Санкт-Петербургское негосударственное (частное)
общеобразовательное учреждение
Православная общеобразовательная гимназия Святого
Благоверного Великого Князя Александра Невского
Учебная программа по предмету
«Основы православной культуры»
(8 класс)
68 учебных часов
Возраст учащихся 13-15 лет
Составитель: Федоренко Сергей Александрович,
Учитель предметов православного цикла,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Проект рассмотрен и согласован
на заседании методического объединения
педагогов дополнительного образования
Протокол № 2 от 18.10.2006 года
Председатель методобъединения
Федоренко С. А.
Санкт-Петербург
2009-2010 учебный год
I. Пояснительная записка
Главной целью курса «Основы православной культуры» является формирование верных представлений о христианской системе ценностей в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т. д.
Также данный курс нацелен на ознакомление учащихся с материальными и духовными сокровищами отечественной и мировой православной культуры. Знакомство с материалом данного курса происходит на основе просветительного и культурологического подходов.
Курс рассчитан на учащихся 13-15 лет, обучающихся в 8 классе.
Курс «Основы православной культуры» является логическим продолжением курса «Православие», изучаемого в 5-7 классах.
В рамках данного курса учащиеся познакомятся с главными христианскими образами, сюжетами, символами, а также содержанием основных православных служб. Все темы рассматривают в синтезе искусств: слова, изобразительного искусства, музыки. Предмет «Основы православной культуры» непосредственно связан с такими предметами как «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «История России», «Музыка», «Церковное искусство» и «Русская литература».
Задачи курса:
· дать учащимся систему знаний по истории, назначению, внешнему и внутреннему устройству православного храма как архитектурно - культурного типа;
· раскрыть учащимся смысл и назначение основных христианских символов;
· создать у учащихся представление о библейском взгляде на историю первых людей, а также о смысле ветхозаветного пророческого служения.
III. Учебно-тематический план
|
|
Наименование разделов и тем • Поурочное планирование. |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа учеников |
|
|
Вводный урок: Два взгляда на мир. |
1 |
|
|
Раздел 1: |
Библия. Творение мира. Человек - венец творения. Рукотворный мир. Искусство - творение человека. |
1 |
|
|
Раздел 2: |
Православная культура в России. |
4 |
|
|
Урок 1: |
Первый этап освоения Русью православной культуры. |
|
|
|
Урок 2: |
Православные храмы на картинах русских художников. |
|
|
|
Урок 3: |
Особенности православной культуры. |
|
|
|
Урок 4: |
Мистический реализм - стилевая основа искусства Древней Руси. |
|
|
|
Раздел 3: |
Символы христианской культуры. |
6 |
|
|
Урок 1: |
Символика раннехристианского искусства. |
|
|
|
Урок 2: |
Космическая символика Собора Святой Софии в Константинополе. |
|
|
|
Урок 3: |
Топографическая и временная символика Храма Святой Софии в Константинополе. |
|
|
|
Урок 4: |
Праздничный цикл в византийском крестово-купольном храме. |
|
|
|
Урок 5: |
Символы православного искусства. Различные формы крестов. |
|
|
|
Урок 6: |
Крестное знамение. |
|
|
|
Раздел 4. |
Образы Ветхого Завета в русском искусстве. |
5 |
|
|
Урок 1: |
«Пророк Моисей». |
|
|
|
Урок 2: |
«Пророк Илья». |
|
|
|
Урок 3: |
«Пророк Иеремия». |
|
|
|
Урок 4: |
«Пророки Варух и Иезекииль». |
|
|
|
Урок 5; |
«Псалтирь в русском искусстве». |
|
|
|
Раздел 5 |
Евангелия и его создатели. |
8 |
|
|
Урок 1: |
«Создатели Евангелий -Евангелисты». |
|
|
|
Урок 2: |
«Евангелие от Матфея». |
|
|
|
Урок 3: |
«Евангелие от Марка». |
|
|
|
Урок 4: |
«Евангелие от Луки». |
|
|
|
Урок 5: |
«Евангелие от Иоанна». |
|
|
|
Урок 6: |
«ДеисусныЙ ряд иконостаса». |
|
|
|
Урок 7: |
«Евангельские образы в хоровой музыке». |
|
|
|
Урок 8: |
«Евангельские образы в стихах русских поэтов». |
|
|
|
Раздел 6: |
«Дева Мария - идеал материнства». |
7 |
|
|
Урок 1: |
« Жизнь Богородицы в молитвах, песнопениях, иконах». |
|
|
|
Урок 2: |
«Жизнь Богородицы в духовной поэзии и живописи». |
|
|
|
Урок 3: |
«Иконография образа Пресвятой Богородицы». |
|
|
|
Урок 4: |
«Чудотворная Владимирская икона Богоматери». |
|
|
|
Урок 5: |
«Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы». |
|
|
|
Урок 6: |
«Чудотворные иконы Божией Матери «Знамение». |
|
|
|
Урок 7: |
«Державная икона Божией Матери». |
|
|
|
Раздел 7: |
Двунадесятые праздники. Пасха. |
|
|
|
Урок 1: |
«Тропари праздников». |
|
|
|
Урок 2: |
«Праздничный ряд иконостаса». |
|
|
|
Урок 3: |
«Случаи совпадения всенародных, гражданских праздников с христианскими. Праздник 4 октября». |
|
|
|
Раздел 8: |
Всенощная. События Священной Истории. |
2 |
|
|
Урок 1: |
«Всенощная. События Священной Истории». |
|
|
|
Урок 2: |
«Сюжеты и образы Всенощной в русской духовной поэзии». |
|
|
|
Раздел 9: |
Литургия. |
3 |
|
|
Урок 1: |
«Литургия оглашенных». |
|
|
|
Урок 2: |
«Литургия верных». |
|
|
|
Урок 3: |
«Сюжеты и образы литургии в русской духовной поэзии» |
|
|
|
Раздел 10: |
Храм - Дом Божий. Для чего строят храмы. |
2 |
|
|
Урок 1: |
«Храм как явление общественной жизни россиян. Храм как Дом Молитвы». |
|
|
|
Урок 2: |
«Назначение храма. Разновидности храмов». |
|
|
|
Тема 10.2. |
Откуда взят образ храма. |
2 |
|
|
Урок 1: |
«Скиния собрания и откровения». |
|
|
|
Урок 2: |
«Священное Писание об устроении скинии». |
|
|
|
Тема 10.3. |
Византийский Крестово-Купольный храм. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Урок 1: |
«Великая Церковь Константинополя - Храм Св. Софии». (Повторение и обобщение изученного в разделе 2 - уроки 2, 3 и 4). |
|
|
|
Урок 2: |
«Скульптурное и мозаичное убранство византийских храмов». |
|
|
|
Тема 10.4. |
Древнее культовое зодчество на Руси. |
4 |
|
|
Урок 1: |
«Первые русские храмы». |
|
|
|
Урок 2: |
«Самые древние из сохранившихся русских храмов». |
|
|
|
Урок 3: |
«Как строились храмы в старину?» |
|
|
|
Урок 4: |
Устройство русского Крестово -Купольного храма». |
|
|
|
Тема 10.5. |
Внутреннее устроение храма. |
|
|
|
Урок 1: |
«Назначение и символическое значение частей русского православного храма. |
|
|
|
Урок 2 |
Иконостас. |
|
|
|
Урок 3: |
Специальные храмовые предметы. |
|
|
|
Тема 10.6. |
Святыни - храмы православного мира. |
3 |
|
|
Урок 1: |
Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. |
|
|
|
Урок 2: |
Новый Иерусалим - Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь. |
|
|
|
Урок 3: |
Благодатный огонь над Гробом Господним. |
|
|
|
Тема 10.7. |
Сорок сороков московских храмов. |
3 |
|
|
Урок 1: |
Как появилось выражение "сорок сороков". |
|
|
|
Урок 2: |
Православная Москва сегодня. |
|
|
|
Урок 3: |
Храмы Красной площади. |
|
|
|
Тема 10.8. |
Храмы Московского Кремля. |
|
|
|
Урок 1: |
Московский Кремль |
|
|
|
Урок 2: |
Патриарший Собор Успения Пресвятой Богородицы. |
|
|
|
Урок 3: |
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. |
|
|
|
Урок 4: |
Собор Архистратига Михаила. |
|
|
|
Урок 5: |
Храм преподобного Иоанна Лествичника с колокольней «Иван Великий». |
|
|
|
Тема 10.9. |
Православный Санкт Петербург. |
4 |
|
|
Урок 1: |
Собор святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. |
|
|
|
Урок 2: |
Владимирский Собор |
|
|
|
Урок 3: |
Николо-Богоявленский Морской Собор |
|
|
|
Урок 4: |
Православный Петербург сегодня. |
|
|
|
|
Всего 8 классе: |
68 часов. |
|
II. Содержание
Вводный урок: два взгляда на мир.
Естественно-научные знания. Точные науки. Гуманитарные науки. Научное представление о мире.
Религиозные знания о мире, о человеке, об обществе.
Раздел 1: Библия
Творение мира.
Требования к знаниям:
- знать, чем отличаются Священные книги от других, «обычных» книг;
- знать библейскую картину сотворения мира.
Требования к умениям:
- уметь приводить примеры из «нерукотворного» и «рукотворного» мира;
- уметь объяснять смысл библейских понятий «небо», «земля», «безвидна и пуста», «Дух Божий», «вода».
Содержание учебного материала:
Книга Бытия - главный текст, говорящий о сотворении мира. «Сотворил» - появление абсолютно нового, а «произвел» - произведение из уже бывшего, как процесс, который направляется Богом, но материалом для которого служат вещество и законы этого мира. Разумные теории эволюции.
Исповедание Единого Живого Бога как Бога - Творца и борьба за это исповедание отличает весь ветхозаветный период истории.
Хронологический, иерархический и визионерский подходы к рассказу о сотворении мира. Рассказ о сотворении мира - Божественное откровение.
Человек - венец творения. Богоуподобление - это реальная потенция, данная каждому человеку.
Рукотворный мир. Искусство - творение человека.
Раздел 2: Православная культура в России.
Требования к знаниям:
- знать хронологические границы начала развития христианской культуры на Руси;
- знать, чью христианскую культуру наследовала Русь и как проходил первый этап освоения этой культуры;
- знать особенности православной культуры.
Требования к умениям:
- уметь приводить примеры картин русских художников, в которых встречаются изображения храмов;
- уметь объяснить смысл понятия «мистический реализм».
Содержание учебного материала:
Восприятие от Византии богослужебного ритуала. Священных книг, первых икон, текстов церковных песнопений в славянском переводе.
Появление новгородской, владимиро-суздальской, галицко-волынской иконописной школ. Их некоторые стилистические особенности.
Зарождение в Новгороде искусства колокольного звона. Виды колокольного звона.
Картина И. Левитана «Вечерний звон». Церковное пение. Стихиры Ивана Грозного.
Праздничные религиозные действа («Пещное действо».) Церковное пение. Знаменное пение. Хор государевых певчих дьяков. Партийное пение. Развитие православной культуры в XVIII- XIXвеках. Православная культура стала более эмоциальной. ■ Духовные образы переносятся и в светские произведения. Оды М. В. Ломоносова. Поэзия А. П. Сумарокова. Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, А. А. Ахматовой и др.
Духовные образы в картинах русских художников. А. И. Иванов. «Явление Христа народу». И. Е. Репин. «Воскрешение дочери Иаира». В. Д. Поленов. «Христос и грешница».
Церковные хоры в операх М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского.
Раздел III. Символы христианской культуры.
Урок 1: Символика раннехристианского искусства.
Урок 2: Космическая символика Собора Святой Софии в Константинополе.
Урок 3: Топографическая и временная символика Храма Святой Софии в Константинополе.
Урок 4: Праздничный цикл в византийском Крестово-Купольном храме.
Урок 5: Символы православного искусства. Различные формы крестов.
Урок 6: Крестное знамение.
Требования к знаниям:
- знать, что означают слова «символ», «алтарь», «абсида», «нартекс»;
- знать откуда пришли символы христианского искусства;
- знать смысл и назначение креста;
- знать кресты, которые почитаются в Православии:
- знать, что означают составляющие восьмиконечного креста;
- знать, кого олицетворяет образ доброго пастыря:
- знать значение символов: голубь, голубь с оливковой ветвью, агнец, рыба, виноградная лоза, нимб, зерцало, пальмовая ветвь;
- знать значение слова «антропоморфный»;
- знать виды и принадлежность к Церквям основных видов крестов.
Требования к умениям:
- уметь воспроизводить рисунки христианских символов и давать объяснения их значений;
- уметь совершать Крестное знамение и объяснить его символическое значение;
- уметь находить в храме главный купол, алтарную абсиду, конху, нартекс, паперть, своды;
- уметь отличать флорентийскую мозаику от римской;
- уметь соотносить части храма с определенным местом Св. Земли (топографическая символика).
Содержание учебного материала:
Раннехристианская символика. Добрый пастырь. Голубь. Агнец. Рыба. Виноградная лоза — евхаристический образ, а также символ народа Божия, Церкви. Нимб. Зерцало. Павлин — символ бессмертия и воскресения Иисуса Христа. Язык символов.
«Золотой век» Юстиниана Великого (527–565). Квадрат, расчлененный четырьмя опорами на три нефа в продольном и поперечном направлениях — основа Крестово-Купольной формы храма. Храм Св. Софии — лучший образец византийского стиля в архитектуре.
Византийский Крестово-Купольный храм - идеальный образ Божественного мироздания. Космическая символика: небо - своды, купола и конхи апсиды: рай Св. Земля
-паруса и верхняя часть стен; земля - зона второстепенных сводов и нижняя часть стен.
Топографическая символика храма - идеальный образ Святой Земли, и каждая часть храма отождествляется с определенным местом в Палестине (например, нартекс символизирует место крещения Христа в Иордане).
Временная символика, основанная на церковном календаре. Изображение каждого праздника по строго установленному византийскому канону.
Крест — главный символ христианства, означающий жертвенность или спасение.
Крестное знамение. Его употребление всеми христианами, кроме части протестантов. Принадлежность Крестного знамения к не записанному преданию, «принятому втайне». Упоминание о Крестном знамении Тертуллианом во IIвеке.
Единоперстие — первоначальная форма сложения пальцев руки для Крестного знамения. Принятие двоеперстия в византийском церковном обряде. Символы —аллегорическое выражение содержания и догматов религии. Здание храма — символ Вселенной. Купол с крестом — символ православной церкви.
Раздел IV. Образы Ветхого завета в русском искусстве.
Урок 1: Пророк Моисей.
Урок 2: Пророк Илия.
Урок 3: Пророк Иеремия.
Урок 4: Пророки Варух и Иезекиль.
Урок 5: Псалтирь в русском искусстве.
Требования к знаниям:
- знать имена четырех великих пророков, их краткие жизнеописания и краткое
содержание их пророческих книг;
знать, где в иконостасе изображаются пророки;
- знать житие (на основании данных Библии) пророка Илии;
- знать имена поэтов, написавших стихотворные переложения псалмов (или стихи на мотивы псалмов);
- знать содержание псалмов 103 и 140;
- знать краткое житие царя Давида;
- знать, почему пророка Исаию называют «ветхозаветным евангелистом».
Требования к умениям:
- уметь определять праотеческий и пророческий ряды в иконостасе
- уметь находить в иконостасе иконы пророков
- уметь находить в Библии места, где рассказывается о жизни и пророческом служении Илии, Елисея, Захарии и Иоанне Крестителя
- узнавать номера псалмов по прослушанному церковному песнопению.
Содержание учебного материала:
Пророки — провозвестники будущего, предсказатели будущего и воли Божий. Обращение пророков к народу или властителям, если те забывали законы жизни в обществе, данные ему Богом.
Пророки, сами не бывшие писателями. Пророки - создатели пророческих книг.
Большие пророки (4) и малые (12) пророки.
Иоанн Богослов — Апостол, евангелист и новозаветный пророк. Библейское учение о получении пророками знаний по «вдохновению Святого Духа». Предсказание Михея о рождении Христа в Вифлееме. Предвидение пророка Исайи: Христос родится от Девы, будет страдать и умрет за грехи людей, Его распнут со злодеями, но похоронят в гробе богатого человека.
Моисей - пророк и законодатель еврейского народа.
IIIКнига Царств о пророке Илие.
Жертвенник на горе Кармил. Взятие Илии Богом живым на небо. Икона «Огненное восхождение Илии пророка на небо».
Плач Иеремии.
Варух — ученик и друг Иеремии.
Рифмованные переводы Псалтиря в русской поэзии. «Псалтирь рифмованная» Симеона Полоцкого (XVIIвек). Псалом 1 в переложении Г. А. Пакатского. Г. Р. Державин «Истиное счастие». «Псалом 103» В. К. Кюхельбекера.
Раздел V: Евангелие и его создатели.
Урок 1: Создатели Евангелий — Евангелисты.
Урок 2: Евангелие от Матфея.
Урок 3: Евангелия от Марка.
Урок 4: Евангелие от Луки.
Урок 5: Евангелие от Иоанна.
Урок 6: Деисусный ряд иконостаса.
Урок 7: Евангельские образы в хоровой музыке.
Урок 8: Евангельские образы в стихах русских поэтов.
Требования к знаниям:
- знать о каждом евангелисте и его символе;
- знать основные события в жизни Иисуса Христа до последней недели;
- знать последовательно события Страстной недели;
- знать объяснение притчи о смоковнице;
- знать притчу о двух сыновьях;
- знать картины художников XIX- XXвеков на сюжеты Евангелий;
- знать детально события Гефсиманской ночи;
- знать, кто из учеников Христа были свидетелями Преображения Учителя;
- знать, чем отличается одно Евангелие от другого;
- знать, какой эпизод жизнь Иисуса Христа описан только Евангелистом Лукой;
- знать в каком евангелии дано описание бракосочетания в Кане Галилейской;
- знать, какие иконы составляют центр деисусного ряда иконостаса.
Требования к умениям:
- уметь нарисовать символы евангелистов;
- уметь узнавать иконописные изображения каждого евангелиста;
- уметь объяснить смысл эпизода «моление о чаше»;
- уметь найти в иконостасе деисусный ряд и назвать находящиеся там иконы;
- уметь находить в иконостасе храмовую икону;
- уметь отличать религиозно-духовную музыку от симфонической, оперной и народной.
Содержание учебного материала:
Рассказ о каждом Евангелисте. Символы Евангелистов.
Евангелие от Матфея и его особенности. Евангелие от Матфея — это Евангелие для евреев. Символ Матфея — Ангел, т. е. вестник, как символ мессианского посланничества в мир.
Самая важная проповедь Христа — Нагорная - заповеди блаженств.
Притча о смоковнице. Притча о двух сыновьях. Суд Пилата. Страсти Христова. Распятие. Воскресение.
Евангелие от Марка - Евангелие для уверовавших язычников, оно дает образ Христа как могущественного защитника. Символ Марка — лев. Марк — двоюродный брат Варнавы и ученик апостола Петра, евангелие написал с его слов, но не по порядку. Простота стиля Евангелия.
Евангелие от Луки — евангелие для христиан из язычников. Лука — врач и художник, вольноотпущенник, спутник апостола Павла в его миссионерских путешествиях. Символ — Телец — жертвенное животное, т. к. он подчеркнул в своем описании жизни Иисуса Христа Его жертвенное, искупительное служение людям. Христос в описании Луки -защитник страждущих.
Содержание Евангелия от Луки. Притча о блудном сыне.
Евангелие от Иоанна. Создатель — Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, свидетель важнейших событий жизни Учителя. Евангелие от Иоанна — самое философское, богословское и духовное описание жизни Христа. Символ Иоанна — орел, символизирующий небесное, божественное достоинство и происхождение Иисуса. Последовательность событий евангелие от Иоанна — от сотворения мира. Пролог Иоанна. Чудо в Кане Галилейской, содержание и значение (этого описания нет в других евангелиях).
Воскрешение Лазаря. «Апостол любви» — Иоанн.
Деисусный ряд иконостаса. Деисусный ряд иконостаса Благовещенского Собора Московского Кремля.
Местный ряд иконостаса. Царские врата. Храмовая икона. Евангельские образы в хоровой музыке. Отличия религиозно — духовной музыки от оперной, симфонической, народной и бытовой.
Евангельские образы в стихах русских поэтов.
A. А. Фет «Ночь тиха...»
И. П. Матлев «Воскрешение Лазаря».
Л. А. Миб «Нагорная беседа».
И. С. Никитин «Моление о чаше».
B. В. Набоков «Тайная вечеря».
Б. Пастернак «Гефсиманский сад».
И. Бунин «В Гефсиманском саду».
А. Н. Апухтин «Голгофа».
Картина А. А. Иванова «Благовещение».
Раздел 6. Дева Мария — идеал материнства.
Урок 1: Жизнь Богородицы в молитвах, песнопениях, иконах.
Урок 2: Жизнь Богородицы в духовной поэзии и живописи.
Урок 3: Иконография образа Пресвятой Богородицы.
Урок 4: Чудотворная икона Владимирская Божией Матери.
Урок 5: Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
Урок 6: Чудотворные иконы Божией Матери «Знамение».
Урок 7: Державная икона Божией Матери.
Требования к знаниям:
- знать основные события жизни Богородицы;
- знать наиболее известные чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, чтимых Русскою Церковью;
- знать основные иконографические типы Богородицы;
- знать имена важнейших иконописцев Древней Руси;
знать, чем является икона и для чего она создается;
знать церковные предания о возникновении и обретении Владимирской, Казанской, Донской и Державной икон Богородицы;
- знать историю Новгородской и Курской — Коренной икон «Знамение»;
- знать, с каким государственным событием совпало явление Державной иконы.
Требования к умениям:
- уметь объяснять значение слов «держава», «порфира», «скипетр», «мафорий», «хитон», «Елеуса»(греческое «Умиление») «Одигитрия», «Панахранта», «Агиосоритисса», «Панагия»;
- уметь определять иконографический тип иконы Божией Матери.
Содержание учебного материала:
Новый Завет о жизни Божией Матери. Благовещение. Богородичные песнопения.
Образ Матери Божией в живописи: М. А. Врубель «Надгробный плач»; Ф. А. Бруни «Богоматерь с Младенцем». В. Солоухин «Сказка о Божией Матери».
Иконы Пресвятой Богородицы на Руси.
Иконографические типы образа Богоматери: «Оранта» («Молящаяся»), ее разновидность — «Великая Панагия», «Одигитрия» («Путеводительница»), «Елеуса» («Умиление»), «Панахранта» («Пренепорочная») (Сидящая на престоле с младенцем), «Агиосоритисса» («Заступница») (В полный рост без Младенца).
Чудотворные иконы Богородицы.
Владимирская икона Божией Матери — Елеуса с младенцем — древнейшая святыня, связанная с важнейшими событиями истории нашей Родины.
Казанская икона Пресвятой Богородицы. История обретения. Чтимые списки. Казанский собор в Москве. Казанская Икона в Петербурге. Казанский собор в Петербурге.
Донская икона Божией Матери. Принесение святыми донскими казаками князю Дмитрию Донскому после победы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Основание Донского монастыря в 1592 году царем Федором Иоановичем.
Чудотворные иконы Боя«ей Матери «Знамение». Новгородская икона. Курская -Коренная икона. Иконы и события русской истории. Взрыв в марте 1898 года в соборе, икона чудом осталась ценной.
Державная икона Божией Матери. История иконы: нахождение в Кремлевском монастыре, сокрытие в 1812 году, обретение 2 марта 1917 года в день отречения Николая II.
Раздел 7: Двунадесятые праздники, Пасха.
Урок 1: Тропари праздников.
Урок 2: Праздничный ряд иконостаса.
Урок 3: Случаи совпадения всенародных, гражданских праздников с христианскими.
Праздник 4 октября.
Требования к знаниям:
- знать праздники, посвященные Иисусу Христу;
- знать праздники, посвященные Богородице; знать определения тропаря, кондака, величания.
Требования к умениям:
- уметь определять календарные дни переходящих праздников, зная Пасху на определенный год;
- уметь пользоваться церковным календарем и определять начало и окончание Великого Поста.
Содержание учебного материала:
Праздничный ряд иконостаса.
1. Рождество Богородицы.
2. Введение во храм Богородицы.
3. Благовещение Пресвятой Богородицы.
4. Рождество Христово.
5. Сретение Господне.
6. Крещение Господне.
7. Преображение Господне.
8. Вход Господень в Иерусалим. Пасха.
9. Вознесение Господне.
10. Пятидесятница.
11. Успение Богоматери.
12. Воздвижение Честного Креста Господня.
Раздел 8. Всенощная. События Священной Истории.
Урок 1:. Всенощная. События Священной Истории.
Урок 2: Сюжеты и образы Всенощной в русской духовной поэзии.
Требования к знаниям:
- знать каждую часть Всенощной;
- знать русских поэтов, написавших стихотворения под впечатлением песнопений всенощной.
Требования к умениям:
- уметь узнавать песнопения, относящиеся ко всенощной.
Содержание учебного материала:
События Всенощной — от сотворения мира до рождения Иисуса Христа.
Великая вечерня.
1. Благослови, душе моя, Господи.
2. Блажен муж.
3. Свете Тихий.
4. Молитва праведного Симеона Богоприимца.
5. Богородице Дево.
Утреня.
1. Шестопсалмие (Пс.З, 37,62, 87,102,142).
2. Полиелей. Хвалите Имя Господне.
3. Великое славословие.
И. Бродский «...А было поведано старцу сему...»
B. Я. Брюсов «Благовещение».
И. А. Крылов «Подражание 37-му Псалму».
Раздел 9: Литургия.
Урок 1: Литургия оглашенных.
Урок 2: Литургия верных.
Урок 3: Сюжеты и образы литургии в русской духовной поэзии.
Требования к знаниям:
- знать, что Литургия — главная служба (происходит схождение Св. Духа на Св. Дары, причащение верующих);
- иметь представление о каждой части литургии;
- знать, в какой молитве говорится о рождении Иисуса Христа;
- знать содержание молитвы «Ныне отпущаеши...»
Требования к умениям:
- уметь определять молитвы, посвященные Деве Марии;
- уметь определять молитвы, в которых прославляется Святая Троица.
Содержание учебного материала:
Литургия оглашенных.
1. Великая ектения,
2. Песнь Господу Иисусу Христу («Единородный Сыне...»).
3. Блаженны.
4. Присвятое. Литургия верных.
5. Херувимская песнь.
6. Символ веры.
7. Тебе поем.
8. Достойно есть.
9. Отче наш.
10. Тайная вечеря (Молитва перед причастием). Д. В. Веневитинов «Сонет».
И. Н. Экономнее «Гимн Святому Духу».
C. А. Есенин «Пришествие».
Раздел 10. Храм — Дом Божий.
Тема 10.1. Для чего строят храмы.
Тема 10.2. Откуда взят образ храма.
Тема 10.3. Византийский Крестово-Купольный храм.
Тема 10.4. Древнее культовое зодчество на Руси.
Тема 10.5. Внутреннее устроение храма.
Тема 10.6. Святыни — храмы православного мира.
Тема 10.7. Сорок сороков московских храмов.
Тема 10.8. Храмы Московского Кремля.
Тема 10.9. Православный Санкт-Петербург.
Требования к знаниям:
- знать назначение храма;
- знать разновидности храмов;
- знать, откуда взят образ храма;
- знать, что Священное Писание говорит об устроении скинии (Исх. 25);
- знать самые древние из сохранившихся русских храмов:
- знать устройство Крестово-Купольного храма;
- знать назначение и символическое значение частей храма;
- знать схему расположения храмов на Соборной площади Кремля;
- знать местоположение и историю создания важнейших храмов Санкт-Петербурга.
Требование к умениям:
- уметь по названию храма (по храмовой иконе) определять возможную дату
престольного праздника;
- уметь определять название и назначение отдельных частей храма.
Содержание учебного материала:
10.1. 10.1. Храм — Дом молитвы, Дом Божий и общий дом верующих в Него. Храм как явление общественной жизни россиян. Назначение храма. Разновидности храмов.
10.2. 10.2. Скиния собрания и откровения — образ современного христианского храма. Устройство скинии. Ее строители (Веселиия и Елиав). Глава 25 книги Исход -Священное Писание об устроении скинии. Новые слова и понятия: Исход, Моисей, скиния, святилище, жертвенник всесожжения, алтарь, Святые Святых, ковчег Завета, Весемия и Елиав, талант.
10.3. 10.3. Развитие византийской архитектуры от базилики к Крестово-Купольному храму. Устройство Крестово-Купольного храма. Распространение в Древней Руси Крестово-Купольной архитектурной системы. Схема Крестово-Купольного храма. Разные типы конструкций сводов.
10.4. 10.4. Первые русские храмы. Самые древние из сохранившихся русских храмов. Спасо-Преображенский Собор в Чернигове — придворный храм Мстислава Черниговского (около 1036 года).
Собор Святой Софии в Киеве (около 1037 года).
Собор Святой Софии в Новгороде (1045–1050гг.)
Софийский Собор в Полоцке.
Успенский Собор во Владимире (1158–1185).
Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге.
Спасо-Преображенский Собор в Переяславле-Залесском (1157).
Церковь Святых Бориса и Глеба в Кидекше(1152г.)
Как строились храмы в старину? Виды строительных материалов: дерево, плинфа, природный известняк, известь.
Древнейший деревянный храм Руси — церковь Ризоположения в селе Бородава Вологодской области (1486 год). Шатровая архитектура.
10.5. 10.5 Внутреннее устроение храма. Свод — символ духовного Неба. Символика храма (повторение раннее изученного). Новые слова и понятия: Святая София —Премудрость Божия, культовое зодчество, Святые мученики Борис и Глеб, плинфа, известняк, известь, шатер, Крестово-Купольная система, купол, барабан, закомары, апсида, паперть, притвор, алтарь.
10.6. 10.6. «Сорокá» — староства и благочиния. Глава сорока — поповский староста. Храмы Москвы в 1917 году. Православная Москва сегодня.
10.7. 10.7. Московский Кремль. Патриарший Собор Успения Пресвятой Богородицы. Митрополит Петр и строительство каменного собора при Ивана Калите. Аристотель Фиорованти и новое строительство собора в XVвеке при Иване IIIи Софье Палеолог. Коронации Государей. Обстрел Кремля большевиками в октябре 1917 года. Закрытие собора в 1918 году. Первый молебен после перерыва в Успенском Соборе 13 октября 1989 года, а 23 сентября 1990 года — первая литургия Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1489 год). Повреждение здания при обстреле Кремля большевиками в октябре 1917 года. Ограбление собора в начале 1918 года. Церковь Иоанна Лествичника и колокольня «Иван Великий». Успенская и Филаретовская звонницы. Звон на Пасху 1992 года. Храм Двунадесяти апостолов и Патриаршие палаты. 1682 г. Д. Охлебинин, А. Константинов и А. Макеев. Храм Положения Ризы Божией Матери во Влахерне -домашний храм московских митрополитов 1450 год. Новые слова и понятия: Архистратиг Михаил, усыпальница, Иоанн Лествичник, интронизация, риза.
10.8. 10.8 Свято-Троицкая Александр-Невская Лавра. Древнейшие храмы Лавры —Благовещенская и Федоровская церкви. Самый замечательный храм ансамбля — Свято-Троицкий Собор.
Петропавловский Собор (1733г., Д. Трезини). Сампсониевский собор.
Казанский Кафедральный собор. 1811г. А. Н. Воронихин. Местопребывание чудотворной Казанской иконы Б. М. и праха М. И. Кутузова. Место хранения военных трофеев 1812 года. Живопись лучших русских художников В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, В. К. Шебуева, П. И. Басинв, Ф. А. Бруни, Г. И., Угрюмова, К. П. Брюллова и др. Владимирский Собор (1783 г., возможно - А. Ринальди). Ежегодно — панихиды по Ф. М. Достоевскому.
Монастыри Санкт-Петербурга: Свято-Троицкая Сергиева Пустынь, Новодевичий Воскресенский монастырь, Иоанновский женский монастырь на Карповке. Монастырские подворья.
Федоровский Государев Собор. Построен в 1912 году по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского. Пещерный храм во имя Св. Серафима Саровского. Собрание царской семьи в соборе коллекции древнерусских икон.
Использованная литература:
1. Тальберг Н. Д. История Христианской Церкви. М., 2001.
2. Программное обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования для детей. СПб., 2005.
3. Афиногенов Д. Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784 - 847) М., 1997.
4. Лебедев А. П. История разделение Церквей. М., 2005.
5. Древний Патерик. М., 1990
6. Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1991.
7. Прот. С. Слободской. Закон Божий для семьи и школы Репринт. СПб., 1997.
8. Прот. П. Смирнов. История Христианской Православной Церкви. М., 1998.