Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Разработка урока ОДНКНР в 5 классе

Мировые религии и их семейные традиции

Слесарева Наталья Игоревна
 
Подобно тому, как ветки и плоды украшают дерево, а густой лес — гору, так мужа украшают его дети и его жена. Человек, у которого нет ни братьев, ни жены, ни сыновей, незначителен в глазах своих врагов. Он подобен дереву, растущему на перекрестке дорог: каждый прохожий рвёт его плоды, все звери полевые объедают его.                             
Ахиакар- легендарный ассирийский мудрец -5 в до н.э.
 
Класс 5, предмет ОДНКНР, кол-во часов-1.
Тема урока: «Мировые религии и их семейные традиции». Урок подготовила учитель истории ГБОУ СОШ № 10  с углублённым изучением химии Василеостровского района Санкт-Петербурга Слесарева Наталья Игоревна.
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Форма урока: Урок – игра.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах, работа с карточками, заполнение таблицы, составление синквейна.
Основные термины и понятия:  христианство, ислам, буддизм, семья, семейные традиции, семейные ценности.
Дидактический материал: карточки со словами-терминами, карточки с фразами.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Цель изучения темы: сформировать представление о  мировых религий и их семейных традициях. Создать условия для применения учащимися освоенных знаний в практической деятельности по составлению синквейна по теме «Мировые религии и их семейные традиции».
 
ЗАДАЧИ:
 
Обучающие:

 
  • изучение учащимися материала о мировых религиях;
  • изучение учащимися материала о семейных тадициях различных религиозных культур;
  • определение места и роли «Семьи» в различных религиозных традициях;
  • конкретизация с учащимися понятий «Семья» и «Семейные традиции».
 
 
 
Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений (планируемые результаты).
 
Воспитывающие:
  • воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным традициям представителей различных культур;
  • формировать представление о том, что человеческие ценности родились, хранятся и передаются из поколения к поколению через этнические, культурные, духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;
  • способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный человек могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию;
  • создать условия для становления ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям;
  • Формировать умения пользоваться различными источниками знаний, анализировать информацию этих источников;
  • Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Воспитывать чувство национального уважения, веротерпимости, уважения к предмету.
 
 
Планируемые результаты:
 
Личностные:
  • готовность и способность учащихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
  • формирование толерантного отношения к различным религиозным культурам и их семейным ценностям;
  • применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения;
  • проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации;
  • определять потребности в освоении учебной темы;
  • проявлять отношение к основным моральным нормам;
 
 
Метапредметные УУД.
 
Познавательные:
  • осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
  • извлекать информацию в соответствии с целью;
  • оптимизировать информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • переводить информацию в разные формы предъявления;
  • создавать творческий продукт.
 
 
Коммуникативные:
  • адекватно отвечать на поставленный вопрос;
  • адекватно передавать информацию собеседнику;
  • внимательно слушать и слышать партнёра в группе;
  • договариваться о чём-либо;
  • участвовать в диалоге;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
 
 
Регулятивные:
  • принимать и сохранять учебное задание;
  • устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
  • оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее своё развитие.
 
Предметные:

 
  • составить сообщения по темам: «Мировые религии (от лица основателя религии)», «Соблюдение семейные религиозных традиций в современной культуре» (домашнее задание);
  • выбрать из иллюстраций только те, на которых изображены мировые религии, обосновать свой выбор (работа в классе в командах) (иллюстрации в приложении);
  • составить список вопросов по теме «Мировые религии и их традиции» (работа в классе в командах);
  • заполнить таблицу «Представления о семейных традициях в мировых религиях» («+», «-»)(работа в классе в командах);
  • заполнить  таблицу «Мировые религии и их семейные традиции», используя карточки с понятиями, именами, фразами (работа в классе в командах);
  • составить синквейн по теме «Мировые религии и их семейные традиции» (работа в классе в командах).
 
 

План урока.
  1. Актуализация знаний. Разминка.
  2. Игра -3 этапа.
1-й этап. Сообщения участников команд о мировых религиях, семейных традициях, соблюдении традиций в современном мире. Ответы на вопросы команд.
2-й этап. Заполнение таблицы «Представления о семейных традициях в мировых религиях» («+», «-»).
3-й этап. Заполнение  таблицы «Мировые религии и их семейные традиции». Работа с карточками (понятия, имена, фразы).
  1. Составление синквейна по теме «Мировые религии и их семейные традиции».
  2. Итог урока. Рефлективная деятельность.
 
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
 
Межпредметные связи- история, политология, обществознание, социология, право, искусство.
Ресурсы:
1.Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
2. Детская Библия.
2."Лотосовый сад. Хрестоматия буддийской литературы" (классические и современные буддийские тексты в переводах и адаптации; с вопросами и творческими заданиями – для детей среднего школьного возраста). М.Кожевникова. Ответственный редактор О.В. Горовая.
 
3.“Вероубеждение для детей”, Умм Ханиф. Эта книга снабженная прекрасными иллюстрациями, даст возможность познакомиться с  основам  мусульманской веры.
 
 
Формы работы школьников: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Сообщение в начале урока.
    На предыдущих уроках мы с вами узнали, что наша страна многонациональна, что это означает? (люди разных национальностей и имеют разные вероисповедания). Узнали, что главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов. А важнейшей частью большинства духовных традиций является религия. В каждой религии есть свои семейные традиции. В нашей стране с незапамятных времён существуют разные религии. Больше всего у нас православных христиан. Значительное число россиян исповедуют другие мировые религии - ислам и буддизм. Тема нашего урока сегодня «Мировые религии и их семейные традиции». Закрепим ваши знания, полученные на предыдущем уроке о возникновении религий, о семье и о семейных традициях. И, опираясь на подготовленные вами сообщения, проведём  игру.
***
 
У нас сегодня с Вами урок-игра. Разделимся на три команды. Но прежде чем мы перейдем к игре, давайте сделаем разминку и вспомним термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.
 
1.Актуализация знаний. Разминка. Задание на «знание» З. Форма работы- групповая. Форма проверки- устная.
Учитель задаёт вопросы по пройденной теме, ребята получают по баллу за правильный ответ. Отвечает первый, кто поднял руку.
 
Вопросы (12).
  • Что такое культура?
(это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории)
  • Что вы знаете о пантеоне?
(храм Богов)
  • Что означают заповеди для верующего человека?
(правила и запреты)
  • Что такое религия?
(вера в сверхъестественное)
  • Что мы называем многобожием?
(вера во многих богов)
  • Какие виды культуры вы знаете?
(материальная и духовная)
  • Что можно отнести к материальной культуре?
(памятники, архитектура, картины )
  • Что можно отнести к духовной культуре?
(традиции, обычаи, религия)
  • Что такое традиции?
(набор представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение)
  • Что такое семья?
(ячейка общества)
  • Что такое семейные традиции?
(принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение)
  • Какие религии мы называем национальными? Приведите примеры.
(Верующие принадлежат к одному народу. Индуизм, иудаизм)
 
 2. Игра «Мировые религии и их традиции».
 
    Прежде чем мы перейдём к игре, выберите капитана команды. Сейчас на доске появится 5 иллюстраций (приложение). На первых уроках мы с вами узнали, что со временем появились религии, которые стали называться мировыми. Вам нужно определить на каких иллюстрациях мы видим представителей мировых религий. Иллюстрации пронумерованы. Кто быстрее из капитанов команды ответит правильно, тот имеет право выбрать религию, которую они буду представлять командой.
    Дома вы подготовили сообщения о мировых религиях и их семейных  традициях с позиции основателей этих религий- Иисуса Христа, Мухаммеда и Будды и с позиции современных представителей религий. Сейчас мы проведём  игру, для того чтобы каждый из вас окунулся в то время и в те события, когда только зарождались мировые религии. Ученик – основатель должен нас провести в эпоху, место возникновения религии, причины, по которым люди стали проповедовать ту или иную религию. А от учеников, которые будут в роли современных представителей этих религий, мы узнаем насколько в современном мире следуют основным традициям этих религий, насколько соблюдаются семейные традиции.
Игра наша пройдёт в три этапа.
Первый этап.
В каждой из 3-х групп, капитан разделяет команду на две части-основатели и современники. Межу собой вы обмениваетесь знаниями и решаете кто из вас в команде будет рассказывать от лица основателя и современника (5 минут).
 
1.Христианство
Выступает первый ученик с сообщением – основатель религии.
Пример.
Я родился в маленьком городке Вифлеем. Моим родителям не хватило места в гостинице, поэтому мать Мария родила меня в пещере, которую использовали для ночлега скота.
Когда я вырос, в возрасте тридцати трёх лет, я стал проповедовать. Учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Также я исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые шли за мной, считали меня Сыном Божьим, который пришёл открыть людям путь к праведной жизни. Но многие ждали от меня другого. Начальники иудеев схватили меня рядом с Иерусалимом в саду под названием Гефсимания и решили казнить. В этот момент многие ученики испугались. Но были и те, которые остались со мной.
Вдохновлённые вестью, что я неподвластен смерти, мои ученики стали проповедовать моё учение в Иудее и за её пределами, скоро это учение распространилось по многим странам и стало называться христианством.
Выступает второй ученик –современный носитель христианской культуры (современный взгляд на семейные традиции в христианстве).
 
2.Ислам
Выступает первый ученик с сообщением – основатель религии.
 
Пример.
Я родился в городе Мекка, меня назвали Мухаммад. Рос сиротой, сначала был на попечении деда, а потом дяди. Рано стал верить в единого Бога. В 25 лет женился на богатой купчихе Хадидже.
Однажды, когда я уединился для молитвы на невысокой горе, ко мне явился ангел, который стал мне диктовать священные тексты и объявил, что я – посланник Бога. Я не сразу поверил в свою пророческую миссию. Считая себя недостойным. Однако, любимая жена Хадиджа убедила меня, и я стал проповедовать среди мекканцев.
Я считал, что Бог давно посылал людям пророков. Пророками были и Моисей у иудеев, и Иисус у христиан. Я – Мухаммад - последний пророк.
 
Выступает второй ученик –современный носитель мусульманской культуры
(современный взгляд на семейные традиции в Исламе).
 
3.Буддизм
Выступает первый ученик с сообщением – основатель религии.
Пример.
Я родился в Индии в богатой семье. Назвали меня Гаутама. Жил во дворце, в роскоши и без забот. Родители хотели, чтобы я стал великим государём и именно так воспитывали меня. Я был способным и обгонял сверстников в науке и спорте. В 29 лет женился на принцессе и родился сын. Но, однажды я встретил похоронную процессию, и понял, что все люди на земле смертны. В другой раз – я встретил тяжело больного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни. В третий раз увидел нищего, и осознал мимолётность богатства. Тогда я понял, что нужно найти причины страданий и способы избавления от них.
Как-то я сел под дерево банана и дал клятву, что не сойду с места, пока не познаю истину жизни. Ко мне пришло просветление, я познал четыре благородные истины:
  1. В мире есть страдания
  2. Есть и причина страданий
  3. Существует освобождение от страданий
  4. А также путь, который ведёт к освобождению от страданий
Так я стал просветлённым – Буддой. У меня появились ученики. Когда я стал стар, я простился с учениками, лёг в позу льва, погрузился в созерцание и вступил в вечность, в которой нет страданий.
Мои ученики стали распространять буддизм по всему миру.
Выступает второй учениксовременные носитель буддистской культуры (современный взгляд на семейные традиции в Буддизме).
 
 
Учитель: Спасибо за ваши интересные рассказы.
Для того, чтобы проверить друг друга и получить баллы за игру, сейчас в каждой группе вы должны придумать по 10 вопросов о трёх мировых религиях и их семейных традициях для других групп (5 минут).
 
Второй этап.
Задание. Заполнить таблицу «Представления о семейных традициях в мировых религиях». На задание 5 минут (каждой команде раздаётся шаблон таблицы).

 
Основные ценности семейной жизни Иудаизм Буддизм Православие Ислам
Любовь мужа и жены друг к другу        
Ложь        
Любовь родителей к детям        
Измена        
Почитание родителей        
Гордость        
Богатство        
Согласие        
Забота        
Уважение        
Прощение        
Семейные традиции        
Ставьте  знаки «+» или «-».
 
 
 
Третий этап.
Для того чтобы проверить себя в умении различать понятия, термины, значения разных религий, вы выполните следующее задание. Перед вами 3 большие карточки с названиями религий и большое количество маленьких карточек со словами, фразами, именами, названиями, которые вы должны отнести к той или иной религии. Работать вы должны вместе, советуясь друг с другом. На задание – 10 мин.

 
Христианство Ислам Буддизм
     
 
Слова: Иисус, христиане, Иудея, трудолюбие, Вифлеем, Мария, распятие, воскресение, сын Божий, Иерусалим, крест, Христос, Мекка, Библия, Мухаммад, явление ангела на горе, Типитака, смелость, Аравия, мусульмане, «предание себя богу», священные тексты, никах, добро, Индия, Гаутама, истина, честность, Просветлённый, Путь освобождения от страданий, Будда, Коран, верность.
 
Фразы: (слова в скобках в карточках не указываются).
 
1.Семья в (Исламе)-это основной элемент общества.
2.Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах).
3.Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание.
4.Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов.
5.Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату.
4.(Коран)Закон рекомендует (мусульманам) иметь одну жену, но позволяет мужчинам брать в жёны до 4 женщин.
5.Воздерживаються от вреда живым существам.
6.Воздерживаться от взятия того, что не дано.
7.Воздерживаться от ложной речи.
8.Воздержание от алкоголя и наркотиков.
9.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. 
10.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 
 
3. Составление синквейна по теме «Мировые религии и их семейные традиции».
 
Каждая команда составляет синквейн. Как составляется синквейн мы с вами уже знаем. Но для вас я подготовила листочки с подсказкой. Удачи!
Правила написания синквейна.
 
1-я строчка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное.
2-я строчка- два слова (прилагательное или причастие). Описание темы, слова можно соединить союзами и предлогами.
3-я строчка- три слова (глагола). Действия, относящиеся  к теме (1 строка).
4-я строчка- четыре слова- предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме (1 строка).
5-я строчка- одно слово-ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1-ой строке, обычно существительное.
 
 
 
 
4.Итог урока. Рефлективная деятельность.
Задание 1 (самоанализ). Закончите предложения.
1.Чтобы понять значения семейных традиций мировых религий в современном обществе, мне было важно рассмотреть___________________________________________________
2.Чтобы найти нужную информацию для сообщений в классе, мне было нужно ______________________________________________________________________
Задание 2 (самооценка). Дополните предложения.
1.Я доволен (льна)своей работой на уроке, потому что _____________________________
2. Я оцениваю свою работу по теме на ______ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что __________________________________________________________________

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»