Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»
и роль образовательных организаций в деле патриотического воспитания

Денисов Михаил Павлович,
учитель истории школы № 414
Санкт-Петербурга
 
С 2001 по 2015 год реализованы три государственные программы патриотического воспитания: на 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и 2011-2015гг. В декабре 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждена четвертая государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (далее – Программа). Срок реализации Программы завершается в 2020г. В преддверии принятия нового, уже пятого, программного документа совершенно очевидна необходимость критического анализа Программы. Анализируя содержание Программы, важно оценить степень ее состоятельности. В Программе сказано, что «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [1]. Связь национальной безопасности страны с патриотическим воспитанием граждан подчеркнута и в другом фрагменте документа: «Программа подготовлена с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества». Вводную часть Программы можно свести к нескольким тезисам:
  1. российское государство развивается «в сложных условиях экономического и геополитического соперничества»;
  2. патриотическое воспитание граждан является составной частью комплекса мер по обеспечению национальной безопасности РФ;
  3. конечная цель государственной политики в сфере патриотического воспитания – «консолидация общества»;
  4. эта цель достигается путем «формирования российского патриотического сознания», выражающегося в «гражданской ответственности за судьбу страны»,
  5. «российское патриотическое сознание» основано на «любви к своей Родине и семье», на «чувстве сопричастности граждан к великой истории и культуре России».
Программа определяет патриотическое воспитание как «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1]. Здесь не только дано определение «патриотического воспитания», но и названы субъекты «целенаправленной деятельности по формированию чувства верности своему Отечеству»:
  1. органы государственной власти;
  2. институты гражданского общества;
  3. институт семьи.
Целевая аудитория то же выделена предельно ясно: «Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи».
Среди главных задач Программа выделяет:
  1. «развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан»;
  2. «совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию»;
  3. «развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах»;
  4. «создание условий для развития волонтерского движения»;
  5. «информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».
Программа дает развернутые пояснения к каждой из основных задач. Например, «совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию» включает в себя:
  1. «содействие укреплению высокой нравственности и гражданской солидарности россиян»;
  2. воспитание у граждан
а) «чувства гордости за достижения страны»,
б) «уважения к культуре населяющих Россию народов»,
в) «уважения к прошлому нашей страны»,
г) «уважения к Конституции РФ, законности, нормам социальной жизни»;
  1. повышение интереса к истории России, «гуманитарным и естественно-географическим наукам»;
  2. «сохранение памяти о защитниках Отечества»;
  3. «углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов»;
  4. «развитие у подрастающего поколения чувства глубокого уважения и почитания» к Государственному гербу, Государственному флагу и Государственному гимну Российской Федерации;
  5. «популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории»;
  6. совершенствование форм взаимодействия «субъектов патриотической деятельности»;
  7. «повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся» [1].
Из самого списка задач, перечисленных Программой, ясно, что большая их часть решается в воспитательно-образовательном пространстве школы. С учетом первостепенной роли, которую школа играет в деле патриотического воспитания, можно было бы ожидать, что Программа более четко обозначит пути повышения эффективности работы образовательных учреждений в данном направлении. Вместо этого Программа ограничивается общими фразами о необходимости «повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся». И хотя Министерство образования и науки упомянуто первым в списке главных исполнителей Программы, значение школы как центральной площадки патриотического воспитания в документе не акцентировано. В государственной программе на 2006-2010 гг. была фраза о том, что образовательные учреждения необходимо превратить в «центры патриотического воспитания подрастающего поколения» [2]. В Программе на 2016-2020 гг. подобная задача уже не ставится. Это тем более странно, что действующая Программа называет приоритетным именно патриотическое воспитание детей и молодежи.
Патриотическое воспитание Программа определяет как «систематическую и целенаправленную деятельность». Важно, что уже по итогам реализации первой государственной программы на 2001-2005 гг. было заявлено о том, что «система патриотического воспитания в своей основе сложилась» [2]. В подтверждение этого вывода приводились следующие аргументы:
  1. «сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней по решению проблем патриотического воспитания»,
  2. «в большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания»,
  3. «формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического
воспитания»,
  1. «органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям в их работе по патриотическому воспитанию»,
  2. «деятельность ветеранских организаций стала более конкретной и адресной»,
  3. «начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания»,
  4. «организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания» [2].
«Комплекс организационно-методического обеспечения патриотического воспитания» еще только «формируется», «работа по развитию научно-теоретических и методических основ» только «начата», но при этом система патриотического воспитания «в своей основе уже сложилась». Получается, что «структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней», т.е. группа чиновников и есть «система патриотического воспитания»? При таком подходе патриотическое воспитание неизбежно сведется к подготовке единичных мероприятий, распределению средств и составлению инструкций. Основную работу и бремя ответственности вышестоящие органы будут перекладывать на плечи подведомственных организаций. Кто-то справится, но большинство станет имитировать работу в отчетах. «Система непрерывного патриотического воспитания детей и молодежи» не должна зависеть от того появится или не появится гений, энтузиаст или активист в орбите конкретной школы. Успехи отдельных учителей или школ еще не говорят о рождении системы в масштабах страны. Отсутствие системного подхода можно проследить на примере музейной педагогики. Совершенно очевидно, что школьный музей является максимально эффективным средством формирования исторической памяти, гражданской идентичности и патриотизма. При этом редкая российская школа имеет свой музей и способна похвастаться методикой использования музейных средств в образовательном процессе. А ведь занятия в музее позволяют «погружать» учащихся в атмосферу событий прошлого, формируют личное отношение к изучаемым событиям. «Особенность школьного музея заключается в том, что непосредственными создателями экспозиций могут выступать сами дети. Они осуществляют поисковую, оформительскую, культурно-массовую и экскурсионную работу. Школьный музей, как форма дополнительного образования, развивает сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, обработки, исследования, и оформления материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность» [3] . В идеале, школьный музей должен быть генератором патриотического воспитания каждой школы, но, к сожалению, музейная педагогика, как образовательный ресурс, в учебных заведениях почти не используется. Изменить ситуацию могла бы более детальная постановка задач в Государственной программе патриотического воспитания граждан. Поскольку среди главных задач выделено «совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию», требуется объяснение, о каких «формах работы» идет речь. Если бы Программа четко озвучила мысль о необходимости развития музейной педагогики в школе, то включился бы механизм реализации поставленной цели: выделение средств, разработка методик, предложение типовых экспозиций, организация специальных курсов для учителей, оформление государственных заказов на промышленное производство макетов, репродукций и т.д. Число школ, получивших поддержку в организации музейного дела, стало бы наглядным, легко проверяемым результатом осуществления Программы. Еще один пример : кинопедагогика. Системное использование экранного искусства в обучении могло бы стать неисчерпаемым ресурсом для духовно – нравственного и воспитания школьников. Конечно, почти все учителя время от времени демонстрируют на уроках фрагменты кинолент. Однако эти просмотры зависят исключительно от инициативы, предпочтений и опыта отдельных преподавателей. Такие спонтанные просмотры не могут раскрыть возможности кинопедагогики во всей полноте. Для этого необходимо разработать серьезную методику, скорректировать учебные программы, сформировать тематическую базу материалов и обеспечить к ней доступ. Чем яснее ставятся задачи, тем быстрее включаются приводные ремни административной машины. Программа многое теряет, не акцентируя внимание на способах «повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся». Переадресуя решение этой задачи администрациям учебных заведений Программа перестает быть основой системного планирования.
Конечно, «систематическая и целенаправленная деятельность» зависит не только от конкретизации форм и методов работы, но и от теоретической базы. В Программе среди главных задач на первом месте стоит «развитие научного сопровождения системы патриотического воспитания граждан». Некоторые базовые теоретические установки разработчиков Программы обозначены уже в самом документе. Программа выделяет два направления патриотического воспитания:
  1. военно-патриотическое и
  2. гражданско-патриотическое.
Военно-патриотическое воспитание нацелено на «формирование у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени». Составной частью военно-патриотического воспитания является «спортивно-патриотическое воспитание». Оно призвано увеличить «численность молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)».
Гражданско-патриотическое воспитание «содействует укреплению высокой нравственности и гражданской солидарности россиян», оно должно заложить основы «уважения к законности и нормам социальной жизни». Эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания Программа считает «создание условий для развития волонтерского движения». Волонтерское движение «формирует у граждан, в том числе детей и молодежи, активную гражданскую позицию, чувство сопричастности к процессам, происходящим в стране». Программа подчеркивает готовность государства поддерживать «инициативы институтов гражданского общества, направленные на решение задач гражданско-патриотического
воспитания» [1].
Программа не дает определения понятию «патриотизм» прямо, но из объяснения цели государственной политики в сфере патриотического воспитания и самого понятия «патриотическое воспитание», это определение можно вывести косвенно. Текст Программы позволяет заключить, что патриотизм – это:
  1. «гражданская ответственность за судьбу страны»,
  2. «чувство сопричастности граждан к великой истории и культуре России»,
  3. «любовь к своей Родине и семье»,
  4. «чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1].
Среди составляющих патриотизма ключевым понятием является «ответственность», ведь ответственность включает в себя и чувство сопричастности, и любовь, доказанную «активной гражданской позицией», и верность, и долг. «Ответственность за судьбу страны» подразумевает служение другим, способность подняться над корыстными, эгоистическими побуждениями. Таким образом, патриотизм понимается, прежде всего, как нравственная норма, связанная с моральным выбором. Это означает, что патриотическое воспитание не сводится к спортивной подготовке, конкурсам строевой песни и заучиванию исторических фактов. Патриотизм – это нравственная категория, и все, что способствует становлению и развитию духовности, служит воспитанию патриотизма. Уважение к личности другого человека, сострадание, готовность прийти на помощь, умение благодарить - все эти качества и формируют ценностные ориентации, связанные с жертвенностью, долгом, служением, а значит и патриотизмом. Расширенное понимание патриотизма, не замыкающееся на военной-спортивной тематике, позволяет воспитывать патриотов, используя весь перечень гуманитарных предметов (литература, обществознание, МХК, музыка …) и большую часть школьных мероприятий от концерта, посвященного Дню Матери до школьного субботника. Одним из показателей эффективности гражданско-патриотического воспитания является вовлечение обучающихся в различные виды социально-значимой деятельности (экологическая, волонтерская и т.д.). Такой охват требует серьезного организационно - методического обеспечения и подразумевает централизованный подход. Для этого Программа должна стать основой системного планирования, задающего не только общее направление, но и алгоритм конкретных действий. Если в программе не будет представлен план превращения школы в центр патриотического воспитания, программа останется только декларацией благих пожеланий.
На основе критического анализа реализуемой Программы можно сделать следующие выводы:
  1. школа, как бюджетная организация, является основным проводником государственной программы патриотического воспитания;
  2. программа должна включать перечень основных форм и методов патриотического воспитания в школе и озвучивать пути повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся;
  3. совершенствуя теоретическую базу формирования патриотизма, важно вывести гражданско-патриотическое воспитание из тени воспитания военно-патриотического;
  4. без реального превращения школ в «центры патриотического воспитания подрастающего поколения» [2] невозможно говорить о том, что деятельность государства в сфере патриотического воспитания граждан осуществляется системно.
 
Список использованной литературы:
 
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» URL: http://static.government.ru/ (дата обращения: 20.07.2020).
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2011 годы» URL: https://textarchive.ru/c-2265305.html (дата обращения: 20.07.2020).
3. Падогова М. В. Формирование исторической памяти школьников средствами музейной педагогики // Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. – 169-170.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»