction with the quality of educational services».
The study was organized at the first stage of the project site for the implementation of a long-term project in a preschool educational organization for moral and patriotic education on the topic «Life and traditions of the peoples of the Russian Federation».
Keywords: project, moral and patriotic education, life and traditions, people, preschool child.
Введение. Сегодня актуально в дошкольной общеобразовательной организации заниматься вопросами организации проектной деятельности детей, потому что воспитательный потенциал проекта очень велик.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников представляет собой такой процесс, когда необходимо длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.
В стандарте дошкольного образования (ФГОС) ставится задача формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [20]. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям. Поэтому главная задача ДОУ — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес у ребенка к доступным явлениям общественной жизни [19].
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Проектная форма деятельности превращает нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в полноценное образовательное пространство.
Анализ изучения вопроса о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в использованной литературе подчеркивает его главное преимущество – предоставление дошкольникам огромного спектра занятий для их развития. Выигрывают те образовательные организации, которые нравственно-патриотическое воспитание выстраивают не только на процессе изучения быта, традиций народов, но и на познании географических особенностей, фольклора, истории народов Российской Федерации.
Главной целью проекта по нравственно-патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к отечественным духовно-нравственным ценностям и к культурному наследию родного края.
Основными задачами являются:
  1.  Обучающая: формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма);
  2. Развивающая: пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний; развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);
  3. Воспитательная: вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений; воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
          В течение трёх лет на базе нашей дошкольной образовательной организации нравственно-патриотическое воспитание дошкольников организовано в соответствии с парциальной программой духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» авторов: Р.Ю.  Белоусова, А.Н.  Егорова, Ю.С.  Калинкина [7].
           Проектная форма деятельности в детском саду позволяет реализовать данную программу, отвечающую требованиям современных социокультурных условий воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Реализация мероприятий проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников возможна при организации определенных условий. Обозначим их.
           Во-первых, планирование реализации проекта ведется по направлениям: «Малая родина»; «Русь - Великая, многоликая».
           Например, направление «Малая родина» включает четыре мини-проекта:
           1.«История моего родного края» (проектный продукт - презентация);
           2.«История возникновения моей малой родины» (проектный продукт -видеоролик);
           3.«Достопримечательности моего родного края» (проектный продукт – виртуальное путешествие);
           4.«Мой любимый детский сад» (проектный продукт - фотоальбом).
           В направлении «Русь - Великая, многоликая» раскрывается через мини-проекты не только быт, традиции народов, но и географические особенности, фольклор, история нескольких народов: «Сибирские казаки»; «Народы Урала»; «Народы крайнего Севера». Проектными продуктами мини-проектов являются сценарии детских праздников народов Сибири, Урала и крайнего Севера.
           Во-вторых, ведется мониторинг формирования основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Диагностика носит индивидуальный характер и проводится с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет). В октябре осуществляется промежуточная диагностика сформированности основ нравственно-патриотического воспитания. Май – это итоговая диагностика развития старшего дошкольника.
           Педагогическая диагностика формирования основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников реализуется с использованием методов:
           - беседа с дошкольниками на темы нравственно-патриотического содержания;
           - решение проблемных ситуаций;
           - наблюдение за поведением дошкольника в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.
           В результате диагностического этапа мониторинга заполняется аналитическая справка о сформированности первичных основ нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников на начало и конец учебного года.
          Аналитико-обобщающий этап мониторинга оценивает динамику достижений детей в нравственно-патриотическом воспитании и позволяет установить эффективность реализации проекта.
          Качественный анализ результатов формирования основ нравственно-патриотического воспитания каждого дошкольника позволяет определить пути его дальнейшего развития.
          В-третьих, проектная форма организации нравственно-патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации предполагает привлечение различных групп участников (воспитанники, их родители, педагоги, сотрудники библиотек, ветераны), поэтому и проведение мероприятий возможно в двух направлениях:
  • совместная деятельность с детьми;
  • взаимодействие с родителями, социумом.
         В-четвертых, проект осуществляется в несколько этапов:
         - организационно-подготовительный: определение проблемы и темы будущего проекта, его целеполагание; подбор литературы, музыкального сопровождения, необходимой атрибутики; разработка необходимых конспектов, сценариев бесед, конкурсов; организационная и подготовительная работа с участниками проекта;
        - основной (этап непосредственной реализации): проведение мероприятий проекта;
        - итоговый (результативный, рефлексивный): подведение итогов (Большой тематический праздник).
        Организация обсуждения результатов опроса всех участников образовательного процесса на заседании педагогического совета дошкольной образовательной организации позволяет принять правильное управленческое решение, потому что особое внимание уделяется тому, что полезное видят опрашиваемые в реализации долгосрочного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Быт и традиции народов Российской Федерации».
       Заключение. Процесс проектирования деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Быт и традиции народов Российской Федерации» показывает, что благодаря проектной деятельности у дошкольников совершается развитие предусмотренных новообразований, а также формируются ранее обретенные навыки. Формированию личностного развития дошкольника, коллектива и коллективных взаимоотношений способствует коллективное планирование, подготовка и проведение проектной деятельности.
Проектная работа является результативной, потому что соблюдаются следующие условия:
          1.Нравственно-патриотическое воспитание в проектной форме и духовно-нравственное воспитание в соответствии с парциальной программой духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» тесно связаны между собой.
          2.Проектные мероприятия являются доступными для старших дошкольников и проводятся в различных формах, что способствует поддержанию их интереса и активности.
          3.Существует преемственность принципов и методов всей системы образовательно-воспитательной работы при активном участии родительской общественности.
          4.Администрация дошкольной образовательной организации стремится четко руководить деятельностью проектной группы.
Практическая значимость проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе любой образовательной организации, в педагогической деятельности воспитателей.
Вывод. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – это создание условий для формирования патриотизма у дошкольников, что предполагает, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи долгосрочный проект в дошкольной образовательной организации по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных патриотов своей Родины.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абашина, В. В. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации // Детский сад от А до Я. 2008. № 3. С. 19–32.
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 гг. М.: АРКТИ, 2005. 165 с.
3. Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов — воспитывают. // Красная звезда. 2002. C.45
4. Мазурова Л. Е., Емелина Н. Л. Проектная деятельность как объединяющая составляющая участников образовательных отношений в условиях дошкольной образовательной организации. В сборнике: Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией С. А. Герасимова, Н. Н. Скоробогатовой, И. З. Сковородкиной, В. П. Аксеновой. 2016. С. 279–285.
5. Национальная доктрина образования Российского образования до 2025 г. http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm  (дата обращения 22.07.2021).
6. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю.  Белоусова, А.Н.  Егорова, Ю.С.  Калинкина.  — М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019.  — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
7. Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» https://unpo.tomsk.gov.ru/Files/d2157632-10ad-47cc-8dfd-77328967dd5c/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%20%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf  
8. Уральская, Е. М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности. В сборнике: Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». 2015. С. 183–188.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»