Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»
и роль образовательных организаций в деле патриотического воспитания
Денисов Михаил Павлович,
учитель истории школы № 414
Санкт-Петербурга
учитель истории школы № 414
Санкт-Петербурга
С 2001 по 2015 год реализованы три государственные программы патриотического воспитания: на 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и 2011-2015гг. В декабре 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждена четвертая государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (далее – Программа). Срок реализации Программы завершается в 2020г. В преддверии принятия нового, уже пятого, программного документа совершенно очевидна необходимость критического анализа Программы. Анализируя содержание Программы, важно оценить степень ее состоятельности. В Программе сказано, что «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [1]. Связь национальной безопасности страны с патриотическим воспитанием граждан подчеркнута и в другом фрагменте документа: «Программа подготовлена с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества». Вводную часть Программы можно свести к нескольким тезисам:
- российское государство развивается «в сложных условиях экономического и геополитического соперничества»;
- патриотическое воспитание граждан является составной частью комплекса мер по обеспечению национальной безопасности РФ;
- конечная цель государственной политики в сфере патриотического воспитания – «консолидация общества»;
- эта цель достигается путем «формирования российского патриотического сознания», выражающегося в «гражданской ответственности за судьбу страны»,
- «российское патриотическое сознание» основано на «любви к своей Родине и семье», на «чувстве сопричастности граждан к великой истории и культуре России».
- органы государственной власти;
- институты гражданского общества;
- институт семьи.
Среди главных задач Программа выделяет:
- «развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан»;
- «совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию»;
- «развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах»;
- «создание условий для развития волонтерского движения»;
- «информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».
- «содействие укреплению высокой нравственности и гражданской солидарности россиян»;
- воспитание у граждан
б) «уважения к культуре населяющих Россию народов»,
в) «уважения к прошлому нашей страны»,
г) «уважения к Конституции РФ, законности, нормам социальной жизни»;
- повышение интереса к истории России, «гуманитарным и естественно-географическим наукам»;
- «сохранение памяти о защитниках Отечества»;
- «углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов»;
- «развитие у подрастающего поколения чувства глубокого уважения и почитания» к Государственному гербу, Государственному флагу и Государственному гимну Российской Федерации;
- «популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории»;
- совершенствование форм взаимодействия «субъектов патриотической деятельности»;
- «повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся» [1].
Патриотическое воспитание Программа определяет как «систематическую и целенаправленную деятельность». Важно, что уже по итогам реализации первой государственной программы на 2001-2005 гг. было заявлено о том, что «система патриотического воспитания в своей основе сложилась» [2]. В подтверждение этого вывода приводились следующие аргументы:
- «сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней по решению проблем патриотического воспитания»,
- «в большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания»,
- «формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического
- «органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям в их работе по патриотическому воспитанию»,
- «деятельность ветеранских организаций стала более конкретной и адресной»,
- «начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания»,
- «организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания» [2].
Конечно, «систематическая и целенаправленная деятельность» зависит не только от конкретизации форм и методов работы, но и от теоретической базы. В Программе среди главных задач на первом месте стоит «развитие научного сопровождения системы патриотического воспитания граждан». Некоторые базовые теоретические установки разработчиков Программы обозначены уже в самом документе. Программа выделяет два направления патриотического воспитания:
- военно-патриотическое и
- гражданско-патриотическое.
Гражданско-патриотическое воспитание «содействует укреплению высокой нравственности и гражданской солидарности россиян», оно должно заложить основы «уважения к законности и нормам социальной жизни». Эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания Программа считает «создание условий для развития волонтерского движения». Волонтерское движение «формирует у граждан, в том числе детей и молодежи, активную гражданскую позицию, чувство сопричастности к процессам, происходящим в стране». Программа подчеркивает готовность государства поддерживать «инициативы институтов гражданского общества, направленные на решение задач гражданско-патриотического
воспитания» [1].
Программа не дает определения понятию «патриотизм» прямо, но из объяснения цели государственной политики в сфере патриотического воспитания и самого понятия «патриотическое воспитание», это определение можно вывести косвенно. Текст Программы позволяет заключить, что патриотизм – это:
- «гражданская ответственность за судьбу страны»,
- «чувство сопричастности граждан к великой истории и культуре России»,
- «любовь к своей Родине и семье»,
- «чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1].
На основе критического анализа реализуемой Программы можно сделать следующие выводы:
- школа, как бюджетная организация, является основным проводником государственной программы патриотического воспитания;
- программа должна включать перечень основных форм и методов патриотического воспитания в школе и озвучивать пути повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся;
- совершенствуя теоретическую базу формирования патриотизма, важно вывести гражданско-патриотическое воспитание из тени воспитания военно-патриотического;
- без реального превращения школ в «центры патриотического воспитания подрастающего поколения» [2] невозможно говорить о том, что деятельность государства в сфере патриотического воспитания граждан осуществляется системно.
Список использованной литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» URL: http://static.government.ru/ (дата обращения: 20.07.2020).
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2011 годы» URL: https://textarchive.ru/c-2265305.html (дата обращения: 20.07.2020).
3. Падогова М. В. Формирование исторической памяти школьников средствами музейной педагогики // Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. – 169-170.