Толерантность – образ жизни
(Классный час)
Андреева Светлана Леоновна
Личность формируется в общении с другими людьми и в постижении культурных ценностей. Это происходит благодаря передаче и приему информации, ее интерпретации и усвоению, т. е. на основе коммуникации. Все эти существенные воздействия на развитие культуры, так или иначе, связаны с семьей.
Основными формами деятельности в рамках реализации программы воспитания толерантности являются: проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности. Один из таких опытов попробовали провести и мы, в рамках Родительского собрания в присутствии учащихся, выясняя «семейные отношения».
Ход родительского собрания:
Китайская притча:
Китайская притча «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Раздать бланки с соцопросом:
ОПРОС:
1. Комфортно ли вам в вашей семье?
1. Очень
2. Да
3. Иногда испытываю желание уйти из дома
4. Нет
2.Как часто возникает это ощущение дискомфорта?
- Часто
- Иногда
- Никогда
1. очень часто
2. часто
3. редко
4. очень редко
5. никогда
4.Что является причинами конфликта?
1. не понимание друг друга
2. усталость
3. характер одного из членов семьи
Другое____________________________________
5.Как в вашей семье улаживаются конфликты?
1.беседы за «круглым столом»
2.выяснение отношений, до «конца»
3.молчание, пока все не уляжется само собой
Другое____________________________________
6.Кем из своих предков вы больше всего гордитесь? Почему?
_______________________________________________
7.О ком вы хотели бы боле узнать?
______________________________________________
_______________________________________________
8.Какую семью вы хотели бы иметь, если вернуть все назад (когда вырастите)?
_______________________________________________________________
9. Возникает ли у вас в последнее время опасение , что ваши близкие могут пострадать от межнациональных конфликтов?
1. Да¸ очень часто
2. Да¸ иногда
3. Нет¸ никогда
10. Готовы ли вы принять человека другой национальности в качестве
ДА | ННЕТ | Трудно сказать | |
Одногруппника¸ одноклассника в техникуме¸ институте¸ школе | |||
Соседа | |||
Друга (подруги) | |||
Близкого родственника | |||
Непосредственного начальника | |||
Мужа (жены) |
Памятка для семьи
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других | Непонимание |
Доброжелательность | Игнорирование |
Желание делать что- либо вместе | Эгоизм |
Понимание и принятие | Нетерпимость |
Чуткость, любознательность | Выражение пренебрежения |
Снисходительность | Раздражительность |
Доверие, гуманизм | Равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия |
Толерантный путь - это путь человека:
- хорошо знающего себя;
- комфортно чувствующего себя в окружающей среде;
- понимающего, других людей и готового всегда прийти на помощь;
- человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется:
- представлением человека о собственной исключительности;
- низким уровнем воспитанности;
- чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности;
- желанием власти;
- непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Самоопределение характеризуется не только пониманием себя, своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в обществе и жизненного предназначения.
В каждом новом поколении человек становится человеком только в результате усвоения им культурного богатства человечества.