Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Внеурочное занятие

Подвиг милосердия

Радушина Елена Викторовна
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о преемственности традиций милосердия на примере сестринского дела.
Идея занятия: милосердие – это потребность человека быть человеком.
Задачи занятия:
1. Познакомиться с историей появления сестринского дела и преемственностью его традиций на примере биографий Флоренс Найтингейл, Дарьи Лаврентьевны Михайловой и Лидии Филипповны Савченко;
2.  Воспитать ценностное отношение к традициям милосердия;
3. Мотивировать интерес к деятельности и участию в волонтерских организациях, благотворительных акциях.
Целевая аудитория: учащиеся от 12 до 15 лет.
Система ценностей общества потребления становится одним из доминирующих факторов в жизни современного поколения. В то же время данная концепция является антагонистом по отношению к традиционным ценностям как исторически сложившимся базовым культурным ценностям нашего народа, входящим в ядро цивилизационной культуры, определяющим жизнеспособность цивилизации в целом.
Таким образом, проблема столкновения ценностных систем, аксиологического релятивизма является ключевой в процессе формирования мировоззрения современного поколения учащихся.
В то же время дети активно интересуются волонтерской деятельностью.
Тема: «Подвиг милосердия».
Военная история хранит множество героических страниц, вписанных женщинами, и, прежде всего, сестрами милосердия. Впервые сестры милосердия России и Англии оказались в зоне военных действий во время Крымской войны 1853-1856 гг. Здесь стали закладываться основы современной системы ухода за больными, развитие профессиональной этики и профильного обучения сестер.
В годы Первой мировой войны сестрам милосердия начали вручать боевые награды за оказание медицинской помощи раненым под огнем противника.
В период Великой Отечественной войны медицинские сестры и санитарные дружинницы самоотверженно работали в войсковых подразделениях действующей армии. Они оказывали первую помощь на поле боя, становились донорами. Судьбу раненого нередко решала не только своевременно наложенная повязка, но и сочувствие, нежность.
Маршалу Советского Союза И.Х. Баграмяну принадлежат слова: «То, что сделано военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика остается олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности». Этот образ прошел через века не только отечественной, но и мировой истории. Задача современного поколения – сохранить его и передать следующим поколениям через примеры из прошлого и настоящего.
Краткое описание содержания.
В начале занятия учащиеся объединяются в три группы. Каждая группа исследует один из трех портретов по указанному алгоритму и составляет рассказ о человеке, изображенном на нем.
Затем ребята изучают представленные экспонаты, и решают, какие из них принадлежали или были связанны с человеком на их портрете.
После учащимся предлагается исследовать другие музейные экспонаты, цитаты, отрывки из дневников. Используя изученные предметы и материалы, ребятам необходимо составить рассказ о людях с портретов, который объединит их судьбы.
Затем учитель предлагает группам познакомиться с фактами из реальных биографий героев этого занятия и предположить, что заставило их посвятить свою жизнь помощи ближнему, оставив свой дом, родных и близких им людей. Что движет современными людьми, когда они участвуют в делах милосердия, благотворительных акциях? Что может произойти с обществом, если в нем не останется таких людей? Можно ли будет назвать такое общество человеческим или нет?
Рефлексия и домашнее задание.
Взаимодействие с учащимися будет выстраиваться в рамках индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Ход занятия:  
1. Объединение учащихся в группы по 4-5 человек. 
Задание: здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поменяемся местами: не я буду вам рассказывать о судьбах и поступках героев экспозиции нашего музея, а вы. Для этого вашему классу необходимо объединиться в три группы. Пусть представитель от каждой группы подойдет ко мне и выберет один из трех листов (листы повернуты тыльной стороной вверх), на обратной стороне которого изображен портрет (Приложение №1).
Каждая группа получает один из трех портретов: Флоренс Найтингейл, Дарьи Лаврентьевны Михайловой и Лидия Филипповны Савченко).
Вам предстоит внимательно рассмотреть портрет и исследовать его по алгоритму. Запишите свои наблюдения, мысли, ассоциации, ощущения, связанные с человеком, изображенным на каждом портрете и ответьте на вопросы. Аргументируйте свои ответы деталями изображения. (Каждой подгруппе выдается алгоритм).
  1. Кто это?  (Определите возраст, социальное и семейное положение, профессию этого человека).
  2. Каковы особенности его личности, характера?  Какими могли быть его взгляды, интересы?
  3. В какое время и где жил этот человек? (Что можно сказать о его эпохе).
  4. Какие вещи могли окружать этого человека? Какие книги он/она любил(а)?
Обсудите ваши предположения относительно портрета и представьте мнение группы о личности, изображённой на фотографии в соответствии с алгоритмом.
Каждая группа высказывает свои предположения.
2. Задание: в нашем музее хранятся вещи, принадлежавшие или связанные с людьми, изображенными на портретах (Приложение №2: значки донора СССР, медаль Флоренс Найтингейл, медаль «За защиту Севастополя»). Изучите эти экспонаты, ответив на следующие вопросы (экспонаты предварительно располагают на парте или стуле):
1. Для чего предназначались эти предметы?
2. К какому периоду истории они относятся? Что об этом свидетельствует?
3. Кому они могли принадлежать?
4. Предположите, кому на фотопортретах принадлежали эти предметы или были с ними связаны?
Решите, какие экспонаты моги принадлежать герою с вашей фотографии, аргументируйте свои ответы и представьте мнение группы.
Группы по очереди рассматривают предметы и обмениваются ими. Затем высказывают свои предположения.
3. Учитель раздает каждой группе копии портретов, рисунков, денежной банкноты, конверта и отрывки из цитат (Приложение №3).
Задание: познакомьтесь с другими экспонатами и отрывками цитат, рассказывающими о героях на портретах. Предположите в группах, о ком идет речь, обоснуйте ваше мнение. Используя изученные вами предметы, составьте рассказ о героях фотопортретов, который объединит их судьбы.
Группы представляют свои рассказы.
4. Задание: познакомьтесь с фактами из реальных биографий героев Ваших рассказов (Приложение №4). Предположите, что заставило их посвятить свою жизнь помощи ближнему, оставив свой дом, родных и близких им людей. Что движет современными людьми, когда они участвуют в делах милосердия, благотворительных акциях? Что может произойти с обществом, если в нем не останется таких людей? Можно ли будет назвать такое общество человеческим или нет?
5. Рефлексия: учащиеся садятся в круг и выбирают фразы на интерактивной доске, чтобы их продолжить:
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
6. Домашнее задание:
1. Объединится в группы по 3 человека и подготовить выступление, ответив на вопросы: если бы Вам нужно было создать музей, посвященный подвигу героев сегодняшнего занятия, как бы он выглядел, какие экспонаты были бы внутри, как вы бы его назвали?
2. От каждой группы представьте предложения по участию в деле милосердия, благотворительности вашего класса.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»