Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Патриотическое воспитание детей на примере Великой Отечественной войны

Беспалова Ольга Борисовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 323
Невского района Санкт-Петербурга
   В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Анализ понятия «патриотизм» показывает, что при его определении в различные периоды развития общества ученые по-разному трактовали его, рассматривая патриотизм как нравственный и политический принцип, социальное и высшее моральное чувство, нравственная и социальная ценность и так далее. В философском словаре патриотизм определен как « нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
   Недостаточно рассматривать патриотизм только как общественно – политическое явление, обусловленное определенными социально – политическими и экономическими характеристиками конкретного общества. Нельзя отрицать и существование естественных основ патриотизма, которого характеризуют определенные пласты душевной жизни человека : привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т.д. Философский анализ структуры патриотизма как сложного образования позволяет выделить такие составляющие, как: эмоционально-психологические, рационально- идеологические, действенно- практические. Единство данных компонентов повышает силу воздействия патриотизма на прогрессивное развитие общества. Это благородное чувство вырастает до ясного сознания ответственности за судьбу Родины, оно служит важным стимулом в каждодневных поступках отдельных людей и следует могучим двигателем прогресса общества в целом. Непреходящий характер патриотизма, его значение в жизни народов и каждого человека, влияние его на развитие определенного общества позволяют его рассматривать как социально – нравственную ценность.
   У каждого народа процесс формирования социально-нравственных ценностей отражает национальные особенности, традиции, касающиеся путей социализации личности, проявляющиеся в культуре. Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, то есть любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами патриотизм представляет «предметную» ценность. В качестве предметной ценности -патриотизм оценивается как явление, имеющие доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъективная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре. Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему Родины непрерывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт. Поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих специфических для данного народа ценностей. Патриотизм как социально- нравственная ценность выражает одиночество человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.
  Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданность Отечеству, воспитания законопослушных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с давних времен. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А.Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Он определял патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству».
  Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в советской литературе. Появились новые мемуарные, документальные, художественные произведения, показывающие величие подвига советского народа, такие как «Дело всей жизни»А.М.Василевского, «Тогда в сорок первом…»К.С.Грушевого, «Годы в броне» Д.А.Драгунского, «В списках не значится» Б.Васильева, «Блокада» А.Б.Чаковского, «Обелиск», «Дожить до рассвета» и «Волчья стая» В.В.Быкова и другие. Издано немало художественных произведений, в которых война и сегодняшний день присутствуют как органический сплав переживаний и размышлений о судьбах Отчизны. К 30 – летию Победы в Великой Отечественной войне много материалов публикуется на страницах военной периодики («Советский воин», «Военные знания», «Красная звезда», «Советский патриот» и другие). Малоизвестные страницы войны, факты и документы, обличающие звериную сущность фашизма, под разными рубриками освещаются и в других периодических изданиях. Важной и повседневной задачей библиотек является воспитание молодежи на боевых традициях советского народа. В целях воспитания у молодых читателей чувства гордости за родную землю, за подвиги земляков проводятся обзоры, беседы, открытые просмотры, оформляются книжные выставки. В 90-е г. ХХ века проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано с процессами изменений, происходящих в обществе.
   Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую актуальность, т.к. появление многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни в стране привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного характера и часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятие «патриотизм» приобретает негативный оттенок. Кроме того, трактовка этого понятия с позиций коммунистической идеологии делает их устаревшими. 
  Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым и эстетическим и другими), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Тема Великой Отечественной войны может быть основой для формирования патриотизма. Анализ показал, что большая часть книг о войне издана до 1990 года. К такой знаменательной дате в истории нашей страны, всего нашего народа библиотеки подошли практически с пустыми полками! …А интерес и потребность в такой литературе у современных детей есть. Какие книги наиболее читаемы детьми? Это Б.Васильев «А зори здесь тихие» , Н.Надеждина «Партизанка Лара», В.Богомолов «Иван» , Н.Ходза « Дорога жизни», В.Закруткин « Матерь человеческая», Ю.Бондарев « Горячий снег» , Е.Ильина « Четвертая высота», В.Катаев « Сын полка», стихи Константина Симонова ,повести В.Быкова ,книги А.Митяева и С.Алексеева, серия книг «Дедушкины медали».
   Период Великой Отечественной войны уходит от нас все дальше. Сегодняшние школьники читают книги о войне, только по требованию программы. Книги военной тематики сегодня ребята не читают взахлеб, как раньше, а изучают – поскольку «задано». Может быть, это естественный процесс: время течет, свершаются новые события, появляются новые герои?.. Однако так можно забыть и князя Святослава, Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова, Сеславина, Багратиона, атамана Платова, Скобелева, Жукова, Гастелло, Маринеско, Матросова, можно забыть и своих родичей, проливших кровь (или положивших жизнь) за то, чтобы жили мы, сегодняшние. Об этой священной памяти точно сказал поэт: «Это нужно не мертвым,/Это надо живым!». Наша задача – не дать детям забыть этот великий период нашей трудной истории.
       Как же рассказать детям о тяжелых поражениях и славных победах, чтобы они не просто узнали, но и по – настоящему почувствовали, что такое жестокость войны, отвага солдат, голод и непосильный труд в тылу, любовь к Отечеству, за свободу которого была заплачена страшная цена? Ведь их предки достойны и высокого уважения, и самой светлой памяти. Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей,- значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2020 годы» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, научных и образовательных учреждений , общественных организаций , творческих союзов, религиозных конфессий. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2020 годы» определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан РФ и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий , призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Программа предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику, опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций, научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно-полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
       Основными формами работы по патриотическому воспитанию могут быть: КНИГА ПАМЯТИ. Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание Книги памяти. В своем составе книга имеет несколько разделов : «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство». Широкое распространение получили летописные журналы, описывающие боевой и трудовой подвиг народа. Такая работа имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Ребята могут заниматься следующими видами деятельности: -организуют встречи с ветеранами, собирают материал о их жизни, оформляют в Книге памяти; -изучают собранный материал;
-проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
-проводят уроки Мужества для учащихся, их родителей, работников школы; -оказывают содействие учителям в использовании материала в учебном процессе.
   ЛИСТАЯ ИСТОРИИ СЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ…. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.и других войнах, разоблачить фальсификаторов истории Второй мировой войны. Историческая подготовка включает следующие разделы:
-изучение истории малой Родины (родного края), микрорайона, улицы; -изучение ратной истории России Советского Союза, истории их вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;
-изучение государственной и военной символики;
-изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, деятельности ученых и конструкторов, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, режиссеров и актеров, художников; -проведение дней воинской славы России;
-увековечение памяти российских и советских воинов;
-изучение военной формы и т.д. Работа с ветеранами Великой Отечественной войны.
    В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. Организуя встречи с ветеранами, необходимо подготовить учащихся, сообщив некоторые сведения героической биографии приглашенных. Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают огромным духовным богатством.
    Рукописная книга «Священная память моей Семьи». Создание рукописной книги ценно не только самой идеей, но и закладывает традицию. Ведь она пополняется материалами из года в год.
   Мероприятия ко Дню Победы « Война и мир глазами детей и взрослых». Детям и их родителям было предложено рассказать о войне и мире в разных жанрах творчества. Участвовали дети разных возрастов: от 5 до 17 лет; поэтому и работы их были различны по уровню восприятия и исполнения. В ярких рисунках младших ребят присутствовал четкий контраст между Войной и Миром. Главная мысль, выкристаллизовавшаяся из всех работ конкурса,- это отрицание любой войны, какими бы идеологическими причинами она ни прикрывалась.
Постоянная тема – «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА».  Пожалуй, Петербург- Ленинград – единственный город в стране (да и в мире), что вот уже свыше 70 лет живет с такой раной в душе. Сменилось несколько поколений. Написаны сотни книг, сняты десятки фильмов все на эту же тему: патриотизм, мужество, человечность. И библиотека, как открытый мир , помогает всем читателям, -но в первую очередь, конечно, подрастающему поколению,- увидеть, узнать, почувствовать эту страшную реальность ушедшей войны.
    Патриотические темы на олимпиадах «Твоя информационная культура». Важным направлением работы является повышение информационной культуры школьника. Ведущей формой работы в этом направлении стала Олимпиада «ТвИнК», то есть «Твоя Информационная Культура». Сама программа и методика проведения олимпиад была создана в ЦГДБ имени А.С.Пушкина восемь лет тому назад. За это время накоплен богатый опыт ее проведения. Ежегодно меняются ее темы, но всегда они настраивают подростка на патриотические чувства. Последняя из олимпиад была посвящена русскому языку. Владение родным языком – существенный компонент патриотически настроенного человека. Вместе с тем, чем выше уровень владения богатствами родного языка , тем выше общая культура человека и наоборот. Так что, на примере родного языка отчетливо видна связь патриотизма с общекультурным развитием человека.
Список использованной литературы.
1.Ануфриев,Е.А. Социалистический образ жизни : Методология и методические вопросы. – М, Высш.шк.,1980.- 152с.
2. Библиотека и военно – патриотическое воспитание молодежи/ Сост.Р.В.Огородникова. – Алма – Ата ,:ГБ Казахской ССР, 1975.- Вып.3,16 с. 3.Кравцева,И.Е.Пролетарский интернационализм. Отечество и патриотизм. Киев : наук думка, 1965. – с.4.
4.Матушкин, С.Е., Н.В.Ипполитова. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях. В помощь учителю. Челябинск .2000.- 20с. – (Пед.теория и практика).
5. Матушкин, С.Е. народность в воспитании гражданственности/ Челябинский гос. Ун-т, Челябинск, 1999.-95с.
6.Новая детская художественная литература в издании, рекламе, критике и чтении. Информационно-библиографический альманах. Вып.1.—СПб, ЛОДБ,2005.—80 с.
7.Педагогика: Учебное пособие 2-е изд.: М., Высш.шк, 1991.- 576 с.
8.Писатели нашего детства: 100 имён.—М.: Либерея,1998.—84 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад.—М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия»,2002.—834 с. 10.Немчина, И.М. О доступности информации о новой детской литературе// Библиотечное дело: международ. научно-информационная конференция [Электронный ресурс]/ МГУКИ, кафедра Библиотековедения,2004.—http:// libconfs.narod.ru/
11.Философский энциклопедический словарь / гл.редакторы Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, Г.В.Панов. – М.: Сов.энциклопедия, 1983. – 840 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»