Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Семья
Яблонская Яна Александровна
Цель:
- показать значение семьи в жизни каждого гражданина, а также выяснить, как традиционные мировые религии относятся к семье.
Предметные: формировать у обучающихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи»; довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека, сплоченность семьи – это фундамент благополучия; развивать логическое и творческое мышление обучающихся.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её .
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты:
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебное пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», электронное приложение к учебному пособию «Основы мировых религиозных культур», мультимедийная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. А теперь настройте себя на рабочий лад, проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.
II.Создание эмоционального настроя.
- Прочитайте высказывание: «Каждое маленькое открытие ведёт тебя на вершину знаний». Как мы можем использовать данное высказывание? (Данное высказывание будет девизом нашего урока).
- Как вы понимаете данные слова? (Если человек узнаёт для себя что-то новое, то это знание делает его умнее).
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с мировыми религиями.
- Какие религии вы знаете? (Христианство, ислам, иудаизм, буддизм)- названия религий прикрепляю на доску.
- Чтобы определить тему нашего урока, выполните задание в группах.
- Возьмите карточку и расположите отгадки в соответствии с номером загадки. Вспомните правила работы в группе. Приступайте к работе.
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный! (Папа)
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего
А для меня он… (Дед)
Она совсем не старая,
Хотя уже седая.
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…(брат)
(После работы в группах учащиеся вывешивают на доску карточки с ответами).
- Проверяем по образцу
- Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (о семье). Если после отгадывания вышеуказанных загадок дети не смогут сформулировать тему, то загадать следующую загадку:
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья)
IV. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
- Сегодня на уроке речь пойдет о семье.
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Выслушиваются версии детей. Пытаются определить цели урока. Высказывают свои предположения без научного объяснения).
- Сегодня на уроке мы работаем по такому плану:
1. Уточним, что такое семья и зачем семья нужна человеку.
2. Узнаем, как религии мира относятся к семье.
3. Попробуем разобраться, какая она, счастливая семья?
V. Работа по теме урока.
- Что такое семья? - А где мы можем уточнить значение слова семья? Пока ребята ищут значение слова «Семья» в словаре, скажите, что такое семья по вашему мнению.
(Выслушиваются версии детей) двое детей ищут в толковом словаре значение слова семья.
В толковом словаре записано:
Словарь Ожегова С.И: семья-
1. Это группа близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Словарь Ушакова Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников.
- Так что же такое семья? (Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу).
- Как вы думаете, зачем человеку нужна семья? (Ответы детей)
- Очень точный ответ на этот вопрос дан в стихотворении Марии Лангер, которое прочитают Глеб и Кира.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
- В ваших ответах и стихотворении прозвучала одна простая и верная мысль – семья нужна для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства. Согласны? Каждая семья – особенная, у каждой семьи есть семейные ценности.
- Что такое семейные ценности, узнаете, поработав в группах. Но прежде послушайте китайскую притчу. Кто-то знает, что такое притча? (короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение-мудрость).
Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь несколько слов были начертаны на бумаге.
Император прочел и с удивлением спросил: «И всё?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: « И мира тоже».
Возьмите карточку, выполните задание.
- У вас на партах лежат ромашки, запишите на их лепестках слова, которые, по вашему мнению, написал старик (работа в группах).
Составление «ромашки» семейных ценностей (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба, Взаимовыручка, Поддержка)- на доске.
- Так что же такое семейные ценности? (Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности).
- Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось? (ромашка)
- Не случайно для выполнения задания я выбрала этот цветок. Ежегодно в России 8 июля отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка.
- А знаете ли вы, почему День семьи, любви и верности отмечается 8 июля?
- Послушайте историю:
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадала на кожу Петра и тот заболел.
И никто из лекарей помочь ему не мог. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.
Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего и никого, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.
Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.
Жили они долго и счастливо. И, как гласит предание, умерли в один день. Случилось это 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю.
Через 300 лет после своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.
- Именно поэтому Всероссийский день семьи, любви и верности отмечают 8 июля.
VI. Физкультминутка
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
VII. Работа по теме урока, работа по учебнику.
- Как вы считаете, одинаково ли религии относятся к семье? (ответы детей)
- Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах? (ответы детей)
- Вы сейчас высказали свои предположения, которые нам нужно будет проверить по учебнику.
- Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: как традиционные религии России относятся к семье? Ведь именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.
- Откройте учебники на стр.74-75, прочитайте материал. Что узнали нового? (Найдите подтверждение в тексте). Найдите в тексте, ответьте на вопросы:
- Как христианская религия относится к семье?
- Какое значение имеет семья в иудаизме?
- Какое значение имеет семья в исламе?
- В чем состоит значение брака в буддизме?
Сделаем ВЫВОД: во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей.
VIII. Закрепление.
- Сейчас проверим, какими внимательными вы были при чтении текста. Поработаем в парах, перед работой повторим правила работы в парах.
- В паре работают оба.
- Один говорит, другой слушает.
- Не понял, переспроси соседа.
- Своё несогласие высказывай вежливо
Содержание теста:
- Семья в православии часто именуется… (Церковью)
- В Христианстве семья - это школа…. (любви)
- Согласно исламу, женатый человек имеет преимущество перед ….(неженатым)
- В буддийской религии семья – это важнейшая часть…(жизни)
- В иудаизме брак и рождение детей считается одной из… (главнейших заповедей).
- Проверяем (зачитывают высказывания, я дублирую на слайде).
О семье сложено много песен стихов, поговорок, пословиц. Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? (ответы детей)
- Соберите пословицы о семье.
На что и клад, коли в семье лад.
В семье и каша гуще.
В недружной семье добро не бывает.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Кто родителей почитает, тот навеки не погибает.
Не будет в семье добра, коли в семье вражда.
В семье разлад, так и дому не рад.
IX. Подведение итогов
Давайте вернёмся к целям нашего урока.
Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?
Что такое семья и зачем семья нужна человеку?
Как относятся к семье основные религии мира?
Какую семью можно назвать счастливой?
X. Рефлексия.
- Часто семья у людей ассоциируется с уютным домом, где тепло и чисто, где поддержат и защитят, где душу согреют доброе слово и ласковый свет множества лампочек.
- За время урока мы построили свой дом, фундаментом которому служат важнейшие ценности мировых религий, а такой ценностью в каждой религии является семья. Вам остается зажечь свет в окошках нашего дома: если вам было интересно, легко и комфортно на уроке – вы зажигаете теплый желтый свет; если на уроке вы испытали трудности, но быстро справились с ними, то - ……свет, если на уроке было трудно, многие задания были непонятны, то -…….свет.
(дети по очереди выходят и приклеивают стикеры на панно).
XI. Домашнее задание.
1 уровень - придумать эмблему своей семьи
2 уровень - создай заповеди своей семьи.
3 уровень - создать устный рассказ о происхождении своей фамилии
- А закончить наш урок мне хочется словами из стихотворения о семье:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша СЕМЬЯ!
ПРАВИЛА РАБОТЫ
В ГРУППЕ
1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3.Не бойся высказывать своё мнение.
4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5.Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.