Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Санкт-Петербургское негосударственное (частное)

общеобразовательное учреждение

Православная общеобразовательная гимназия

Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского

 

 

Рабочая программа по предмету

« Православие» (5, 6, 7 классы)

 

 

Составитель: Федоренко Сергей Александрович,

Учитель предметов «Православие» и «Христианская этика», зам. директора СПб НОУ «Православная общеобразовательная гимназия Св. Александра Невского»

 

Возраст учащихся — 10–14 лет.

Проект рассмотрен и согласован на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования Протокол № 2,

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2009–2010 учебный год

 


Пояснительная записка

 

Формирование высоконравственной, культурной личности, гражданина, патриота Отечества — одна из основных функций образования. Термин «образование» происходит от слова «образ». Очень важно, какой именно образ вкладывается в ребенка. Это определяет его социально — нравственную и мировоззренческую ориентацию, влияет на становление характера личности. Английский писатель Майн Рид пишет, что без благородных понятий о чести и нравственности самое высокое образование не стоит и гроша.

Главной целью курса является формирование верных представлений о Православии, о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т. д.

Задачи курса:

- дать систему знаний о православной вере, основных догматах христианства;

- способствовать овладению учениками основной христианской терминологии;

- выработать умения строить взаимоотношения на основе христианской системы ценностей;

- дать практические знания о Церкви, молитве, посте, церковных праздниках и богослужении;

- научить пользоваться Библией, святоотеческой и богослужебной литературой;

- научить учеников владеть различными способами самостоятельной работы по данному предмету.

 

Предмет «Православие» является логическим продолжением предмета «Основы православия», изучаемом в 1–4 классах.

Предмет «Православие» непосредственно связан с такими предметами, как русский язык, литература, биология, география, история и другими.

Курс предмета «Православие» (5, 6, 7 классы) рассчитан на 3 года обучения, включает в себя 102 аудиторных часа, отводит время и на самостоятельную работу учеников.

Заканчивается курс дифференцированным зачетом.

В программе данного курса отдельные вопросы, особенно этнографического и религиоведческого характера, получают довольно подробную расшифровку, что связано с их новизной и специфичностью, чтобы облегчить задачу учителя.

Курс «Православие» также призван расширить знания учащихся в рамках естественно-научного и гуманитарного циклов. При этом огромная ответственность ложится на преподавателя данного курса в связи с тем, что содержание его часто неизбежно касается мировоззренческих вопросов, от разрешения которых зависит жизненная позиция ученика.

Отсюда возникает необходимость специальной подготовки преподавателей курса «Православие», который должен сочетать в себе качества педагогического мастерства с достаточно глубоким познанием православной культуры и православного вероучения. Оба разработчика данного проекта программы имеют высшее педагогическое и высшее богословское образование.

 


III. Учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа учеников

Пятый класс

Раздел 1. Введение.

 

 

Тема 1.1.Мир видимый и невидимый (повторение и углубление материала, изученного на предыдущей ступени обучения по предмету «Основы православия»).

1

 

Тема 1.2.Реальность существования Бога.

1

 

Тема 1.3.Свойства Божий

3

 

Урок 1: «Бог – разумный, бестелесный и невидимый Дух».

 

 

Урок 2: «Бог – вечный, неизменяемый и вездеприсутствующий».

 

 

Урок 3: «Бог – Вседержитель, Царь, Творец и Промыслитель».

 

 

Раздел 2. Творение мира.

1

 

Тема 2.1.Бог – Творец.

 

 

Тема 2.2.Творение мира из ничего.

1

 

Тема 2.3.Шестоднев: Iи IIдни творения.

2

 

Урок 1: «Первый день творения. Христианские представления о происхождении мира».

 

 

Урок 2: «Второй день творения».

 

 

Тема 2.4.IIIи IVдни творения.

2

 

Урок 1: « IIIдень творения: суша или собрание вод, зелень, трава и деревья».

 

 

Урок 2: «IVдень творения. Солнце, луна и звезды».

 

 

Тема 2.5.Vи VIдни творения.

 

 

Урок 1: «Vдень творения. Пресмыкающиеся. Птицы небесные».

 

 

Урок 2: «VIдень творения. Звери. Палеонтология. Эволюция».

 

 

Тема 2.6.Творение человека.

2

._----------------------------------------------- ,------------------------------------------------- ■----------------------------------------------- —-------------------------------------------------- \

 

Урок 1: «Творение человека. Человек – венец творения. Образ и подобие Божие».

 

 

Урок 2: «Адам и Ева: блаженная жизнь в раю».

 

 

Тема 2.7.Грехопадение.

2

 

Урок 1: «Древо познания добра и зла. Свобода выбора».

 

 

Урок 2: «Грех. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».

 

 

Тема 2.8.Последствия грехопадения и обетование Спасителя.

3

 

Урок 1: «Кожаные одежды». «Изгнание из Рая».

 

 

Урок 2: «Поврежденность человеческой природы грехом».

 

 

Урок 3: «Обещание Богом Спасителя».

 

 

Раздел 3. Богообщение.

2

 

Тема 3.1.Молитва.

 

 

Урок 1: « Понятие о молитве. Виды молитв. Молитвы Ветхого Завета».

 

 

Урок 2: «Молитва Господня. Ее смысл, толкования».

 

 

Тема 3.2.Крестное знамение.

1

 

Тема 3.3.Поклоны.

1

 

Тема 3.4.Православный храм.

2

 

Урок 1: «Устройство храма».

 

 

Урок 2: «Символика храма».

 

 

Тема 3.5. Благословение священника.

1

 

Тема 3.6. Святые изображения (иконы).

2

 

Урок 1: «История появления святых изображений в христианстве».

 

 

Урок 2: «Образ Спаса Нерукотворенного — главная, важнейшая икона христианской веры».

 

 

Тема 3.7.Ангельский мир.

2

 

Урок 1: «Невидимый мир ангелов».

 

 

Урок 2: «Ангельская иерархия».

 

 

Тема 3.8.Святые или люди, угодившие Богу.

3

 

Урок 1: «Кто такие святые люди. Виды святости (чины)».

 

 

Урок 2: «Праведные мученики. Исповедники».

 

 

Урок 3: «Святой Благоверный Князь Александр Невский».

 

 

Всего за 5 класс:

34 часа

 

Шестой класс

Раздел 4. Новозаветные церковные праздники.

1

 

Тема 4.1.Рождество Пресвятой Девы Марии.

1

 

Тема 4.2.Введение во храм Пресвятой Девы Марии.

 

 

Тема 4.3.Благовещение Пресвятой Деве Марии.

 

 

Урок 1: «Евангелия о явлении Архангела Деве Марии».

 

 

Урок 2: «Православный праздник Благовещения».

 

 

Тема 4.4.Рождество Иоанна Предтечи.

1

 

Тема 4.5.Рождество Христово.

2

*

Урок 1: «Евангелия о событиях Рождества Христова».

 

 

Урок 2: «Православная традиция празднования Рождества Христова».

 

 

Тема 4.6. Сретение Господне.

1

 

Тема 4.7.Крещение Иисуса Христа

2

 

Урок 1: «Выход Иоанна Крестителя на проповедь Евангелия о Крещении Христа».

 

 

Урок 2: «Православный праздник Крещения (Богоявления Господня)».

 

 

Тема 4.8.Усекновение главы Иоанна Крестителя.

1

i

Тема 4.9.Преображение Господне.

2

 

Урок 1: «Преображение Господне».

 

 

Урок 2: «Особенности Православного богослужения в праздник Преображения. Тропарь праздника. Кондак праздника».

 

 

Тема 4.10.Вход Господень в Иерусалим.

1

 

Тема 4.11.Светлое Христово Воскресение (Пасха).

4

*

Урок 1: «Евангелия о событиях Страстной недели».

 

 

Урок 2: «Крестный путь на Голгофу. Распятие. Смерть. Погребение».

 

 

Урок 3: «Сошествие во ад».

 

 

Урок 4: «Светлое Воскресение Христово».

 

 

Тема 4.12.Вознесение Господне.

 

 

Тема 4.13.Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница).

 

 

Тема 4.14.Успение Божией Матери.

 

 

Тема 4.15.Воздвижение Креста Господня.

 

 

Самостоятельная работа по темам раздела IV.

 

 

Раздел V. 10 заповедей.

 

 

Тема 5.1.Iи IIзаповеди

 

 

Тема 5.2.IIIи IVзаповеди

 

 

Тема 5.3.Vи VIзаповеди

 

 

Тема 5.4.VIIи VIIIзаповеди

 

 

Тема 5.5.IXи Xзаповеди

 

 

Самостоятельная работа по темам раздела V.

 

 

Повторение и обобщение пройденного материала.

 

 

Всего за 6 класс:

34 часа

 

Седьмой класс

Раздел 6. Молитва Господня

7

 

Урок 1: «Первое прошение: Да святится имя Твое».

 

 

Урок 2: «Прошение 2: Да приидет царствие Твое».

 

 

Урок 3: «Прошение 3: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

 

 

Урок 4: «Прошение 4: Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

 

 

Урок 5: «Прошение 5: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

 

i

Урок 6: «Прошение 6: И не введи нас во искушение».

 

 

Урок 7: «Прошение 7: Но избави нас от лукавого».

 

 

Раздел 7. Символ веры.

15

 

Урок 1: «О первом члене Символа веры».

 

 

Урок 2: «О втором члене Символа веры».

 

 

Урок 3: « О третьем члене веры».

 

 

Урок 4 : «О воплощении Сына Божия».

 

 

Урок 5: «О четвертом члене Символа веры».

 

 

Урок 6: «Значение Креста Христова».

 

 

Урок 7: «О пятом члене Символа веры».

 

 

Урок 8: «Телесное воскресение Спасителя – исторический факт».

 

 

Урок 9: «О шестом члене Символа веры».

 

 

Урок 10: «О седьмом члене Символа веры».

 

 

Урок 11: «О восьмом члене Символа веры».

 

 

Урок 12: «О девятом члене Символа Веры».

 

 

Урок 13: «О десятом члене Символа веры».

 

 

Урок 14: «Об одиннадцатом члене Символа веры».

 

 

Урок 15: «О двенадцатом члене Символа Веры. Таинство Крещения».

 

 

Раздел 8. Заповеди блаженств.

12

 

Тема 8.1.О первой заповеди блаженства.

 

 

Тема 8.2.О второй заповеди блаженства.

 

 

Тема 8.3.О третьей заповеди блаженства.

 

 

Тема 8.4.О четвертой заповеди блаженства.

 

 

Тема 8.5.О пятой заповеди блаженств.

 

 

Тема 8.6.О чистой заповеди блаженств.

 

 

Тема 8.7.О седьмой заповеди блаженств.

1

 

Тема 8.8.О восьмой заповеди блаженств.

 

 

Тема 8.9.О девятой заповеди блаженств.

 

 

Тема 8.10.Беседа о смысле зла.

 

 

Самостоятельная работа по темам раздела 8.

 

 

Повторение и обобщение изученного.

 

 

Всего за 7 класс:

34 часа.

 

Итого:

102 часа.

i

 

 

 

 

II. Содержание

 

Пятый класс

Раздел I. Введение.

Тема 1.1.Мир видимый и невидимый.

Тема 1.2.Реальность Существования Бога.

Тема 1.3.Свойства Божий.

Требования к знаниям:

- знать отличие между видимым миром и невидимым;

- иметь общее представление о Боге;

- знать основные свойства Божии. Требования к умениям:

- уметь отличить явления видимого мира и невидимого;

- уметь распознавать проявления свойств Божиих в мире. Содержание учебного материала.

1.1. Понятие о мире видимом и мире невидимом. Что мы можем фиксировать органами наших чувств, а что нет. Аналогии из материального мира того, что мы не видим и не всегда можем почувствовать (радиоволны, электричество и т. д.)

Таблица: что относится к видимому миру, а что к невидимому.

1.2. Реальность существования Бога. Независимость существования Бога от наших представлений и от наших верований (трансцендентность). Присутствие Бога во всем мире (имманентность). Свидетельства присутствия Бога в мире. Наличие религиозных верований во все времена и во всех народах. Свидетельства ученых, врачей, отдельных людей и святых.

1.3. Свойства или имена Божии. Бог — разумный, бестелесный и невидимый Дух. Бог — вечный, неизменяемый, всемогущий, вездеприсутствующий, всезнающий, всеблагой, всеправедный, вседовольный, всеблаженный. Вседержитель, Царь, Творец (Создатель), Промыслитель и др. Положительные и отрицательные свойства Божий.

 

Раздел 2. Творение мира.

Тема 2.1.Бог — Творец.

Тема 2.2. Творение из ничего.

Тема 2.3.Шестоднев: Iи IIдни творения.

Тема 2.4.IIIи IVдни творения.

Тема 2.5.Vи VIдни творения.

Тема 2.6.Творение человека.

Тема 2.7.Грехопадение.

Тема 2.8.Последствия грехопадения и обетование Спасителя.

Требования к знаниям:

- знать, кто сотворил мир;

- знать, за сколько дней Бог сотворил мир;

- знать, что было сотворено в каждый из дней;

- знать основные термины данного раздела, указанные в содержании; знать вкратце историю грехопадения;

- знать, кто такой Спаситель и от чего Он спасает.

Требования к умениям:

- уметь соотносить разные творения Божии с определенными днями творения;

- уметь объяснять, что такое день творения;

- уметь распознавать последствия грехопадения в дурных поступках человека.

 

Содержание учебного материала:

2.1. Бог — Творец мира. Бог творит мир не по необходимости, а по любви. Бог существует вне времени и вне пространства.

2.2. Мир творит мир из ничего. Невозможность представить творение мира из ничего. Проявление в процессе творения из ничего всемогущества Божия. «Сотворил». Разные теории происхождения мира.

2.3. Шестоднев: Iи IIдни творения. « В начале». «Небо» — мир духовный, «земля» —мир материальный. Неустроенность земли. Что в Шестодневе названо днем? «Тьма над бездной». Участие в творении всех лиц Св. Троицы. «Да будет свет!» Единый день. «Твердь» или видимое небо.

2.4. IIIдень творения. Суша или собрание вод. Зелень, трава и деревья. IVдень творения. Солнце, луна и звезды.

2.5. Vдень творения. «Да произведет вода». «Душа живая». Пресмыкающиеся. Птицы небесные. VIдень творения. «Да произведет земля». Звери. Палеонтология. Эволюция.

2.6. Творение человека. Человек - венец творения. Образ и подобие Божие. Дыхание жизни. Адам и Ева. Райский сад. Блаженная жизнь в Раю. Седьмой день. Бог — Промыслитель.

2.7. Древо жизни. Древо познания добра и зла. Свобода выбора. Грех. Грехопадение. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Призыв к покаянию.

2.8. Последствия грехопадения. «Кожаные ризы». Изгнание из Рая. Поврежденность человеческой природы грехом. Обещание Богом Спасителя. Спаситель - Иисус Христос и Его ожидание. Первые люди.

 

Раздел 3. Богообщение

Тема 3.1.Молитва

Тема 3.2.Крестное знамение.

Тема 3.3.Поклоны.

Тема 3.4.Православный храм.

Тема 3.5.Благословение священника.

Тема 3.6.Святые изображения (иконы).

Тема 3.7.Ангельский мир.

Тема 3.8.Святые или люди, угодившие Богу.

Требования к знаниям:

- знать, что такое молитва;

- знать, какие бывают молитвы;

- знать, что такое крестное Знамение;

- знать, какие бывают поклоны в церкви и для чего они нужны;

- знать, что такое храм Божий;

- знать структуру храма и его разновидности;

- знать, что такое благословение священника и для чего оно нужно; знать правила поведения в храме Божием;

- знать, что такое иконы:

- знать молитву Ангелу Хранителю и свой день ангела;

- знать, кто такие святые.

 

Требования к умениям:

- уметь находить в молитвослове необходимые молитвы;

- уметь объяснять, почему мы называемся христианами;

- уметь объяснять смысл крестного знамени;

- уметь определять вид храма и его внутреннюю структуру;

- уметь объяснять принцип почитания икон и святых.

Содержание учебного материала:

3.1. Молитва как разговор с Богом. Молитвы: покаянные, просительные, благодарственные, славословные, молитвы частные и общественные. Внимательная молитва. Краткие молитвы. Молитвослов.

3.2. Почему мы называемся христианами. Сила Крестного знамени. Участие в молитве души и тела. Перстосложение. Правила нанесения Крестного знамени.

3.3. Поклоны как выражение благоговения и почитания пред Богом. Поклоны: поясные, земные.

3.4. Храм Божий. Почему храм называют церковью. Структура храма. Разновидности храмов. Богослужение.

3.5. Благословение священника. Необходимость благословения.

3.6. Святые изображения (иконы). Образ Божий. Первые иконы. От образа к
первообразу. Иконостас.

3.7. Святые ангелы. Ангел Хранитель. Молитва Ангелу Хранителю. Отличие человека от ангела. День ангела.

3.8. Святые или люди, угодившие Богу. Пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессеребренники, блаженные и праведные. Молитва своему святому (тропарь, кондак).

Самостоятельная работа учеников.

Посетить ближайший к месту жительства храм, описать его внешнюю и внутреннюю структуру, рассмотреть внимательно иконы и определить, кому посвящен храм.

Участвовать в богослужении в домовом храме. Внимательно рассмотреть находящиеся там иконы.

 

Шестой класс

Раздел 4. Новозаветные церковные праздники.

Тема 4.1.Рождество Пресвятой Девы Марии.

Тема 4.2.Введение во храм Пресвятой Девы Марии.

Тема 4.3.Благовещение Пресвятой Деве Марии.

Тема 4.4.Рождество Иоанна Предтечи.

Тема 4.5.Рождество Христово.

Тема 4.6.Сретение Господне.

Тема 4.7.Крещение Иисуса Христа.

Тема 4.8.Усекновение главы Иоанна Крестителя.

Тема 4.9.Преображение Господне.

Тема 4.10.Вход Господень в Иерусалим.

Тема 4.11.Светлое Христово Воскресенье (Пасха).

Тема 4.12.Вознесение Господне.

Тема 4.13.Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница).

Тема 4.14.Успение Божией Матери.

Тема 4.15.Воздвижение Креста Господня.

Требования к знаниям:

- знать содержание, дни празднования и тропари главных христианских праздников;

- знать значение имен: Иисус, Мария, Иоанн, Павел, Петр;

- Знать молитвы: «Богородице Дево радуйся...». «Ныне отпущаеши..., «Во гробе плотски...»;

- Знать смысл воплощения Иисуса Христа.

Требования к умениям:

- уметь объяснить смысл праздничных тропарей и изучаемых молитв;

- уметь рассказать о жизни первых христиан.

 

Содержание учебного материала:

4.1. Святая Земля. Св. Праведные Иоаким и Анна. Ожидание Мессии. Тропарь праздника

4.2. Введение во храм Пресв. Девы Марии. Историчность праздника. Тропарь праздника.

4.3. Благовещение Пресвятой Деве Марии. Архангел Гавриил. «Иисус». Пример послушания. Тропарь праздника.

4.4. Возвещение ангела о рождении Предтечи. Посещение Пресвятой Девой Марией
праведной Елизаветы. Рождество Иоанна Предтечи. «Богородице Дево радуйся...»

4.5. Вифлеем. Вифлеемская звезда. Рождество Христово. Поклонение волхвов. Тропарь праздника.

4.6. Симеон Богоприимец и Анна пророчица. Сретение Господне. «Ныне отпущаеши (Лк. 2,29-31). Тропарь праздника. Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет.

4.7. Отрок Иисус в храме. Проповедь Иоанна Предтечи. Фарисеи и саддукеи. Крещение Иисуса Христа. Освящение воды. Тропарь праздника.

4.8. Ирод Антипа и Иродиада. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Пост в Церкви.

4.9. Исповедание Петра. Предсказания Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Нетварный Свет. Тропарь праздника. Святитель Григорий Палама.

4.10. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Тропарь
праздника. Изгнание торгующих из храма.

4.11. Пасха страданий: Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда. Тайная вечеря. Гефсиманский сад. Моление о чаше. Предательство. Суд над Иисусом Христом. Погибель Иуды." Отчаяние. Крестный путь. Распятие Иисуса Христа. Снятие со Креста и погребение. Великая суббота. «Во гробе плотски...». Светлое Христово Воскресение. «Христос воскресе из мертвых...»

4.12. Явления воскресшего Иисуса Христа ученикам. Вознесение Господне. Второе пришествие. Тропарь праздника.

4.13. Сошествие Святого Духа на апостолов. День Святой Троицы. Тропарь праздника. Жизнь первых христиан. Святой первомученик Стефан. Обращение Савла.

4.14. Успение Божией Матери. Тропарь праздника. Проповедь Апостолов. Апостольский Собор в Иерусалиме.

4.15. Гонение на христиан. Разрушение Иерусалима. Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня. Тропарь праздника.

Самостоятельная работа учеников.

Найти отражение церковных праздников в произведениях устного народного творчества и в произведениях русских и иностранных писателей.

 

Раздел 5. 10 Заповедей.

Тема 5.1.Iи IIзаповеди.

Тема 5.2.IIIи IVзаповеди.

Тема 5.3.Vи VIзаповеди.

Тема 5.4.VIIи VIIIзаповеди.

Тема 5.5.IXи Xзаповеди.

Требования к знаниям:

- знать, что такое внутренний нравственный закон; знать содержание 10 заповедей:

- знать по какому принципу разделяются заповеди на две скрижали.

Требования к умениям:

- уметь соотносить отдельные грехи и добродетели с одной из 10 заповедей;

- уметь рассказать о совершенстве нравственного учения Нового Завета в сравнении с ветхозаветным учением.

Содержание учебного материала:

5.1. Внутренний нравственный закон. 10 заповедей.

Две скрижали. Первая скрижаль: любовь к Богу. Iи IIзаповеди.

5.2. IIIи IVзаповеди.

5.3. Вторая скрижаль: любовь к ближним. Vи VIзаповеди.

5.4. VIIи VIIIзаповеди.

5.5. IXи Xзаповеди. О нравственном учении Нового Завета в сравнении с ветхозаветным учением.

Самостоятельная работа учеников.

Найти в Священном  Писании свидетельства исполнения и обличения нарушений каждой из 10 заповедей.

 

Седьмой класс

Раздел 6. Молитва Господня.

Требования к знаниям:

- знать молитву Господню;

- знать библейский контекст произнесения Господом данной молитвы;

- знать структуру молитвы и ее толкование.

Требования к умениям:

- уметь найти молитву Господню в Евангелии.

 

Содержание учебного материала:

Молитва Господня. Евангельский контекст молитвы (Мф. 6.9 - 13; Лк.  11.2 - 4).

Структура молитвы и ее толкование: призывание, 7 прошений, славословие. Молитва Господня как образец для других церковных молитв.

Самостоятельная работа учеников.

Найти цитирование и пересказ прошений Молитвы Господней в произведениях устного народного творчества, в произведениях русских и зарубежных писателей.

 

Раздел 7. Символ веры.

Требования к знаниям:

- знать разницу между естественным и сверхъестественным откровением;

- знать, что такое Священное Предание и Священное Писание;

- знать краткие сведения о Вселенских Соборах;

- знать Символ веры, на сколько частей он делится и по какому принципу;

- знать смысл каждой части;

- знать значение слов: верую,  Христос,  Господь, единосущие.  Церковь,  таинство, АМИНЬ.

Требования к умениям:

- уметь рассказать о Православной вере на основании Символа веры.

Содержание учебного материала:

Назначение человека. Естественное и сверхъестественное откровение. Священное Предание и Священное Писание. Краткие сведения о Вселенских Соборах. Символ веры. Разделение Символа веры на 12 частей. «Верую».

часть:   Символа веры: о Боге, особенно о Первой Ипостаси, Святой Троицы — о Боге Отце и о Боге как о Творце мира.

II часть:о Второй Ипостаси Святой Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. «Христос». Единосущие.

III часть: о Воплощении Сына Божия. Богородица.

IV часть:о страдании и смерти Иисуса Христа. Крест Христов. Благодатный огонь.

часть:о Воскресении Иисуса Христа. Плащаница.

VI часть:о вознесении Иисуса Христа на Небо.

VII часть:о втором пришествии Иисуса Христа на землю.

VIII часть:о Третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе.

IX часть:о Церкви.

часть:о Таинствах. Крещение. Миропомазание.Покаяние. Причащение. Брак. Священство Елеосвящение.

XI часть:о будущем (всеобщем) воскресении мертвых.

XII часть:о жизни вечной.

 

Раздел 8. Заповеди блаженств.

Требования к знаниям:

- знать заповеди блаженств;

- знать, кто такие блаженные;

- знать принцип восхождения заповедей блаженств;

- знать, что такое духовная нищета, духовный план, кротость, чистота сердца, правда, милость, миротворчество, гонение, исповедничество, мученичество;

- знать золотое правило христианства.

Требования к умениям:

- уметь найти Нагорную проповедь в Евангелии.

Содержание учебного материала.

Нагорная проповедь (Мф. 5.1 – 7.29). Девять заповедей блаженств (Мф. 5.3 - 12). Блаженство как высшее проявление счастья. Лестница восхождения. «Блыженны нищие духом...». «Блаженны плачущие». «Блаженны кроткие...». «Блаженны алчущие и жаждущие правды...». «Блаженны милостивые...». «Блаженны чистые сердцем...» «Блаженны миротворцы...». «Блаженны изгнанные за правду...». «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать...» О Промысле Божием. О неосуждении ближнего. О прощении ближнего. О любви к ближнему. Золотое правило. О силе молитвы. О милостыне. О необходимости добрых дел.


Самостоятельная работа учеников.

Написать сочинение — миниатюру по одной из заповедей блаженств.

 

 

Используемая литература

1.              Библия. М, 1990.

2.              Филарет (Дроздов), митрополит. Пространный христианский Катехизис. М., 1995.

3.              Сергий Коротких, священник. Мир Божий. Основы Христианской культуры и нравственности. Калининград, 2001.

4.              Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий. Нью-Йорк, 1987

5.              Закон Божий. Вторая книга о православной вере. Париж, ИМКА-ПРЕСС, 1952.

6.              Александр Мень, протоиерей     Таинство, Слово и Образ. Л., 1990.

7.              Иоанн Мейендорф,   протоиерей Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2001.

Дополнительная литература:

1.Ливерий Воронов, протоиерей Догматическое богословие. СПб, 1998.

2.     Алипий и Исайя, архимандриты. Догматическое богословие Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.

3.     Жив Бог. Православный Катехизис. Лондон, 1990.

4.     Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный Катехизис. М., 1990. 

5.     Флоровский Г. В., протоиерей . Пути русского богословия. Киев, 1991.

6. Хитров М.  Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский
М., 1991.

7.              Знаменский П. В., профессор. История Русской Церкви. М., 1996.

8.              Кошмина И. В. Основы православной Культуры. Учебное пособие. М., 2001.

9.              Святитель Николай Сербский. Верую: вера образованных людей. М.: Издательство Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, 2002.

10.       Жизнь по совести. Пособие для учителей. М.: Паломник, 2001.

11.       Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. М., 2010.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»