Педагогическая работа с ложью дошкольников
Зайцева Марина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ Детского сада № 45
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ Детского сада № 45
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Сколько существует человечество, столько же существует и обман. О нём писали древние философы, о нём написано в Библии. Жизнь развивается, идёт вперёд, а обманы всё также сопровождают нашу жизнь, внеся в неё массу неприятностей: ведь это очень неприятно ощущать себя обманутым человеком. При этом, собственный обман указывает на неправильное воспитание, неуверенность в себе, желание казаться сильнее, страх осуждения, недоверие к людям, являясь своеобразной защитной реакцией.
Детям дошкольникам стали присущи такие черты поведенческих особенностей как: ложь, воровство, ненормативная лексика, физическая агрессия. К причинам такого поведения можно отнести следующие факторы: психоневрологические отклонения, культурные изменения в современном обществе, особенности воспитания в семье [1].
Детям дошкольникам стали присущи такие черты поведенческих особенностей как: ложь, воровство, ненормативная лексика, физическая агрессия. К причинам такого поведения можно отнести следующие факторы: психоневрологические отклонения, культурные изменения в современном обществе, особенности воспитания в семье [1].
Дошкольный возраст является ключевым в становлении личностных механизмов поведения ребёнка, становления его характера. Проявление склонности ко лжи и усиление ее у ребенка создает негативные предпосылки успешности в воспитательской и учебной деятельности, выступает признаком дезадаптации, отрицательно влияет на личностное развитие.
Актуальность данной темы состоит в том, что проблема выявления причин и способов преодоления лживого поведения детей изучена недостаточно, при том что наличие соответствующих знаний может стать основой для коррекционной психолого-педагогической работы с детьми, позволит предложить практические рекомендации их педагогам и родителям.
П. Экман определяет ложь, как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды [8]. По форме проявления различают следующие виды лжи: умолчание (укрывательство), искажение, недоговорка, оговор или клевета, самооговор, преувеличение / преуменьшение, приукрашивание, притворство (болезни, неумения), отрицание (вины), блеф, шутка и др.
По отношению к ребенку практически каждый взрослый в той или иной мере выступает с позиции власти. Отношения подобного рода могут порождать ложь. В таких отношениях ребенок испытывает сильную зависимость от взрослого. Все, что младший делает, находится под пристальным контролем старшего, и поэтому часто возникает необходимость что-то скрывать и искажать [7]. Младший лжет по поводу того, что он делал или не делал, а старший (хотя и гораздо реже) лжет, чтобы легче управлять младшим, побуждать его к выполнению своих обязанностей. Еще одна причина, по которой взрослые обманывают детей, определяется тем, чтобы уберечь детей от возможных неприятностей или проблем. Это своего рода ложь предохраняющая [3].
Следует различать понятия лжи, обмана и неправды. Ложь по В.В. Знакову - это умышленная, намеренная передача сведений, не соответствующих действительности. Обман — это полуправда, сообщенная партнеру с расчетом на то, что он сделает из нее ошибочные, не соответствующие намерениям обманывающего выводы. Неправду можно охарактеризовать как высказывание, основанное на заблуждении или неполном знании [2].
Признаки обмана могут проявляться в мимике, телодвижениях, голосовых модуляциях, глотательных движениях, в слишком глубоком или же, наоборот, поверхностном дыхании, в длинных паузах между словами, в оговорках, микровыражениях лица, неточной жестикуляции.
Пол Экман выделяет следующие мотивы лжи: 1. избегание наказания, 2. стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, 3. защита друзей от неприятностей, 4. самозащита или защита другого человека, 5. стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, 6. желание не создавать неловкую ситуацию, 7. избегание стыда, 8. охрана личной жизни, защита своей приватности, 9. стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть [8].
Причины лжи детей старшего дошкольного возраста: недоверие ко взрослым, желание самоутвердиться, фантазия, личные проблемы, защита другого человека или своего внутреннего мира, страх разочаровать взрослых, попытка избежать наказания, стремление привлечь к себе внимание, защита от стрессовых ситуации и дурной пример окружающих [4].
В возрасте от 2 до 5 лет детская ложь считается признаком развития интеллекта, абстрактного мышления, воображения и общего психологического развития в рамках нормы. Если ребенок не фантазирует, не привирает, не придумывает разные истории в этом возрасте, то это считается тревожным фактором, который может оповещать об отклонении в развитии. Гораздо серьезнее, если ложь и обман закрепляется и в подростковом возрасте.
Ребенок в это период своей жизни часто сны, персонажей мультфильмов, поступки героев из прочитанных книг переносит в реальную жизнь. Он, создавая в силу своего воображения, глубже погружается в игровую ситуацию, из которой порой ему не удается быстро вернуться в реальность. Семейные раздоры негативно сказываются на поведении ребенка, придумывание, фантазирование спасает его от нервного перенапряжения. Он погружается в свой придуманный мир, чтобы не быть отвергнутым.
Однако, безусловно, у некоторых детей присутствует настоящая ложь, в которой повинны сами родители [6]. В некоторых ситуациях родители, не подозревая, дают урок ребенку о допустимости вранья. Говоря с ребенком и поясняя, что врать не хорошо, сам родитель, в присутствии ребенка разговаривая по телефону, говорит, что мужа нет дома, в тот момент кода муж сидит рядом. Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Начиная разборки с ребенком, стоит задать себе вопрос, а не я ли лично показываю ему пример вранья?
Ложь-это начало самых серьезных проблем в отношениях родителей с их детьми, и самая главная из которых - доверие. Становление личности ребёнка происходит в семье. Именно она способствует правильному формированию и развитию личности ребенка. По тому, каким вырос ребенок можно определить каковы его родители. Не секрет, что ребенок пытается быть похожим на своих родителей, он им подражает во всем [5].
Методические рекомендации по предотвращению лжи детей старшего дошкольного возраста для родителей и педагогов:
1. Верьте ребенку. Например, если вы замечаете за ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: "Веди себя поспокойней и посдержанней".
2. Объясните, что правда полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.
3. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду. Если ребенок разбил чашку, и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду. Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей и педагогов могут привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха наказания.
4. Вознаграждайте честность. Если ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: "Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду". Чтобы проступок не повторился вновь, покажите его отрицательные последствия и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.
5. Показывайте пример честности. Маленькие дети не понимают двойной морали.
6. Необходимо знать и учитывать невербальные сигналы лжи. В младшем возрасте догадаться лжет ребенок или нет довольно просто. Мы можем только по его внешним повадкам, лицу распознать о его искренности, так как все у него написано на лице. Мозг читает невербальные знаки быстрее, чем сознание успевает проанализировать поведение собеседника. Поэтому, если вам померещилось, будто что-то не так, то, скорее всего, так оно и есть.
- Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза или же очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий твою реакцию на его слова.
- Румянец считается признаком смущения, а также чувства стыда и, возможно, вины.
Признаки, по которым можно судить о фальшивости выражения лица:
- Асимметрия. При асимметричном выражении одна и та же эмоция проявляется на какой-то половине лица сильнее, чем на другой.
- Длительность. Длительность есть общая протяженность мимического выражения во времени, от момента его появления до полного исчезновения. Выражения, длящиеся более десяти секунд, несомненно, а около пяти секунд – с большой долей вероятности, являются фальшивыми. Большинство искренних выражений сменяется значительно быстрее. Весьма мимолетным является удивление, которое длится не более секунды.
- Несвоевременность выражения лица по отношению к речи, интонациям и телодвижениям является третьим признаком неискренности эмоций. Если гневное выражение появляется позже слов, то, скорее всего, гнев является поддельным, поскольку подлинное выражение появилось бы либо в самом начале фразы, либо даже чуть раньше ее.
7. Не спешите наказывать ребенка. Вместо этого гораздо лучше и полезнее поговорить с ним о том, как важно быть честным.
8. Давайте только те обещания, которые вы в состоянии выполнить.
9. Не обманывайте ребенка, если вы не можете ответить на его вопрос. Постарайтесь вместе с ребенком найти решение этого вопроса.
10. Отвечайте на вопросы только правдиво, и в соответствии с уровнем развития ребенка.
11. Не раздавайте угрозы, которые вы никогда не выполните.
12. Предъявляйте требование к ребенку только те, которые ему под силу.
Актуальность данной темы состоит в том, что проблема выявления причин и способов преодоления лживого поведения детей изучена недостаточно, при том что наличие соответствующих знаний может стать основой для коррекционной психолого-педагогической работы с детьми, позволит предложить практические рекомендации их педагогам и родителям.
П. Экман определяет ложь, как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды [8]. По форме проявления различают следующие виды лжи: умолчание (укрывательство), искажение, недоговорка, оговор или клевета, самооговор, преувеличение / преуменьшение, приукрашивание, притворство (болезни, неумения), отрицание (вины), блеф, шутка и др.
По отношению к ребенку практически каждый взрослый в той или иной мере выступает с позиции власти. Отношения подобного рода могут порождать ложь. В таких отношениях ребенок испытывает сильную зависимость от взрослого. Все, что младший делает, находится под пристальным контролем старшего, и поэтому часто возникает необходимость что-то скрывать и искажать [7]. Младший лжет по поводу того, что он делал или не делал, а старший (хотя и гораздо реже) лжет, чтобы легче управлять младшим, побуждать его к выполнению своих обязанностей. Еще одна причина, по которой взрослые обманывают детей, определяется тем, чтобы уберечь детей от возможных неприятностей или проблем. Это своего рода ложь предохраняющая [3].
Следует различать понятия лжи, обмана и неправды. Ложь по В.В. Знакову - это умышленная, намеренная передача сведений, не соответствующих действительности. Обман — это полуправда, сообщенная партнеру с расчетом на то, что он сделает из нее ошибочные, не соответствующие намерениям обманывающего выводы. Неправду можно охарактеризовать как высказывание, основанное на заблуждении или неполном знании [2].
Признаки обмана могут проявляться в мимике, телодвижениях, голосовых модуляциях, глотательных движениях, в слишком глубоком или же, наоборот, поверхностном дыхании, в длинных паузах между словами, в оговорках, микровыражениях лица, неточной жестикуляции.
Пол Экман выделяет следующие мотивы лжи: 1. избегание наказания, 2. стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, 3. защита друзей от неприятностей, 4. самозащита или защита другого человека, 5. стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, 6. желание не создавать неловкую ситуацию, 7. избегание стыда, 8. охрана личной жизни, защита своей приватности, 9. стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть [8].
Причины лжи детей старшего дошкольного возраста: недоверие ко взрослым, желание самоутвердиться, фантазия, личные проблемы, защита другого человека или своего внутреннего мира, страх разочаровать взрослых, попытка избежать наказания, стремление привлечь к себе внимание, защита от стрессовых ситуации и дурной пример окружающих [4].
В возрасте от 2 до 5 лет детская ложь считается признаком развития интеллекта, абстрактного мышления, воображения и общего психологического развития в рамках нормы. Если ребенок не фантазирует, не привирает, не придумывает разные истории в этом возрасте, то это считается тревожным фактором, который может оповещать об отклонении в развитии. Гораздо серьезнее, если ложь и обман закрепляется и в подростковом возрасте.
Ребенок в это период своей жизни часто сны, персонажей мультфильмов, поступки героев из прочитанных книг переносит в реальную жизнь. Он, создавая в силу своего воображения, глубже погружается в игровую ситуацию, из которой порой ему не удается быстро вернуться в реальность. Семейные раздоры негативно сказываются на поведении ребенка, придумывание, фантазирование спасает его от нервного перенапряжения. Он погружается в свой придуманный мир, чтобы не быть отвергнутым.
Однако, безусловно, у некоторых детей присутствует настоящая ложь, в которой повинны сами родители [6]. В некоторых ситуациях родители, не подозревая, дают урок ребенку о допустимости вранья. Говоря с ребенком и поясняя, что врать не хорошо, сам родитель, в присутствии ребенка разговаривая по телефону, говорит, что мужа нет дома, в тот момент кода муж сидит рядом. Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Начиная разборки с ребенком, стоит задать себе вопрос, а не я ли лично показываю ему пример вранья?
Ложь-это начало самых серьезных проблем в отношениях родителей с их детьми, и самая главная из которых - доверие. Становление личности ребёнка происходит в семье. Именно она способствует правильному формированию и развитию личности ребенка. По тому, каким вырос ребенок можно определить каковы его родители. Не секрет, что ребенок пытается быть похожим на своих родителей, он им подражает во всем [5].
Методические рекомендации по предотвращению лжи детей старшего дошкольного возраста для родителей и педагогов:
1. Верьте ребенку. Например, если вы замечаете за ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: "Веди себя поспокойней и посдержанней".
2. Объясните, что правда полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.
3. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду. Если ребенок разбил чашку, и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду. Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей и педагогов могут привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха наказания.
4. Вознаграждайте честность. Если ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: "Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду". Чтобы проступок не повторился вновь, покажите его отрицательные последствия и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.
5. Показывайте пример честности. Маленькие дети не понимают двойной морали.
6. Необходимо знать и учитывать невербальные сигналы лжи. В младшем возрасте догадаться лжет ребенок или нет довольно просто. Мы можем только по его внешним повадкам, лицу распознать о его искренности, так как все у него написано на лице. Мозг читает невербальные знаки быстрее, чем сознание успевает проанализировать поведение собеседника. Поэтому, если вам померещилось, будто что-то не так, то, скорее всего, так оно и есть.
- Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза или же очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий твою реакцию на его слова.
- Румянец считается признаком смущения, а также чувства стыда и, возможно, вины.
Признаки, по которым можно судить о фальшивости выражения лица:
- Асимметрия. При асимметричном выражении одна и та же эмоция проявляется на какой-то половине лица сильнее, чем на другой.
- Длительность. Длительность есть общая протяженность мимического выражения во времени, от момента его появления до полного исчезновения. Выражения, длящиеся более десяти секунд, несомненно, а около пяти секунд – с большой долей вероятности, являются фальшивыми. Большинство искренних выражений сменяется значительно быстрее. Весьма мимолетным является удивление, которое длится не более секунды.
- Несвоевременность выражения лица по отношению к речи, интонациям и телодвижениям является третьим признаком неискренности эмоций. Если гневное выражение появляется позже слов, то, скорее всего, гнев является поддельным, поскольку подлинное выражение появилось бы либо в самом начале фразы, либо даже чуть раньше ее.
7. Не спешите наказывать ребенка. Вместо этого гораздо лучше и полезнее поговорить с ним о том, как важно быть честным.
8. Давайте только те обещания, которые вы в состоянии выполнить.
9. Не обманывайте ребенка, если вы не можете ответить на его вопрос. Постарайтесь вместе с ребенком найти решение этого вопроса.
10. Отвечайте на вопросы только правдиво, и в соответствии с уровнем развития ребенка.
11. Не раздавайте угрозы, которые вы никогда не выполните.
12. Предъявляйте требование к ребенку только те, которые ему под силу.
Литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение,1968.
2. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания//Вопросы психологии. -1993. -№ 2. -С. 9-16.
3. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев,1983.
4. Николаева Е. И. Психология детской лжи// Портал психологических изданий: PsyJournals.ru, 2010, № 3 (24).
5. Николаева Е. И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. — Питер, 2011. — 160 с.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
7. Хазова С. А., Мосина О. А., Ус О. А. Изучение мотивов лживого поведения в процессе возрастного развития детей // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3 (часть 2) – С. 415 - 419.
8. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение,1968.
2. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания//Вопросы психологии. -1993. -№ 2. -С. 9-16.
3. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев,1983.
4. Николаева Е. И. Психология детской лжи// Портал психологических изданий: PsyJournals.ru, 2010, № 3 (24).
5. Николаева Е. И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. — Питер, 2011. — 160 с.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
7. Хазова С. А., Мосина О. А., Ус О. А. Изучение мотивов лживого поведения в процессе возрастного развития детей // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3 (часть 2) – С. 415 - 419.
8. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2001. 272 с.