Актуальность формирования духовно-нравственных ценностей
Малинина Светлана Павловна
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, т.к. духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа.
Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является трудной, а эффективность ее решения может быть обеспечена только активными совместными действиями всех участников воспитательного процесса.
. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4%.
В результате анкетирования учащихся в 3-4 классах нашей школе среди любимых героев у нас выявлены: Терминатор, трансформер, Оптимус прайм,
Дэд пул, вингсы, кик, железный человек. Заметьте, ни одного отечественного героя.
Какие же качества характера привлекают в герое наших деток показывает следующая диаграмма - слайд 2
Среди 8-миклассников (20 опрошенных человек) такие черты характера, как: человечность, доброта, сострадание, справедливость, взаимопомощь – единичные случаи.
Для 40% выпускников начальной школы страны кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути". Только у 14% детей образ их будущей жизни включает смысл бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир — прим. автора), потому что банкист (банкир — прим. автора) богатый и у него - хорошая работа".
Приятно отметить, что на вопрос о том, что тебе дороже всего в жизни, подавляющее большинство детей начальной школы ответили: « Семья». Но вместе с тем, нашлись ребята, которые приоритеты расставили так: «Лего», рыбы, мама, папа.
Хочется вам представить интересные данные по опросу учащихся 8 класса. Им была предоставлена возможность самостоятельно назвать жизненные ценности и расположить их по убыванию степени значимости. 50 % детей назвали самым значимым в их жизни – семью. Для чего я провела эту аналогию? Исходя из этих данных, мы еще раз убедились, что огромное влияние на жизнь и развитие ребенка в любом возрасте оказывают родители. Но так как нынешние родители – это, в основном, поколение, выросшее в очень трудное для нашей страны время, когда было многое разрушено именно в воспитательном процессе, то вывод напрашивается сам собой: такая семья не сможет самостоятельно справиться со всеми проблемами в воспитании подрастающего ребенка. С самими родителями надо проводить работу по формированию жизненных ценностей. Привести пример об организации экскурсии ко Дню Победы на Пискаревский мемориальный комплекс. ( Ребенок не едет, потому что папа не понимает, что можно смотреть на кладбище) Конечно, это отдельный случай, но он есть. Так что для всех нас поле деятельности очень обширно. В нашей школе организована целая система работы по повышению педагогической культуры родителей.
Слайд 3
У старшеклассников второй по значимости показатель жизненных ценностей – жизнь (15 %), дальше следует – друзья (5%), музыка(1%), общение (1%), Родина(1%). И это при всей той огромнейшей воспитательной работе, проводимой в школе. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию"), а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: "Быть русским — значит мусорить как все русские".
В анкете для уч-ся начальной школы был такой вопрос: « В кого бы ты хотел превратиться и почему?». Из всех ответов мы выбрали наиболее «интересные». которые дают возможность серьезно задуматься (слайд 4)
- В Хамелеона, чтобы уметь маскироваться;
- В Геракла, т. к. он непобедимый;
-В кота, потому что все коты - бездельники;
-во льва, потому что он сильный
Основная цель в жизни детей представлена в виде диаграммы на слайде
(слайд 5)
Детям были предложены варианты девизов, с которыми они идут по жизни. Вот каким образом произошло распределение:
-брать от жизни только хорошее – 43 чел. из 120 (36%)
-добиться цели – 37 чел.(31%)
-всегда вперед и ни шагу назад – 31 чел.(26%)
Нашлись ребята, жизненным девизом которых является лозунг: «Цель оправдывает средства» (3 чел.- 3%). Среди предложенных девизов был следующий: «Не оставаться равнодушным». Из 120 человек начальной школы этот девиз выбрали только 3 человека. Стоит поразмышлять!
Сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его мет одическому мастерству. Работа в школе ведется по всем направлениям. Слайд 6-11
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Будем продолжать работу в этом направлении и искать новые методы и подходы к реализации задач, поставленных перед школой.