Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование приемов ТРКМ в воспитательной работе
для развития коммуникативных навыков кадет

Макунин Игорь Олегович
Сегодня работа воспитателя ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус» МО РФ строится на использовании в воспитательном процессе современных приемов, методов, форм и видов педагогической деятельности, педагогических технологий.
В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ) для развития коммуникативных навыков воспитанников.
Коммуникация – важная составляющая жизни любого человека. Она  определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Если говорить об обучении, то развитие коммуникативных навыков ребенка можно оценивать следующим образом: умение ставить и решать коммуникативные речевые задачи, имеющие цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат.
Как форма взаимодействия членов детского (подросткового) сообщества коммуникативная деятельность обеспечивает различные возможности сотрудничества. В том числе:
  • умение слышать, слушать и понимать партнеров;
  • умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • умение быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей;
  • умение правильно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
  • умение договариваться: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
  • владение коммуникативными навыками помогает также обучающимся на уроках или при самоподготовке с помощью правильной постановки вопросов добывать недостающую информацию.
В своей работе я часто использую приемы ТРКМ, т.к. они помогают научить обучающихся критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств. Развитое критическое мышление у современного военного человека – необходимое условие для свободы выбора, выработки собственного мнения, ответственности за принимаемые решения. С помощью приемов и методов ТРКМ я учу своих воспитанников строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к собеседникам. И при этом они остаются  открытыми новым идеям.
Именно приемы ТРКМ развивают коммуникативные навыки, умение вести диалог, способность работать в коллективе. Реализуется ТРКМ через различные приемы, используемые на разных этапах занятия, которых всего три: вызов, осмысление и рефлексия. Например, на стадии вызова можно использовать приёмы «Учебно-мозговой штурм», «Корзина идей». На стадии осмысления – приемы «Кластер», «Знаю… /Хочу узнать… /Узнал…». Отрефлексировать помогают приемы «Составление синквейнов», «Перепутанные логические цепочки» и другие. На любой стадии урока или воспитательного занятия можно успешно использовать разные методы постановки вопросов.
Я считаю, что данная технология хороша уже тем, что учит и меня, и моих воспитанников задавать вопросы. Не секрет, что правильно поставленный вопрос:
  • помогает получить новую информацию;
  • помогает уточнить уже имеющуюся информацию;
  • может перевести разговор в другое русло;
  • демонстрирует личное мнение спрашивающего, обозначает его позицию;
  • может подсказать ответ.
Умение задавать продуманные вопросы – это тот навык, которому следует уделять больше внимания в учебно-воспитательном процессе. Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, необходимых для развития личности, способной ставить цели и искать пути их достижения (в т.ч. и через взаимодействие с другими людьми, т.е. используя свои коммуникативные навыки).
Итак, вот некоторые стратегии ТРКМ, позволяющие развить умение задавать вопросы:
  1. «Толстый и тонкий вопросы»
Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:
Левая колонка – толстые вопросы. Сюда записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «Какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство нашего учебного заведения?».
Правая колонка – тонкие вопросы. Сюда записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый предмет?».
Прием можно использовать в следующих ситуациях:
Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Например, при подготовке домашнего задания. Учащиеся задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса по изучаемой теме, предварительно записав их в таблицу.
При анонсе темы воспитательного занятия можно попросить кадет сформулировать разные вопросы, возникшие у них, и записать их в таблицу. Это даст воспитателю представление об уже имеющихся знаниях по теме.
  1. «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо конкретные факты.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Иногда они могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей: «Почему Москва в 1812 году была французу отдана?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы»: Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий: Почему знание языков ценится высоко?
Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики: Как подготовиться к конкурсу военной песни? Как работает ракетная установка?
Обучающиеся абсолютно всех возрастов понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте они могут привести свои примеры.
  1. Стратегия «Вопросительные слова»
Кадеты записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. В течение 5-7 минут надо сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.
В моей работе воспитателя данные приемы эффективны и при выполнении воспитанниками домашнего задания, и при проведении различных воспитательных мероприятий.
В процессе использования стратегий ТРКМ у кадет в той или иной степени формируются и развиваются все ключевые компетенции (особенно коммуникативные), необходимые для развития их личностных и профессиональных качеств. Многие приемы и методы ТРКМ хорошо знакомы педагогам нашего ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус» МО РФ и успешно используются в учебно-воспитательной деятельности.
 
Список литературы:
  1. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС: [Текст] / Ред. Вайполина М.О. – М.: Изд-во «Каро», 2017.  
  2. Фастова Е.И., Иванова О.Л. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: [Текст]. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2018. – (Развивающие образовательные технологии).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»