Использование приемов ТРКМ в воспитательной работе
для развития коммуникативных навыков кадет
Макунин Игорь Олегович
Сегодня работа воспитателя ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус» МО РФ строится на использовании в воспитательном процессе современных приемов, методов, форм и видов педагогической деятельности, педагогических технологий.В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ) для развития коммуникативных навыков воспитанников.
Коммуникация – важная составляющая жизни любого человека. Она определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Если говорить об обучении, то развитие коммуникативных навыков ребенка можно оценивать следующим образом: умение ставить и решать коммуникативные речевые задачи, имеющие цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат.
Как форма взаимодействия членов детского (подросткового) сообщества коммуникативная деятельность обеспечивает различные возможности сотрудничества. В том числе:
- умение слышать, слушать и понимать партнеров;
- умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- умение быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей;
- умение правильно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
- умение договариваться: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- владение коммуникативными навыками помогает также обучающимся на уроках или при самоподготовке с помощью правильной постановки вопросов добывать недостающую информацию.
Именно приемы ТРКМ развивают коммуникативные навыки, умение вести диалог, способность работать в коллективе. Реализуется ТРКМ через различные приемы, используемые на разных этапах занятия, которых всего три: вызов, осмысление и рефлексия. Например, на стадии вызова можно использовать приёмы «Учебно-мозговой штурм», «Корзина идей». На стадии осмысления – приемы «Кластер», «Знаю… /Хочу узнать… /Узнал…». Отрефлексировать помогают приемы «Составление синквейнов», «Перепутанные логические цепочки» и другие. На любой стадии урока или воспитательного занятия можно успешно использовать разные методы постановки вопросов.
Я считаю, что данная технология хороша уже тем, что учит и меня, и моих воспитанников задавать вопросы. Не секрет, что правильно поставленный вопрос:
- помогает получить новую информацию;
- помогает уточнить уже имеющуюся информацию;
- может перевести разговор в другое русло;
- демонстрирует личное мнение спрашивающего, обозначает его позицию;
- может подсказать ответ.
Итак, вот некоторые стратегии ТРКМ, позволяющие развить умение задавать вопросы:
- «Толстый и тонкий вопросы»
Левая колонка – толстые вопросы. Сюда записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «Какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство нашего учебного заведения?».
Правая колонка – тонкие вопросы. Сюда записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый предмет?».
Прием можно использовать в следующих ситуациях:
Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Например, при подготовке домашнего задания. Учащиеся задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса по изучаемой теме, предварительно записав их в таблицу.
При анонсе темы воспитательного занятия можно попросить кадет сформулировать разные вопросы, возникшие у них, и записать их в таблицу. Это даст воспитателю представление об уже имеющихся знаниях по теме.
- «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума»
Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо конкретные факты.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Иногда они могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей: «Почему Москва в 1812 году была французу отдана?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы»: Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий: Почему знание языков ценится высоко?
Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики: Как подготовиться к конкурсу военной песни? Как работает ракетная установка?
Обучающиеся абсолютно всех возрастов понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте они могут привести свои примеры.
- Стратегия «Вопросительные слова»
В моей работе воспитателя данные приемы эффективны и при выполнении воспитанниками домашнего задания, и при проведении различных воспитательных мероприятий.
В процессе использования стратегий ТРКМ у кадет в той или иной степени формируются и развиваются все ключевые компетенции (особенно коммуникативные), необходимые для развития их личностных и профессиональных качеств. Многие приемы и методы ТРКМ хорошо знакомы педагогам нашего ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус» МО РФ и успешно используются в учебно-воспитательной деятельности.
Список литературы:
- Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС: [Текст] / Ред. Вайполина М.О. – М.: Изд-во «Каро», 2017.
- Фастова Е.И., Иванова О.Л. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: [Текст]. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2018. – (Развивающие образовательные технологии).