Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 Актуальность формирования духовно-нравственных ценностей

Малинина Светлана Павловна
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, т.к.  духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа.
Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений  не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является трудной, а эффективность ее решения может быть обеспечена только активными совместными действиями всех участников воспитательного процесса.
. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4%.
 В результате анкетирования  учащихся в 3-4 классах нашей школе  среди любимых героев  у нас выявлены:  Терминатор, трансформер,  Оптимус  прайм,
Дэд пул, вингсы, кик, железный человек. Заметьте, ни одного отечественного героя.
Какие же  качества характера привлекают в герое  наших деток показывает следующая диаграмма - слайд 2
Среди 8-миклассников (20 опрошенных  человек) такие черты характера, как: человечность, доброта, сострадание, справедливость, взаимопомощь – единичные случаи.
Для 40% выпускников начальной школы  страны кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути". Только у 14% детей образ их будущей жизни  включает смысл бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир — прим. автора), потому что банкист (банкир — прим. автора) богатый и у него  -  хорошая работа".
Приятно отметить, что на вопрос о том, что тебе дороже всего в жизни, подавляющее большинство детей начальной школы ответили: « Семья». Но вместе с тем, нашлись ребята, которые  приоритеты расставили  так: «Лего», рыбы, мама, папа.
Хочется вам представить интересные данные по опросу учащихся 8 класса. Им была предоставлена возможность самостоятельно назвать жизненные ценности и расположить их  по убыванию степени значимости.  50 % детей назвали самым значимым в их жизни – семью. Для чего я провела эту аналогию? Исходя из этих данных, мы еще раз убедились, что огромное влияние на жизнь и  развитие ребенка в любом возрасте оказывают родители. Но так как нынешние родители – это, в основном, поколение, выросшее в очень трудное для нашей страны время, когда было многое разрушено именно в воспитательном процессе, то вывод напрашивается сам собой: такая семья не сможет самостоятельно справиться  со всеми проблемами в воспитании подрастающего ребенка. С самими родителями надо проводить работу по формированию жизненных ценностей. Привести пример  об организации экскурсии ко  Дню Победы на Пискаревский мемориальный комплекс. ( Ребенок не едет, потому что папа не понимает, что можно смотреть на кладбище) Конечно, это отдельный случай, но он есть. Так что для всех нас  поле деятельности очень обширно. В нашей школе  организована целая система работы по повышению  педагогической культуры родителей.
 Слайд 3
У старшеклассников второй по значимости показатель жизненных ценностей – жизнь (15 %), дальше следует – друзья (5%), музыка(1%), общение (1%), Родина(1%).   И это при всей той огромнейшей воспитательной работе,  проводимой в школе. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию"), а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: "Быть русским — значит мусорить как все русские".
 
В анкете для уч-ся начальной школы был такой вопрос: « В кого бы ты хотел превратиться и почему?». Из всех ответов мы выбрали наиболее «интересные». которые дают возможность серьезно задуматься (слайд 4)
- В Хамелеона, чтобы уметь  маскироваться;
- В Геракла, т. к.  он непобедимый;
-В кота, потому что все коты -  бездельники;
-во льва, потому что он сильный
Основная  цель в жизни  детей представлена в виде диаграммы на слайде
(слайд 5)
Детям были предложены варианты девизов, с которыми они идут по жизни.  Вот каким образом произошло распределение:
-брать от жизни только хорошее – 43 чел. из 120 (36%)
-добиться цели – 37 чел.(31%)
 -всегда вперед и ни шагу назад – 31 чел.(26%)
Нашлись ребята, жизненным девизом которых является лозунг: «Цель оправдывает средства» (3 чел.- 3%). Среди предложенных девизов был следующий: «Не оставаться равнодушным».  Из  120 человек начальной школы  этот девиз выбрали только 3 человека.  Стоит поразмышлять!
 Сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его  мет одическому мастерству. Работа в школе ведется по всем направлениям. Слайд 6-11
 Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Будем продолжать работу в этом направлении и  искать новые методы и подходы к реализации задач, поставленных перед школой.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»