Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование духовно-нравственных качеств личности
 через предметную область «Искусство»

Яковлева Елена Владимировна
 Современное общество испытывает потребность в деятельных, активных людях, которые быстро адаптируются к новым условиям, оптимально используют время, готовы к самообразованию и саморазвитию. Поэтому актуальным становится вопрос, как воспитать образованного и инициативного человека. Ведущую роль в этом процессе занимает формирование общекультурной компетентности, которая позволит личности реализоваться в различных сферах деятельности, охранять и преумножать богатейшее наследие человечества. Культура является отражением важнейших изменений бытия человека, его отношений в социуме, духовной сфере, природе и именно в таком контексте она должна быть представлена в содержании образования школьников, которое помимо освоения   знаний и способов деятельности включает приобретение навыка творческого и эмоционально-ценностного общения. Духовно-нравственные ценности сегодня часто девальвируются, а распространение тестовой системы контроля в обучении привело к тому, что оно становится менее ориентировано на нравственный аспект воспитания личности, раскрытие внутреннего мира человека.
Искусство – предмет, который обобщает и упорядочивает гуманитарные знания учащихся, способствует развитию творческих и исследовательских качеств, формирует уважительное отношение к наследию человечества. Разделение культуры на мировую и национальную, материальную и духовную чрезвычайно условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает проблематично разграничить их. Вероятно, критерием различия можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются – материальные или духовные. В качестве примера можно привести пирамиды Египта, ибо основной целью их строительства было внушение простым людям пиетета перед величием фараона как наместника Бога на земле, соответственно их можно отнести к культуре духовной, так как они отражают ментальность того времени. Являясь культурным памятником цивилизации, они служат местом паломничества туристов и одновременно являются объектом материальной культуры, который приносит доход современной экономике Египта. Предложив подобные примеры учащимся для дискуссии, возможно использовать их знания из различных дисциплин школьной программы и помочь им осознать, что культура – порождение человека, ибо в животном мире, где господствуют инстинкты, подобного понятия не существует, и только принятие нравственных ценностей позволит человеку стать достойным членом общества. В школе это «достигается, прежде всего, через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, где образование не изучение предметов, а развитие личности предметами: на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы – только средства». [1]
«Первоочередной задачей развития личности является процесс духовного воспитания. Он обеспечивается гармоничным сочетанием разных компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарного профиля, предоставляя тем самым широкие возможности выбора содержания в соответствии с личностными потребностями учащихся». [1] Мир эмоциональных переживаний подростка нуждается в эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. В противном случае возникает эскапизм, для которого характерна подмена реального мира миром вымышленным. Сегодня в жизнь детей и подростков вошли жестокие компьютерные игры, упрощенное «мобильное» общение. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, подменяя реальную среду виртуальной. С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения. С другой стороны, длительное пребывание в виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может спровоцировать психические отклонения личности. Так же обширная информационная среда нивелирует функцию учителя как носителя информации. В современном мире он является фасилитатором познавательной деятельности учащихся, то есть должен научить учащихся ориентироваться в огромном информационном потоке, оценивая его качество. Чтобы мнение педагога являлось авторитетным, ему необходимо достаточно четко ориентироваться в системе ценностных предпочтений подростка и суметь предложить ему тот художественный материал, который в данный момент будет значимым и востребованным, а затем проанализировать, какие изменения претерпевает личность учащегося под воздействием общения с искусством. Искусство, особенно классическое, построено на культивировании духовно-нравственных ценностей. Знакомство с мифологическими, библейскими, историческими сюжетами   предоставляют подростку возможность соотнести их содержание   со своими проблемами, ощутить дополнительные эмоции, возможно не знакомые ранее, осознать, какие духовные ценности волновали людей с древнейших времен. В качестве примера приведу шумерскую поэму «Эпос о Гильгамеше», знакомство с которой позволяет учащимся понять, что и пять тысяч лет назад, и сегодня человек задумывается о смысле своего существования, ценности межличностного общения. Анализ изменения поведения главного героя на протяжении поэмы является наглядным примером. В первых главах поэмы Гильгамеш показан как властный правитель, который не дает отдыха своим подданным, заставляя их работать днем на строительстве стен Урука, а ночью пировать вместе с ним во дворце; но ведь люди города не были такими выносливыми и сильными, как их царь, который на две трети являлся богом. Гильгамеш красив, независим. Он не боится мести богов, зная, что сумеет защитить себя. Появление Энкиду раскрывает человеческие качества главного героя. Показательна битва на широкой дороге, когда, осознав равные силы, никто из них не стал доказывать свое превосходство. Взаимопомощь друзей демонстрируется на протяжении всего эпоса, а анализ пословиц «по круче один не взойдет, а двое взберутся», «двое львят одолеют любого льва», «втрое скрученный канат не скоро порвется» подтверждает тождественность духовно-нравственных ценностей пять тысячелетий назад и сегодня. В последних главах перед нами совершенно другой главный герой – это гармоничная, лишенная противоречий личность, осознавшая долг перед народом своего города. Ключевой идеей эпоса является вопрос о смысле человеческого существования. В чем его находит Гильгамеш? Ответ на этот вопрос является главным и для учащихся: ценность человека заключается в его делах, в том, что он оставит людям, а не в совершении удивительных   подвигов ради славы и стремлении сохранить вечную молодость.
Американский социолог К. Джеймс считает самым важным фактором успеха в учебе уровень умения ученика взаимодействовать с одноклассниками. Учитель должен помочь ребятам организоваться, развить их коммуникативные навыки.  В большинстве современных педагогических технологий преобладают различные формы групповой работы. Одной из наиболее эффективных и интересных является введение в учебную и внеурочную деятельность элементов театрализации, которая погружает в искусство, способствует приобретению собственного опыта, привлекает разные каналы восприятия. Так, например, при изучении эпохи античности, учащиеся инсценируют фрагменты трагедий Софокла, Эсхила. И снова находят подтверждение тому, что личные проблемы героев не утратили актуальности и в наше время. Использование подобных методов работы позволяет не только познакомиться с памятниками культуры, но для некоторых - преодолеть барьер негативного отношения к искусству, постараться выразить свои мысли и чувства через предложенный образ. При взаимодействии мира личности и мира художественного произведения и происходит формирование навыка субъективного восприятия произведения искусства.
Чтобы прочувствовать и научиться анализировать произведения, необходим определенный жизненный опыт, который учащиеся школы, как правило, еще не имеют. Поэтому значительно важнее дать им системные представления о развитии общества, объяснить, что критерии оценки культурной компетентности имеют относительный характер. Они зависят и от социально-экономического развития общества, от национальных и культурных традиций среды, в которой он вырос. То есть, в процессе обучения, учащийся должен осознать, что важнейшим компонентом выступает самооценка, сущность которой состоит в осознании себя частью мировой культуры. Становление человека, развитие его духовно-нравственного потенциала - длительный целенаправленный процесс, включающий как саморазвитие, так и воздействие внешних факторов. Поэтому чрезвычайно важными являются коммуникативные формы обучения (урок - семинар, дискуссия, работа парами или в группах). Данные технологии позволяют учащемуся не только составить собственное мнение, представить его, но и скорректировать с учетом мнения других. В результате стимулируется позиция ученика как активного участника познавательной деятельности, ведь в данном случае выражаются эмоции, впечатления, без которых невозможно общение с искусством. Вступление в «диалог» с художественными произведениями способствует пониманию индивидуальных особенностей мастера, позволяет увидеть мир как многовековой культурный слой и «присвоить себе его частицу, то есть стать соучастником процесса создания произведения культуры, осознать, что восприятие одного и того же произведения может изменяться в процессе приобретения нравственного опыта. Искусство, как процесс творчества, доступен не многим, но активное знакомство с его лучшими образцами, способствующее формированию нравственных идеалов, необходимо всем цивилизованным людям. «Вот почему в Евангелии Христос так много говорит о том, как относиться к ближнему, и ничего не говорит, как писать стихи или заниматься математикой» [2].
Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием Истины. Поэтому возникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и содержательней. «Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут стать выдающиеся личности, сведения о которых содержатся в учебных программах. Вслед за отбором и дидактической переработкой этих «объектов» учитель должен быть готов сам принять их в качестве ценностей – в противном случае они не будут приняты учащимся. Очевидно, что решение проблем духовно-нравственного воспитания непосредственно связано с психологической перестройкой педагога, невозможностью авторитарности как стиля обучения в современной школе. Святитель Феофан Затворник говорил, что «один дух влияет на другой чувством», а подобная ситуация возможна только в сотрудничестве, диалоге учителя и ученика, смещении личностного статуса с пассивного потребителя духовных ценностей в статус творца своего духовного мира.  Современные подростки ждут от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное совершенство человека. Только такой учитель найдет путь к сердцу ученика и поможет ему расставить приоритеты, ведь в глубине души каждый человек стремиться достигнуть совершенства в жизни, любви и дружбе. Ребенок делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и места человека в нем, поэтому цель духовно-нравственного воспитания состоит в формировании эмоционально-мотивационной сферы личности, благодаря которому нравственные нормы будут присвоены индивидом, станут его личными качествами и обусловят весь строй чувств, мыслей и действий человека. «Человек склонен к добру и злу, - пишет Э.Фромм, - когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе». [3]
 Личностный подход должен помочь учащемуся осознать себя личностью, а педагогу - выявить и раскрыть возможности ребенка как субъекта воспитательного взаимодействия. Наиболее продуктивной формой такого взаимодействия является диалог, в результате которого образуется общее смысловое поле. Наиболее емкой в смысловом отношении является культура, которая, по мнению И. Я. Лернера, «должна стать единственным источником содержания образования, так как культура потенциально является «полем» пережитого общения педагога с ребенком, поскольку образы культуры отличаются нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов» [4].                                   Продуктивной формой создания единого смыслового и ценностного «поля» является совместная исследовательская или проектная деятельность. В процессе творческого сотрудничества учитель и ученик (при психологической готовности первого) являются единым организмом, создающим некий интеллектуальный или творческий продукт. Творческая работа развивает креативность мышления, происходит социализация учащегося, достигаемая приобретением умения вести аргументированный спор, уважать чужую точку зрения и приходить к консенсусу. Функция учителя сводится только лишь к незаметной (при необходимости) корректировке деятельности учеников. Большое значение имеет правильно выбранная тема, а умение увлечь ею ребят – есть основная миссия учителя. В своей практике я часто использую темы метапредметного характера. Мы исследовали квадрат как семиотический символ и разгадывали тайны его магии; анализировали влияние тоталитарного режима на кинематограф; разбирались, является ли курение способом самоутверждения у подростков, и еще осваивали множество тем, выбор которых зависел, в том числе, от личных интересов и проблем ребят. А значит, работа над проектами решала первоочередную задачу – личностную. А какая радость была на лицах, после общественного признания – выступления и победы на конференциях. И неважно, школьный, районный или всероссийский уровень покорился ученику – он готов к новым свершениям. После совместного «поля» пережитого учитель становится надежным другом ученика, так как он перестает учить, а у него начинают учиться.
Гуманитарные предметы обращаются к духовному миру человека, организуют непосредственный контакт ребенка с произведениями искусства, развивают творческий потенциал и становятся проводником гуманистической концепции образования. Очевидной становится и их миссия: искусство должно быть доступно, понятно и необходимо человеку для реализации личностно-значимых задач, а значит, через него можно сформировать внутриличностные ориентиры и помочь индивидууму достигнуть гармонии в отношениях с собственным «Я» и окружающими. Развитие культурологической компетентности является базой, на основе которой формируется не только общекультурная, но и социальная компетентность, являющаяся основой процесса социализации личности. Формирование менталитета именно такого члена общества является актуальным в контексте социального заказа, предъявляемого к современной модели образования. Образование, таким образом, будет направлено не только на реализацию личности в профессиональной сфере, но и сможет являться процессом направленного духовного развития. Воспитание, основанное на гуманистических ценностях, позволит квалифицировать образование как показатель развитости духовных качеств личности: «Мы судим о духовном мире человека по богатству его отношений к другим людям, к окружающей социальной среде, по его стремлениям, идеалам, вкусам, убеждениям и идеалам, по его отношению к труду, знаниям и, наконец, к самому себе. От степени и направленности развития отношений, от их избирательности, широты, гармоничности зависит активность личности в основных видах деятельности, ее гражданская ценность. Все эти отношения находятся в сложной взаимосвязи и взаимообусловленности, образуя определенную систему. Основой этой системы являются духовные потребности. Богатство духовных запросов – вот основная черта всесторонне развитого человека» [1].
Литература
1. Петракова Т. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. –    Москва, 1999
2. Померанцев Г. Собирание себя. – Москва, ЛИА «ДОК», 1993
3. Фромм Э. Душа человека. – Москва, 1992
4. Лернер И. Дидактическая модель учебного процесса. Учительская
    газета № 24,1996

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»