Нравственное воспитание обучающихся
Доброева Нина Дмитриевна
Мы много говорим о нравственном воспитании с нашими обучающимися. Формирование морального сознания, обучающегося является одной из главных проблем нравственного воспитания.
Формирование нравственного сознания и поведение обучающихся - это единый, не разрывный процесс. Беседы о воспитании более эффективными станут тогда, когда они будут сочетаться с разнообразной общественно - полезной коллективной деятельностью - учебной, трудовой, спортивно - оздоровительной, эстетичной в процессе которой обучающиеся овладевают опытом нравственного поведения.
Как говорит А. С. Макаренко "Только участие в коллективном труде позволяют человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям, родственную любовь и дружбу по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда". При разработке конкретного нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающегося. У них проявляется чувство взрослости, которое обусловлено переходом нравственного сознания и самосознания на новую ступень, особенно активно развивается чувство коллективизма, потребность занять достойное положение в группе, в коллективе сверстников, появляется стремление к самоутверждению, хотя пути их могут быть неправильными, а иногда и аморальными.
Поступки своих товарищей оценивают по бескомпромиссным, нравственным критериям - они довольно легко обвиняют друг от друга в нечестности, несправедливости, трусости, зато избранным идеалам из своей среды готовы прощать всё. Подростки часто видят нравственное возмужание и самостоятельность в независимости своего поведения от контроля со стороны взрослых, и переоценивают свои возможности в достижении нравственно - высоких целей. Им свойственны противоречия, которые наиболее полно охарактеризовал Сухомлинский в книге "Рождение Гражданина" в главе которая так и называется "Противоречия отрочества". Сухомлинский писал: «…одно из противоречий духовного развития в годы отрочества, - с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни.» Эти противоречия мы наблюдаем в подростках. Основной формой нравственного воспитания, просвещения подростков является этическая беседа, т. е. диалог преподаватель и обучающийся; мастер и обучающийся.
Чем привлекательны ситуации с нравственным содержанием для меня? Важен, прежде всего, системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию обучающихся, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимо воспитание социального и гражданского иммунитета, обучающегося ко всему деструктивному, выпадающему из нравственного поля жизнедеятельности людей. Отсюда первоочередная задача - создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания обучающегося, разработки его концептуальных оснований, а также возможностью индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Для меня важно использовать жизненные ситуации, которые заставляют обучающегося задуматься. Такие примеры пробуждают в них нравственные силы, которые в последствии смогут вести в непредсказуемых жизненных обстоятельствах. Например, обучающиеся, которые не окончили учебное заведение, только из-за того, что не хотели обучаться, шли работать, потом шли служить в Российскую армию и придя из армии, появляется желание снова получить среднее образование и профессию и т. д.
Обсуждение моральных проблем, оценка и самооценка поступков помогают подросткам определить свою позицию по отношению к происходящим событиям, определить направленность своей деятельности. В освоении подростками нравственных норм нет столь чёткой дозировки и последовательности, как процесс обучения. У каждого жизненные ситуации, личный опыт складываются по-разному. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой. Он говорил: " Из всех наук, которые должен знать человек главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".
Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось и ставилось с давних времён.
1776-1841 г. немецкий педагог Илон Герберт писал, что «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
Если проанализировать, то нельзя не отметить, что в них, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты: знания, взгляды, убеждения. И с этой точки зрения следует рассматривать систему воспитательной работы по формированию у обучающегося этих важнейших нравственных качеств.
И я думаю, что моя задача в нравственном воспитании обучающихся состоит в том, чтобы дополнить, говорить и давать направления задумываться и не на миг не забывать о нравственном воспитании.
С.Л. Соловейчик писал: «Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей…. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Мой принцип нравственного примера педагога – это нравственность педагога, моральные нормы которыми он руководствуется в профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к обучающимся, к коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.
Формирование нравственного сознания и поведение обучающихся - это единый, не разрывный процесс. Беседы о воспитании более эффективными станут тогда, когда они будут сочетаться с разнообразной общественно - полезной коллективной деятельностью - учебной, трудовой, спортивно - оздоровительной, эстетичной в процессе которой обучающиеся овладевают опытом нравственного поведения.
Как говорит А. С. Макаренко "Только участие в коллективном труде позволяют человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям, родственную любовь и дружбу по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда". При разработке конкретного нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающегося. У них проявляется чувство взрослости, которое обусловлено переходом нравственного сознания и самосознания на новую ступень, особенно активно развивается чувство коллективизма, потребность занять достойное положение в группе, в коллективе сверстников, появляется стремление к самоутверждению, хотя пути их могут быть неправильными, а иногда и аморальными.
Поступки своих товарищей оценивают по бескомпромиссным, нравственным критериям - они довольно легко обвиняют друг от друга в нечестности, несправедливости, трусости, зато избранным идеалам из своей среды готовы прощать всё. Подростки часто видят нравственное возмужание и самостоятельность в независимости своего поведения от контроля со стороны взрослых, и переоценивают свои возможности в достижении нравственно - высоких целей. Им свойственны противоречия, которые наиболее полно охарактеризовал Сухомлинский в книге "Рождение Гражданина" в главе которая так и называется "Противоречия отрочества". Сухомлинский писал: «…одно из противоречий духовного развития в годы отрочества, - с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни.» Эти противоречия мы наблюдаем в подростках. Основной формой нравственного воспитания, просвещения подростков является этическая беседа, т. е. диалог преподаватель и обучающийся; мастер и обучающийся.
Чем привлекательны ситуации с нравственным содержанием для меня? Важен, прежде всего, системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию обучающихся, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимо воспитание социального и гражданского иммунитета, обучающегося ко всему деструктивному, выпадающему из нравственного поля жизнедеятельности людей. Отсюда первоочередная задача - создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания обучающегося, разработки его концептуальных оснований, а также возможностью индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Для меня важно использовать жизненные ситуации, которые заставляют обучающегося задуматься. Такие примеры пробуждают в них нравственные силы, которые в последствии смогут вести в непредсказуемых жизненных обстоятельствах. Например, обучающиеся, которые не окончили учебное заведение, только из-за того, что не хотели обучаться, шли работать, потом шли служить в Российскую армию и придя из армии, появляется желание снова получить среднее образование и профессию и т. д.
Обсуждение моральных проблем, оценка и самооценка поступков помогают подросткам определить свою позицию по отношению к происходящим событиям, определить направленность своей деятельности. В освоении подростками нравственных норм нет столь чёткой дозировки и последовательности, как процесс обучения. У каждого жизненные ситуации, личный опыт складываются по-разному. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой. Он говорил: " Из всех наук, которые должен знать человек главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".
Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось и ставилось с давних времён.
1776-1841 г. немецкий педагог Илон Герберт писал, что «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
Если проанализировать, то нельзя не отметить, что в них, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты: знания, взгляды, убеждения. И с этой точки зрения следует рассматривать систему воспитательной работы по формированию у обучающегося этих важнейших нравственных качеств.
И я думаю, что моя задача в нравственном воспитании обучающихся состоит в том, чтобы дополнить, говорить и давать направления задумываться и не на миг не забывать о нравственном воспитании.
С.Л. Соловейчик писал: «Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей…. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Мой принцип нравственного примера педагога – это нравственность педагога, моральные нормы которыми он руководствуется в профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к обучающимся, к коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.
Результаты опроса обучающихся в Колледже.
«Мораль и нравственность в современном мире»
(в опросе приняли участие 75 обучающихся)
Утверждения:
1. Я лучше добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы.
2. Современный мир жесток. Для того чтобы добиться успеха в жизни, иногда можно переступить через моральные принципы и нормы.
3. Мне кажется за последние время моральный климат в стране изменился в худшую сторону.
4. Я не согласен, что люди в наше время стали более безнравственны.
5. СМИ оказывают негативное воздействие на формирование морально-нравственных принципов молодежи.
6. Человек должен получать первоначальные представления об основных нормах и ценностях Колледжа.
7. Я точно знаю, что обозначают слова «мораль» и «нравственность».
8. Я смутно знаю, что представляют слова «мораль» и «нравственность».
2. Современный мир жесток. Для того чтобы добиться успеха в жизни, иногда можно переступить через моральные принципы и нормы.
3. Мне кажется за последние время моральный климат в стране изменился в худшую сторону.
4. Я не согласен, что люди в наше время стали более безнравственны.
5. СМИ оказывают негативное воздействие на формирование морально-нравственных принципов молодежи.
6. Человек должен получать первоначальные представления об основных нормах и ценностях Колледжа.
7. Я точно знаю, что обозначают слова «мораль» и «нравственность».
8. Я смутно знаю, что представляют слова «мораль» и «нравственность».