Конспект занятия для начальных классов
Дружба – это я и ты
Голубева Ирина Львовна,
педагог-организатор ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга
педагог-организатор ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга
- Настрой на урок. Приветствие (2 мин) У нас будет занятие… Речевка
- Введение в тему (4 мин.)
Вопросы:
- Почему ты его называешь друг, а не знакомый, сосед, одноклассник?
- Чем отличаются дружеские отношения от соседских, деловых и других?
- Показ 1 слайда презентации
4. Дискуссия «Кто может быть другом?» (4 мин.)
Родители? Вещи? Предметы? Животные? Почему вы так думаете? Дети высказывают свое мнение.
Вывод: Люди и животные могут быть друзьями, но не предметы.
Учитель « Вот история о дружбе, которая пришла к нам сквозь века».
5. Слайд 2
На экране изображение Юлия Цезаря.
Учитель задает вопрос «Ребята, вы знаете, кто это такой?»
- Это - император великого Рима. Его тоже называли великим за его мудрость.
6. Инсценировка притчи. (10 мин.)
- Вызываются желающие быть в роли артистов.
- Учитель исполняет роль ведущего.
Текст притчи:
У императора был лекарь, которого он считал своим другом и полностью доверял. Он сам готовил Цезарю лекарства и приносил ему. Однажды слуга вручил императору анонимную записку, в которой было написано: «Остерегайся своего лекаря. Он хочет тебя отравить». В это время вошел лекарь, держа в руке флакон со снадобьем. Цезарь стал читать ему записку. Лекарь растерянно смотрел на него. Текст еще не закончился, когда император взял из рук лекаря снадобье и выпил его. Затем он объяснил свое поведение.
- Вопрос для обсуждения «Как вы думаете, что сказал Цезарь?»
Дети предлагают свои варианты ответов.
- Учитель зачитывает оригинальный текст
«Лучше умереть, чем сомневаться в своем друге»
Вопрос: Как называется качество, которое позволило Цезарю не сомневаться в своем друге? (верность)
Вопрос: «А какие еще качества есть у друга?»
7. Слайд 3 Качества способствующие развитию дружеских отношений
(искренность, сочувствие, умение слушать, интерес, правдивость, готовность приходить на помощь, прощение, умение хранить секреты, признавать свои ошибки и т. д.)
Добавьте список. Дети пишут в рабочем листке или на доске еще 2-3качества и последовательно называют их (5мин.)
8. Игра «Повернитесь в одну сторону» (5 мин.)
Цель – увидеть, насколько ты можешь почувствовать желание своего друга, настроиться с ним «на одну волну».
Учитель просит встать детей парами спиной к спине. На счет «три» они должны повернуть головы в одну сторону. Даются 3 попытки.
9. Игра «Знаю ли я своего друга?» (5 мин.)
Цель игры: проверить на опыте, насколько ты знаешь своего друга.
Вызываются двое. Один из игроков стоит лицом к классу. Ему задают вопрос о его друге. Второй участник пишет ответы на доске. Когда ответ написан, участник, стоящий лицом к классу, дает свой ответ. Ученики видят, сравнивают, совпали ответы или нет. Варианты вопросов: какое животное есть у твоего друга? Каким спортом он увлекается? Какое блюдо любит больше, есть ли у него брат или сестра, на каком этаже он живет?….и т. д.
10. История «Как друг помог мне в трудную минуту» (5 мин.)
11. Выводы (5 мин.)
Взаимное уважение, бескорыстие, преданность, доверие – основа дружбы Дружба – настоящая ценность, важная составляющая нравственного здоровья человека. Ее нужно беречь. Для этого необходимо развивать в себе чуткость, внимательность, доброжелательность, честность, умение слушать, искренность.
12. Рефлексия. Что на уроке мне понравилось (запомнилось) больше всего?
Список используемой литературы
1. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. – М: Совершенство, 1997
2. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М: АРКТИ, 2008
3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой
и с другими: Тренинг толерантности для детей. – М: Генезис, 2001
4. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры
и упражнения для детей школьного возраста. – М: Генезис, 2005.
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1 – 4 классы). – М: Генезис, 2006.
6. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Психотерапия, Апрель-Пресс, 2007.
7. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.
8. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам» Сборник методических материалов. Под редакцией Майоровой Н.П. СПб., Образование-Культура, 2002