Воспитатель как тьютор формирования социальной
ответственности и компетентности будущего
российского офицера
Голубев Александр Борисович
В наши дни социальная активность будущего взрослого (нынешнего школьника) предполагает, прежде всего, его готовность и умение формировать свою собственную жизненную стратегию. Это противоречит базовым принципам так называемой «традиционной» педагогики, подразумевающей максимальное единообразие в подходах к обучению и воспитанию современных девчонок и мальчишек при их минимальной инициативности. В качестве одного из решений данного противоречия выступает активно развивающееся сегодня тьюторство (тьюторское сопровождение) [2] – это педагогическая деятельность по индивидуализации обучения и воспитания, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.В Санкт-Петербургском суворовском военном училище воспитательная деятельность, направленная на формирование ценностных ориентаций, нравственных основ, профессионально и социально значимых качеств воспитанников, является одним из векторов работы воспитателя; что самым непосредственным образом роднит его функции с тьюторскими. Таким образом, актуальность темы настоящей публикации очевидна.
Следует отметить, что феномен тьюторства зародился еще во времена Средневековья в Европе, в университетском свободном образовательном пространстве [5], лишенным излишней формализации и бюрократизации. В то время студенты сами выбирали себе дисциплины, учителей, научные направления для исследования. Нужен был некий путеводитель, гид в этом открытом море идей, направлений поиска и т.д. Такой фигурой и стал тьютор, осуществляющий своеобразное посредничество между свободным профессором и свободным школяром. Основным процессом получения университетского уровня образования тогда был процесс самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции его сопровождения. Тьютор не получал для этого никакого специального педагогического образования, он передавал свой опыт самообразования, в силу того, что владел техниками рефлексии и передачи, оставаясь в полном смысле университетской фигурой: «тьюторствуя», он продолжал вести научные исследования, самообразовываться, жить университетской жизнью.
Современное гражданское общество предполагает такое свободное волеизъявление от своих граждан, прежде всего, в части личностного, профессионального самоопределения. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего образования нового поколения закрепили этот вызов времени в требованиях к образовательным программам, к кадровому обеспечению образовательного процесса. Так в современной средней школе появляется воспитатель (тьютор) со следующим набором функций [1]:
- управленческая. Создание условий для управления подростком своей мыслительной и познавательной деятельностью;
- диагностическая. Совместный с подростком анализ его познавательных особенностей для решения образовательных задач и профессионального самоопределения;
- целеполагающая. Помощь подросткам в формулировании их собственных долгосрочных и краткосрочных образовательных, профессиональных, жизненных целей;
- мотивационная. Создание и поддержание интереса к образованию и удовлетворение потребности в самоактуализации через образовательную деятельность;
- коммуникативная. Построение субъект-субъектных отношений, создание и поддержание открытого коммуникативного пространства;
- контрольно-рефлексивная. Создание условий для формирования адекватной самооценки, саморефлексии и корректировки учащимися собственной образовательной деятельности, ее содержания и способов реализации;
- методическая. Использование необходимых средств для воспитательной деятельности, разработка и применение контрольно-диагностических методик, технологий и техник тьюторского сопровождения.
Эффективное формирование социальной ответственности и компетентности воспитанников суворовских училищ предполагает опору на ряд основополагающих принципов [4]:
Принцип открытости. Воспитателем так выстраивается работа с учебной группой, чтобы суворовцы участвовали в различных видах образовательной деятельности, социальных практиках, в том числе за пределами образовательной организации, в поисках новых знаний, опыта, точек приложения сил и творчества и т.п.
Принцип целостности. Все усилия учащихся должны быть направлены, сконцентрированы на достижение одной цели – выбора и поступления в профильный военный вуз, чтобы суметь реализовать как собственный личностный потенциал, так быть и максимально полезным своей Родине.
Принцип комплексности. Воспитатель координирует, синхронизирует усилия, интересы педагогов и родителей воспитанников для реальной помощи ребятам в самоопределении. Учащиеся должны, и находясь в училище, и занимаясь внеурочной деятельность, и пребывая на каникулах дома иметь перед собой единые стандарты, идеи, образцы поведения со стороны взрослых и т.д.
Реализуя в своей каждодневной деятельности вышеназванные принципы, воспитатель Санкт-Петербургского суворовского военного училища максимально обеспечивает достижение главной цели своей работы - формирование гармонично развитой личности выпускника как государственного человека, осознающего свою ответственность и за себя, и за судьбу своей страны [3].
Литература: