Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Развивающая программа «Развитие коммуникативных умений» для младшего школьного  возраста.

Соверткова Ольга Викторовна

учитель ГБОУ СОШ № 252

г. Санкт - Петербург

 

Программа  предназначена для работы с младшими школьниками 9-10 лет (3-4 классы).

Разрабатывая программу, опиралась на программу И.Н. Агафоновой «Я и Мы».

Основные задачи программы

 - способствовать  развитию таких коммуникативных умений, как:

- Приветствие и прощание;

-обращение;

-просьба о поддержке, помощи, услуге;

-оказание поддержки, помощи, услуги;

-умение оценивать эмоциональное состояние партнёра;

- конструктивное и позитивное взаимодействие;

- позитивное отношение к себе и другим людям; 

- благодарность;

- отказ;

-эмпатия.

 

                           Тематический план занятий

 

Темы занятий

Количество часов

1.

Приветствие и прощание.

2

2.

Обращение. Просьба о поддержке, помощи, услуге.

2

3.

Умение отказывать.

2

4.

Оказание поддержки, помощи, услуги.

2

5.

Умение оценивать эмоциональное состояние партнёра.

2

6.

Развитие группового взаимодействия. Групповая дискуссия, принятие решения.

2

7.

Позитивное отношение к себе и другим людям.

1

8.

Умение благодарить.

1

9.

Завершение работы.

1

 

Итого:

15

 

                                      

Раскроем общее содержание, цели и задачи каждого занятия.

1. Приветствие и прощание.

Цель занятия:овладение детьми  умениями  приветствовать и  прощаться в различных ситуациях, эмоциональное принятие и понимание значения различных способов приветствия и прощания.  Формируется умение анализировать (понимать) чувства людей в различных  коммуникативных ситуациях. Закрепляется умение обратиться к другому, представиться.

 

 2. Обращение. Просьба о поддержке, помощи, услуге.

     Цель: занятие направлено на работу с такими коммуникативными умениями как просьба о помощи (услуге), оказание помощи (услуги), благодарность.

 

3.Умение отказывать.

    Цель:  занятие направлено на работу с таким коммуникативным умением, как отказ. Это занятие образует с предыдущим определенный смысловой комплекс: просьба о чем-либо – с одной стороны, и согласие или отказ – с другой.

          4. Оказание поддержки, помощи, услуги.

 Цель:занятие направлено на создание в классе доброжелательной обстановки, способствующей сплочению детского коллектива; воспитание отзывчивости к  другим людям, желания оказать им поддержку в трудной жизненной ситуации.

5.Умение оценивать эмоциональное состояние партнёра.

     Цель: назначение этого занятия– создать условия для развития у ребенка представлений о мире собственных эмоций и эмоций других людей; создать условия для умения определять эмоциональное состояние другого человека; показать возможности оказания поддержки и помощи другому человеку.     

 

6. Развитие группового взаимодействия. Групповая дискуссия, принятие решения.

     Цель:  формирование ответственности за свои решения и умение учитывать интересы группы, научиться эффективному поведению для достижения  согласия  при решении групповой задач.Назначение занятия – создать условия для того, чтобы дети открыли сами особенности взаимодействия в команде. Для слаженной работы команды важно, чтобы ее члены могли сотрудничать, договариваться друг с другом, помогать, проявлять активность, инициативу, лидерство и ответственность за всех, подчиняться, отказываться от своего решения, принимать помощь.

 

      7.Позитивное отношение к себе и другим людям.

    Цель: занятиеспособствует осознанию образа самого себя, позволяет представиться другим в позитивной форме, расширяет представление о других.

      8.Умение благодарить.

 Цель: занятие развивает умение быть благодарным за оказание услуги, помощи.

      9. Завершение работы.

  Цель: анализ собственного пройденного пути и оценка результатов, настрой на будущее, общие выводы и впечатления, выражение добрых чувств каждому члену группы. Развивать эмпатию и рефлексию.

 

План проведения отдельных занятий.

4. Оказание поддержки, помощи, услуги.

 Цель: занятие направлено на создание в классе доброжелательной обстановки, способствующей сплочению детского коллектива; воспитание отзывчивости к  другим людям, желания оказать им поддержку в трудной жизненной ситуации.

1.Разогревающая игра. « Войди в круг».

         Несколько участников (добровольцев) выходят за дверь, затем приглашаются по одному. Группа образует круг, плотно взявшись за руки. Входящему участнику предлагается войти в круг. При этом у группы существует договорённость (вежливое приветствие). Участник, пытающийся выполнить условие, пробует различные формы поведения. Важно, чтобы в конце игры, те дети, которые не попали в круг, были приняты и постояли, взявшись за руки, вместе со всеми.

2.Знакомствосо сказкой. Антуан Де Сент-Экзюпери « Маленький принц».

8 глава. (Роза, которая росла на планете Маленького принца.)

3. Анализ.

- Как роза появилась на планете Маленького принца?

-Как вела себя роза?( Она была капризна, горда и обидчива.)

-Как Маленький принц ухаживал за розой?( Заботился о ней, поливал, накрывал колпаком, оберегал, исполнял все её желания.)

-Как вы думаете, почему Роза так себя вела? У неё был плохой характер?   Важно, чтобы дети сумели ответить, что Роза, как и любой человек, нуждалась во внимании и заботе. Ей очень хотелось, чтобы о ней заботились,

чтобы её любили.

- Какие слова подтверждают привязанность Розы  к Маленькому принцу?

 «Да, да, я люблю тебя», - услышал он. В словах Розы была тихая нежность, пропал капризный тон, исчезли упрёки.

- Что поняла Роза, расставаясь  с Маленьким принцем?( Она жалела, что не сказала о своей любви и привязанности раньше.)

-Как вы думаете, такие отношения, такая привязанность, забота, могут исчезнуть бесследно, если герои расстаются? Конечно нет, ведь в отношения вложено столько заботы, любви, труда.

- Как вы думаете, другие розы будут для Маленького принца такими же красивыми?  (Важно, чтобы дети порассуждали, высказали разные мнения, но необходимо подвести их к тому, что мы в ответе за тех с кем общались.)

« Мы в ответе за тех, кого приручили».

« Маленький принц» глава 21. Чтение педагогом отрывка.

         Маленький принц пошел взглянуть на розы.

-Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы ещё ничто. Никто из вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете.

         Разы очень смутились.

- Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же,  как и вы. Но мне она дороже вас всех. Ведь это её,  а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас  накрывал стеклянным колпаком. Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она  умолкла. Она – моя.

- Как вы думаете, что в общении людей очень важно?Важно уметь заботиться о других людях. Очень важно не только ждать внимания от других людей, но и уметь дарить это внимае. Проявление заботы -характеризует лучшие человеческие качества.

4. Игра « Аплодисменты».

         Ребята садятся в круг. Педагог просит встать тех, кто обладает определённым умением или качеством (например: встаньте те, кто умеет петь, танцевать, плавать, выразительно читать и т. д.) Остальные участники аплодируют тем, кто встал.

5. Умение оценивать эмоциональное состояние другого человека.

Цель: Назначение этого занятия– создать условия для развития у ребенка представлений о мире собственных эмоций и эмоций других людей; создать условия для умения определять эмоциональное состояние другого человека; показать возможности оказания поддержки и помощи другому человеку.     

1. «Разогревающая игра»

Игра «Чем мы похожи».          

Начинает игру педагог: приглашает в круг одного из ребят по сходству с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой кофты одинакового цвета». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-либо из участников  таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Итог – мы все разные, но у нас есть что – то общее и нам хорошо вместе.

  1. Знакомство с картиной Марка Шагала «Часы».

alt

-Посмотрите внимательно на картину. Что в этой картине кажется самым необычным?(Контрастность размеров: часы кажутся гигантскими по сравнению с крошечной фигуркой человека у окна).

-Как называется подобный приём в литературном произведении?(контраст)

-Что же хотел сказать художник, используя этот приём?

Художник  подчёркивает, что  в этой комнате царит  Время, его протекание  ощущается  физически, а  в жизни маленького одинокого человека, сидящего у окна, ничего не меняется. Он всё также одинок  и печально смотрит в окно.

-Что можете сказать о цветовой гамме картины?( Цветовая гамма создаёт тоскливое ощущение, она соответствует состоянию одиночества, безрадостному настроению).

-Как вы думаете, чем можно помочь герою этой картины? Ему необходимы  внимание  и  забота другого человека. Люди не должны быть одинокими и забытыми. Каждому человеку необходимо внимание, забота. Время  никак  не откликается  на внутреннее состояние и настроение человека.

-О чём эта картина и почему она так называется? Эта картина о безграничной власти  Времени над  человеком, если человек  одинок и не имеет друзей и близких. Называя картину «Часы», художник, очевидно, имел в виду не просто конкретные часы, а часы протекания жизни, когда становится особенно очевидно, насколько одинокий человек мал и беспомощен в жизни.

3. Знакомство со сказкой.

Сергей Козлов «Лисичка».

         Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

-Ты чего это?- спросил Ёжик.

-Не знаю,- сказал Медвежонок. – Плакать хочется.

- Да ты посмотри…

-Я видел,- сказал Медвежонок. – Потому и плачу.

-Чего же здесь плакать? Радоваться надо…

-Я от радости плачу, - сказал Медвежонок.

-Разве от радости плачут?

-Ежё бы! – И Медвежонок разрыдался.

- Успокойся, что ты! – Ёжик погладил Медвежонка лапой. – Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.

-Улетать, - всхлипнул Медвежонок. И разревелся ещё пуще.

-Но они прилетят,- сказал Ёжик.- Они вернутся. Пройдёт зима, снег растает, и они вернутся.

-Зима.- Медвежонок горько плакал и весь вздрагивал.

-Ну да, зима. Но она пройдёт, и всё будет снова.

-Не хочу! Не хочу, слышишь?

-Чего ты не хочешь?

-Чтобы всё уходило, улетало! – крикнул Медвежонок.

-Это же не надолго, - сказал Ёжик  – ты же сам знаешь. А как красиво  зимой!

- Зимой я тоже буду плакать.

- Зимой? Да почему?

-Мне будет ее жалко. – И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: славами здесь не поможешь.

- Бежим! – крикнул он.

-Куда? – поднял зарёванные глаза Медвежонок.

- Бежим, говорю! – И Ежик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.

- Куда ты меня тащишь?!

         Они пробежали мимо старой сломанной березы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и, петляя между горелых пней, поднялись в гору.

- Смотри! – сказал Ежик и показал Медвежонку гриб лисичку.

         Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

- Видишь? – сказал Ёжик. – У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один – и не плачет.

 

4. Анализ.

Почему  так странно названо произведение? Разве оно  о лисичке? Попробуй придумать своё название. (Вопрос провокационный).

-Почему плакал Медвежонок? Что же ему хотелось (хотя он понимает, что это невозможно)? Необходимо попытаться понять внутреннюю  драму Ёжика. Ведь он переживает очень сильное эстетическое чувство- переживание красоты мира. «Остановись, мгновение, ты прекрасно!»

-С тобой когда-нибудь было что-то подобное: когда настолько красиво, что плакать хочется?  (Если даже дети расскажут сочинённые истории, это очень хорошо, так как они на себя «примерят» важнейшее эстетическое переживание).

-Как автор описывает путь Ёжика и Медвежонка на гору? Зачем он описывает все эти страшные для жизни леса подробности? Как называется такой приём, когда после картины разрухи нам показывают прекрасный золотой гриб? Все эти подробности подтверждают тревожное и драматическое восприятие мира Медвежонком: действительно, всё прекрасное, в конце концов, стареет и разрушается. Но писателю эта картина лесной разрухи и старения необходима, чтобы на контрасте показать  рождение нового, молодого, прекрасного - гриб лисичку.

-О чём же Ёжик пытается сказать Медвежонку, когда показывает ему лисичку?1. Ёжик показывает Медвежонку, что лес всё время обновляется; красота - вечна: на смену погибающему приходит новое – молодое, красивое, крепкое. Поэтому Ёжик показывает  только что родившийся красивый гриб. 2. Ёжик пытается показать Медвежонку, насколько Медвежонок счастливее той же лисички, ведь лисичка совершенно одна и совсем не переживает своего одиночества. А у Медвежонка есть любящий его и любимый им Ёжик. Поэтому он, Медвежонок, просто не имеет права отчаиваться. Всеми своим поступками Ёжик говорит Медвежонку: «Красота – не погибнет! Ты  - не одинок!»

-Это обязательно должна быть лисичка? Конечно же это могло быть и что-то другое. Важно, чтобы это было конкретное чудо, прекрасное, незабываемое, производящее впечатление – именно сейчас.

Ёжик оказался очень внимательным и заботливым другом, он понял, что уговаривать и убеждать Медвежонка бесполезно, ведь он такой эмоциональный и впечатлительный. Ёжик вспомнил то конкретно прекрасное, что он совсем недавно видел на горе (лисичку), поэтому и поволок туда Медвежонка, чтобы показать ему конкретный пример вечности красоты.

Почему же сказку назвали «Лисичка»?Ведь именно лисичка является конкретным чудом, с помощью которого Ёжик пытается успокоить Медвежонка.

5. Завершающий ритуал.

Игра «Пишущая машинка»

Участникам игры раздаются карточки с буквами. Предлагается напечатать предложение «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

( При «печатании», когда подходит очередь, какой-либо буквы, тот, кто её получил, встаёт со стула и называет букву).

Ребята встают в круг, берутся за руки, звучит песня.

 

6. Развитие группового взаимодействия. Групповая дискуссия, принятие решения.

                Цель:  формирование ответственности за свои решения и умение учитывать интересы группы, научиться эффективному поведению для достижения  согласия  при решении групповой задач.Назначение занятия – создать условия для того, чтобы дети открыли сами особенности взаимодействия в команде. Для слаженной работы команды важно, чтобы ее члены могли сотрудничать, договариваться друг с другом, помогать, проявлять активность, инициативу, лидерство и ответственность за всех, подчиняться, отказываться от своего решения, принимать помощь.

 

1. «Разогревающая игра». « Подари улыбку».

Дети образуют круг. Надо улыбнуться соседу, ласково поздороваться, передать игрушку.

Необходимо принять игрушку, ласково ответить и передать дальше.

Например: «Здравствуй, Ирочка».

Ответ: «Здравствуй, Валерочка».

2. Пропуск в сказку.

      Хотите совершить путешествие в волшебную страну? Тогда встанем в круг. Это машина времени. Для того, чтобы попасть в волшебную страну, делаем по кругу 3 шага влево.

3. Знакомство со сказкой.

     Вот мы и в волшебной стране. В этой стране росло прекрасное дерево. Оно было Деревом желаний. ( На мольберте прикреплен лист ватмана, на котором нарисовано дерево без листьев.)

Дерево исполняло только добрые желания. Однажды в эту страну попал злой волшебник. Он загадал желание, и дерево его не  исполнило. Тогда волшебник рассердился и заколдовал дерево желаний.

Давайте попробуем расколдовать дерево.

         У злого волшебника могут быть настоящие друзья?  Нет, у злого волшебника всегда плохое настроение, лицо у него всегда злое, недовольное. Если взглянуть на лицо этого волшебника, то можно испугаться и,конечно, дружить с ним никому не захочется.

         - Давайте нарисуем для волшебника  лица таких ребят, с которыми вам хотелось бы дружить.

          Ребята начинают рисовать. Готовые рисункм помещают рядом с деревом.

         - Как вы думаете, что почувствует волшебник, увидев ваши рисунки?     Улыбнётся, станет добрее, захочет иметь друзей.

         У злого волшебника нет и никогда не было друзей. Почему?

( Волшебник не знает каким должен быть настоящий друг.)

         -Давайте напишем письмо волшебнику и расскажем каким должен быть настоящий друг.

         Подумайте, как можно продолжить незаконченные предложения.

Настоящим другом можно назвать человека, который………………..

Мне нравится, когда друг……………………………………………………….

Я ценю в друге……………………………………………………………………

Дружбе мешает…………………………………………………………………

Дружбе помогает……………………………………………………………….

         - Ребята, а у вас есть настоящие друзья?

         - А каждый из вас готов быть настоящим другом?

4. Игра «Комплименты»  (с цветком).

         Злой волшебник никому не говорил добрых слов и ему тоже никто никогда не делал комплиментов. ( Почему?)

         А вы часто говорите друг другу добрые слова, делаете комплименты? Давайте поиграем.

          Ребята и педагог сидят в кругу. Начинает игру педагог. Он даёт цветок ребёнку, сидящему рядом, и говорит комплимент. Ребёнок, получивший цветок, говорит комплимент соседу и передаёт цветок и так пока цветок не вернётся к педагогу.

5.Завершающий ритуал.

         В волшебной стране растёт не простое дерево, а волшебное, которое исполняет желания. Вы можете сейчас пожелать что-то доброе своим друзьям. Нарисуйте листочек, загадайте желание и прикрепите к дереву.

         - Наше путешествие по волшебной стране закончилось. Давайте встанем в круг, образуем машину времени, сделаем три шага  вправо и окажемся в классе.

 

Список литературы:

1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб. 2003.

2. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику Литературное чтение 2-3 класс.- Москва 2003

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»