Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Семья

Яблонская Яна Александровна
Цель:
  • показать значение семьи в жизни каждого гражданина, а также выяснить, как традиционные мировые религии относятся к семье.
Задачи:
Предметные: формировать у обучающихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи»;   довести  до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека, сплоченность семьи – это фундамент благополучия; развивать логическое и творческое мышление обучающихся.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её .
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты:
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебное  пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», электронное приложение  к учебному пособию «Основы мировых религиозных культур», мультимедийная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
 
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. А теперь настройте себя на рабочий лад,  проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.
II.Создание эмоционального настроя.
- Прочитайте высказывание: «Каждое маленькое открытие ведёт тебя на вершину знаний». Как мы можем использовать данное высказывание? (Данное высказывание будет девизом нашего урока).
- Как вы понимаете данные слова? (Если человек узнаёт для себя что-то новое, то это знание делает его умнее).
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с мировыми религиями.
- Какие религии вы знаете? (Христианство, ислам, иудаизм, буддизм)- названия религий прикрепляю на доску.
- Чтобы определить тему нашего урока,  выполните задание в группах.
- Возьмите карточку и расположите отгадки в соответствии с номером загадки. Вспомните правила работы в группе. Приступайте к работе.
         
          Кто  в  семье  со  всеми  дружен?
Кто  всегда  нам  очень  нужен?
Кто  готовит,  шьет,  стирает
И  почти  не  отдыхает?
Кто  заботится  о  нас
Каждый  день  и  каждый  час? (Мама)
           
Детям  он  решит  задачу,
Отвезет  семью  на  дачу.
Починить  готов  утюг,
Если  тот  сломался  вдруг.
Сильный,  ловкий  и  отважный,
После  мамы  -  самый  важный!   (Папа)
 
Он  стар,  но  это  ничего,
Его  добрее  нет.
Он  папа  папы  моего
А  для  меня  он…  (Дед)
 
Она  совсем  не  старая,
Хотя  уже  седая.
Я  сяду  с  нею  рядышком:
Расскажи  мне сказку, дорогая…  (бабушка)
 
Радость  в  глазах,  в  глазах  удивленье,
В  семье  у  нас ещё  прибавленье!
В  доме  у  нас  появилась  девчонка!
Теперь  я  ей  брат,  а  она  мне…  (сестренка)
 
 
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…(брат)
 
(После работы в группах учащиеся вывешивают на доску карточки с ответами).
- Проверяем по образцу
- Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (о семье). Если после отгадывания вышеуказанных загадок дети не смогут сформулировать тему, то загадать следующую загадку:
 
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…    (Семья)
 
IV. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
- Сегодня на уроке речь пойдет о семье.
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Выслушиваются версии детей. Пытаются определить цели урока. Высказывают свои предположения без научного объяснения).
- Сегодня на уроке мы работаем по такому плану:
1. Уточним, что такое семья и зачем семья нужна человеку.
2. Узнаем, как религии мира относятся к семье. 
3. Попробуем разобраться, какая она, счастливая семья?
 
V. Работа по теме урока.
- Что такое семья? - А где мы можем уточнить значение слова семья? Пока ребята ищут значение слова «Семья» в словаре, скажите, что такое семья по вашему мнению.
(Выслушиваются версии детей) двое детей ищут в толковом словаре значение слова семья.
 
 
В  толковом словаре записано:
Словарь Ожегова С.И:  семья-
1. Это группа близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Словарь Ушакова Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников.  
- Так что же такое семья? (Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу).
- Как вы думаете, зачем  человеку  нужна  семья? (Ответы детей)
- Очень точный ответ на этот вопрос дан в стихотворении Марии Лангер, которое прочитают Глеб и Кира.
Семья  -  это  счастье,  любовь  и  удача,
Семья  -  это  летом  поездки  на  дачу.
Семья  -  это  праздник,  семейные  даты,
Подарки,  покупки,  приятные  траты.
Рожденье  детей,  первый  шаг,  первый  лепет,
Мечты  о  хорошем,  волненье  и  трепет.
Семья  -  это  труд,  друг  о  друге  забота,
Семья  -  это  много   домашней  работы.
Семья  -  это  важно! Семья  -  это  сложно!
Но  счастливо  жить  одному  невозможно!
Всегда  будьте  вместе,  любовь  берегите,
Обиды  и  ссоры  подальше  гоните,
Хочу,  чтоб  про  вас  говорили  друзья:
Какая  хорошая  ваша  семья!
- В ваших ответах и стихотворении прозвучала одна простая и верная мысль – семья нужна для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства. Согласны? Каждая семья – особенная, у каждой семьи есть семейные ценности.
- Что такое семейные ценности, узнаете, поработав в группах. Но прежде послушайте китайскую притчу. Кто-то знает, что такое притча? (короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение-мудрость).
Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей  всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
            Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь несколько слов были начертаны на бумаге.
Император прочел  и с удивлением спросил:  «И всё?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: « И мира тоже».
Возьмите карточку, выполните задание.
- У вас на партах лежат ромашки, запишите на их лепестках слова, которые, по вашему мнению, написал старик (работа в группах).
Составление  «ромашки» семейных ценностей (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба, Взаимовыручка, Поддержка)- на доске.
- Так что же такое семейные ценности? (Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности).
- Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось? (ромашка)
- Не случайно для выполнения  задания я выбрала этот цветок. Ежегодно в России 8 июля отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка.
- А знаете ли вы, почему День семьи, любви и верности отмечается 8 июля?
- Послушайте историю:
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился  ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадала на кожу Петра и тот заболел.
И никто из лекарей помочь ему не мог. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.
Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего и никого, кроме своего супруга не хотела.  Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.
Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.
Жили они долго и счастливо. И, как гласит предание, умерли в один день. Случилось это 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю.
Через 300 лет после своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.
- Именно поэтому Всероссийский день семьи, любви и верности отмечают 8 июля.
 
VI. Физкультминутка             
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.    
 
 VII. Работа по теме урока, работа по учебнику.
- Как вы считаете, одинаково ли религии относятся к семье? (ответы детей)
- Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах? (ответы детей)
- Вы сейчас высказали  свои предположения, которые нам нужно будет проверить по учебнику.
- Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: как традиционные религии России относятся к семье? Ведь именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.
 
- Откройте учебники на стр.74-75, прочитайте материал. Что узнали нового? (Найдите подтверждение в тексте). Найдите в тексте, ответьте на вопросы:
  • Как христианская религия относится к семье?
  • Какое значение имеет семья в иудаизме?
  • Какое значение имеет семья в исламе?
  • В чем состоит значение брака в буддизме?
(ответы детей дублируются на карточках, которые вывешиваются на доске рядом с названиями соответствующих религий).
Сделаем ВЫВОД: во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей.
VIII. Закрепление.
- Сейчас проверим, какими внимательными вы были при чтении текста. Поработаем  в парах, перед работой повторим правила работы в парах.
  1. В паре работают оба.
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Не понял, переспроси соседа.
  4. Своё несогласие высказывай вежливо
- Возьмите карточку, выполните задание.
Содержание теста:
  • Семья в православии часто именуется… (Церковью)
  • В Христианстве семья - это школа…. (любви)
  • Согласно исламу, женатый человек имеет преимущество перед ….(неженатым)
  • В буддийской религии семья – это важнейшая часть…(жизни)
  • В иудаизме брак и рождение детей считается одной из… (главнейших заповедей).
 
- Проверяем (зачитывают высказывания, я дублирую на слайде).
 
 
О семье сложено много песен стихов, поговорок, пословиц. Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? (ответы детей)
        - Соберите пословицы о семье.
На что и клад, коли в семье лад.
В семье и каша гуще.
В недружной семье добро не бывает.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Кто родителей почитает, тот навеки не погибает.
Не будет в семье добра, коли в семье вражда.
В семье разлад, так и дому не рад.
 
IX. Подведение итогов
Давайте вернёмся к целям нашего урока.
Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?
Что такое семья и зачем семья нужна человеку?
Как относятся к семье основные религии мира?
Какую семью можно назвать счастливой?
 
X. Рефлексия.
- Часто семья у людей ассоциируется с уютным домом, где тепло и чисто, где поддержат и защитят, где душу согреют доброе слово и ласковый свет множества лампочек.
 
- За время урока мы построили свой дом, фундаментом которому служат важнейшие ценности мировых религий, а такой ценностью в каждой религии является семья. Вам остается зажечь свет в окошках нашего дома: если вам было интересно, легко и комфортно на уроке – вы зажигаете теплый желтый свет; если на уроке вы испытали трудности, но быстро справились с ними, то - ……свет, если на уроке было трудно, многие задания были непонятны, то -…….свет.
(дети по очереди выходят и приклеивают стикеры на панно).
 
XI. Домашнее задание.
1 уровень - придумать эмблему своей семьи
2 уровень - создай  заповеди своей  семьи.
3 уровень - создать устный рассказ о происхождении своей фамилии
 
 
 
 
- А закончить наш  урок  мне хочется словами из стихотворения о семье:
                                     Всегда будьте вместе, любовь берегите,
                                     Обиды и ссоры подальше гоните,
                                     Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
                                     Какая хорошая ваша СЕМЬЯ!                   
 
 
ПРАВИЛА РАБОТЫ
 
В ГРУППЕ
 
1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
 
2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
 
3.Не бойся высказывать своё мнение.
 
4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
 
5.Думай сам, а не рассчитывай на других.
 
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
 
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
 
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»