Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование патриотизма и толерантности
через изучение истории Холокоста

Романова Татьяна Ивановна,
учитель истории
ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Историческое образование в школе занимает особое место. В обществе отмечаются возросшие требования к качеству исторического образования, постоянный общественный интерес к событиям отечественной истории, развитию исторической науки, накоплению новых исторических знаний. Как повысить качество исторического образования дискутируют об этом уже не первый год. Попытка фальсификации истории вызывает общественный резонанс. Дискутируют в публикациях, сайты пестрят различными суждениями, снимаются передачи, фильмы, формирующие определенное мнение. Это порождает проблему среди подрастающей молодежи, да и общества в целом: что же считать мифом, а что реальностью.
            Переосмысление отечественной истории обратило на себя внимание, как Правительство РФ, так и президента В. В. Путина. По его указу в 2013 году была разработана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, которая включает в себя Историко-культурный стандарт.  Отмечается главная задача школьного исторического образования — формирование гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация Концепции предполагает не только подготовку УМК, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.
            Пристальное внимание к изучению Отечественной истории привело к тому, что с 2017/2018 учебного года появились дополнительные часы для преподавания истории в старших классах.  Наиболее важной темой школьного курса истории в решении задач формирования патриотического самосознания  учащихся является история Великой Отечественной войны (1941-1945 гг), на изучение которой отводится 17 часов в 11-м классе.
В Послании Федеральному Собранию 2007 года В.В. Путин подчеркнул: «Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира – общего для людей различных национальностей и конфессий».
Россия – страна полиэтническая, поликонфессиональная, именно объединение различных народов позволяло ей развиваться, выдерживать самые тяжелые испытания. Вопросы формирования толерантной личности являются одними из актуальных в работе образовательных учреждений.
         История Холокоста и проблемы преподавания этой темы вызывают все больший интерес  не только педагогов, но и широкой общественности. После решений Международной конференции по Холокосту в Стокгольме (2000 г) и Генеральной Ассамблеи ООН об учреждении Международного дня памяти жертв Холокоста (2005г) история и уроки  этой трагедии стали предметом внимания многих авторов учебников для средней школы. Однако в базовых отечественных учебниках по истории для средней школы до сих пор этой теме не уделено должного внимания. В учебнике  «История России» 11 класс (авторы В.С. Измозик, С.Н.Рудник) не упоминается даже термин «Холокост». В учебнике «Всеобщая история» 11 класс (авторы О.Ю. Пленков, Т.П. Андреевская, С.В.Шевченко) говорится о «о политике нацистов по планомерному уничтожению еврейского населения», о создании еврейских гетто на территории Польши, Югославии, СССР.  Таким образом, масштабы и особенности Холокоста в СССР и других странах практически не получили отражения в современных учебниках, роль Праведников Народов Мира вообще выпадает из исторического контекста, не представлена тема еврейского сопротивления в годы Холокоста. Недостаточно прослежено и определяющее место антисемитизма в идеологии нацизма.
            Соприкосновение с этой темой в нашем лицее началось с 2008 года с участия педагогов и учащихся лицея  в Международном Фестивале Толерантности, который проходил в Доме Еврейской Культуры ЕСОД при участии благотворительной организации «Ева».
            В начале 2011/2012 учебного года нам предложили разместить в нашем актовом зале передвижную выставку «Анна Франк».  В лицее была создана группа экскурсоводов, состоящая из добровольцев – учащихся 9-10-х классов. Каждый экскурсовод получил «Руководство для гидов», разработанное Домом «Анны Франк» г. Амстердама. Представители организации «Ева» проводили с ребятами интерактивные занятия: их знакомили с темой «Холокост»,  показывали документальные фильмы, учили проводить экскурсию,  затем каждый сдавал экзамен на знание материала. Для ребят было организовано торжественное открытие выставки,  на котором присутствовали представители Международного отдела «Дом Анны Франк» г. Амстердама, волонтеры Центра «Мемориал» из Берлина и другие гости. Силами выпускников и педагогов лицея был подготовлен концерт, после которого прошло представление экскурсоводов, и выставка начала свою работу. Выставку посетили не только учащиеся нашего лицея, но и других  школ Кировского района Санкт-Петербурга. Такая практика дала очень много нашим ребятам: они подружились с волонтерами, поверили в свои силы, погрузились в тему Холокоста, стали принимать участие и в других акциях.  
            С тех пор наши старшеклассники каждый год посещают мероприятия в рамках Фестиваля Толерантности. Программа Фестивалей очень насыщенная: это семинары для педагогов, спектакли театров из разных городов России, Украины. Во время этих спектаклей наши учащиеся не могут сдержать слезы, так проникновенно играют и взрослые, и дети. Огромное впечатление оставляют встречи с писательницей Марией Рольникайте. В 14 лет Мария попала в Вильнюсское гетто, где погибли мать, сестра и брат. В 1943—1945 годах она - узница концлагерей Штрасденгоф и Штуттгоф. В гетто и лагерях Мария Рольникайте вела дневник и писала стихи на идиш. Её книга о гетто «Я должна рассказать», основанная на личных дневниках и воспоминаниях, переведена на восемнадцать языков мира, включая русский.
            Впервые во время Фестивалей мы посмотрели художественный фильм режиссёра Марка Хермана, снятый по одноимённому роману Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме».  Вернувшись с Фестиваля, мы решили показать старшеклассникам это фильм в актовом зале лицея. Очень интересно было наблюдать за реакцией ребят при просмотре фильма: сначала немного отстраненная, затем все более внимательная, проникновенная, а в конце - слезы, переходящие в рыдания. Такие моменты на чувственном уровне, самые значимые для душ детей.
            Еще через год нам представили документальный фильм «Список Киселева. Спасенные из ада» режиссера Юрия Малугина. Этот фильм - о подвиге партизана белорусского отряда «Мститель» Николая Киселёва, который в августе 1942 года спас жизнь 218 еврейским жителям белорусской деревни Долгиново, выведя их за линию фронта.  Главное место в «Списке Киселева» отведено рассказам 14 живых очевидцев тех событий.  В Израиле Киселёву присвоено звание Праведника Мира. Спасённые им люди, их дети и внуки, которых насчитывается более 2 тыс. человек, ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня — в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Киселёва они сравнивают с Моисеем, выведшим из рабства еврейский народ.
            В рамках Фестивалей учащиеся лицея принимают участие в  конкурсах  творческих работ по стихам Аллы Айзеншарф, «Уроки Холокоста», по дневнику Рутки Ласкер. Лучшие художественные работы представлены на выставках, которые посещают  учащиеся, приходя на Фестиваль. Они очень гордятся, видя работы наших лицеистов на этих выставках.
            Посещение Фестивалей Толерантности в Доме Еврейской Культуры  постепенно способствует формированию толерантности, облегчает диалог культур, позволяет полнее раскрыть содержание трагических событий в истории современности.
            «Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. Сегодня, в Международный день толерантности, весь цивилизованный мир склоняет голову перед жертвами варварских акций нацистов, ставших трагическим прологом Холокоста. Уверен, что прогрессивные силы планеты будут и впредь делать все возможное, чтобы такое никогда не повторилось». Эти слова Д.А.Медведева, обращенные к участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию «Хрустальной ночи», как нельзя лучше подчеркивают актуальность данной темы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»