Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание духовно-нравственных ценностей подростков
15 – 16 лет в образовательных учреждениях

Борисова Валентина Михайловна,
социальный педагог ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга
             В концепции «Наша новая школа» перед педагогами поставлена задача воспитания гармонично развитого ребенка. Интеллектуальное развитие, школьные дисциплины помогают учащемуся стать успешным, конкурентоспособным. Но знание само по себе не делает его обладателя счастливым. Нужно, чтобы приобретенные знания ребенок хотел и умел применять с пользой для себя и общества. Таким образом, каждому ребенку  помимо развития ума (интеллекта, памяти, процессов мышления), необходимо духовное образование, воспитание души, сердца, нравственности. Ведущая роль в этом принадлежит семье. «Семья – спасение нашего будущего» - говорил А.И. Солженицын.
 И по результатам опроса Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), 1 место среди ценностей, значимых для молодежи, занимают любовь и семья.
 Трудно переоценить значение семьи. Все хорошее в человеке берет начало в семье. В семье мы учимся любви, бескорыстию, доброте умению слушать, понимать, делить беды и радость, становимся мудрее.
 «Мы должны помнить, что любовь начинается с дома, с семьи и именно в семье рождается будущее человечества. Это будущее – дети. Мир на Земле начинается с любви к детям» Семья берет с первых дней жизни ребенка на себя заботу о его здоровье и воспитании, защищает от жизненных трудностей.
Но общество находится в кризисе, и институт семьи тоже. По данным Минздравсоцразвития за 2017 год, статистика такова, что в нашей стране 65-70 тысяч детей в год становятся социальными сиротами. Общее количество безнадзорных детей, которые лишь ночуют дома, а днем остаются бесконтрольными, около 2-х миллионов. Точная цифра неизвестна. 1 миллион – беспризорники, 654 тыс. детей остались без попечения родителей. Депутаты вынуждены обсуждать возможности снижения возраста привлечения к уголовной ответственности детей моложе 14 лет.  Данная мера обусловлена тем, что растет число тяжких преступлений, совершенными детьми – убийствами, в том числе с особой жестокостью, нанесением тяжких телесных повреждений.
Современный мир похож на хаос, в котором смешаны воедино добро и зло, невозможно определить, что хорошо, а что плохо. Во многих семьях снижен авторитет отца. Это приводит к смешению и неопределенности ролей в семье, негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Число разводов перешло рубеж 50%, а в некоторых городах доходит до 80%. Дети дезориентированы, все больше дистанцируются от правильных норм, копируя деформированную модель поведения взрослых в семье. Это усугубляет проблемы семьи и общества.
Как создать гармоничную семью, построить отношения, которые смогут существовать долго? 
 Поскольку у многих детей нет опыта проживания в благополучной семье, им нужна информация о принципах построения взаимоотношений в гармоничной семье, уровне культуры, традициях, перспективах, которые она открывает для каждого члена семьи. Важно прививать детям культуру семейных отношений, возродить модель семьи с главой – отцом, формировать установку на устойчивость брака.
Возникает потребность в поиске и разработке таких программ, которые интересны и эффективны в работе с детьми, способствуя здоровому образу жизни личности, ее внутренней гармонии и гармонизации отношений с внешним миром. Ведь в недалеком будущем юношам и девушкам предстоит создать свои семьи. И какими будут эти семьи, зависит от многих составляющих, в том числе и от того, какие нравственные ценности будут почитаемы в них, каким заповедям будут следовать члены семьи                                                                                      
Подготовка подростков к будущей семейной жизни в современном обществе наиболее актуальна. Следует способствовать развитию и воспитанию подростков в рамках своего пола, усвоению личностью определенных стандартов нравственного поведения. Данные тематические занятия способствуют стремлению подростков 15 – 16 лет делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Занятия не должны носить назидательную форму и предусматривает групповую работу с использованием активных форм и методов обучения. Это анкетирование, тестирование, работа в малых группах, ролевые, психологические игры и упражнения, ведение диалога, творческие задания.
Изложение теоретических понятий осуществляется таким образом, чтобы они были созвучны русской культуре, соотносились с установками, нормами общечеловеческих ценностей. В преподавании недопустимы формализм, назидательность, категоричность, т.к. мир семейных отношений затрагивает сферу интимных чувств человека. Успех бесед во многом зависит от настроения учителя во время урока, педагогического   такта, доверительности, искренности, строгого соблюдения этических норм,
Перед тем как начинать работу с группой, проходит предварительная беседа с будущими участниками для рассказа об основных целях и задачах, режиме работы в группе, которая подчиняется четким правилам. Проводится психодиагностическое обследование: методика «Самооценка» для возможности судить об уровне притязаний учащегося.
            Занятия ведут два специалиста, что повышает качество ведения занятий за счет возможности взаимного контроля информации, получения более полной и объективной картины происходящего. Это могут быть социальный педагог, педагог- психолог, классный руководитель, другие педагоги с необходимым уровнем квалификации, одной из главных задач которых является создание атмосферы непринужденности и заинтересованности для ведения откровенного обмена мнениями. При этом учащиеся могут высказывать и несогласие с некоторыми утверждениями и оценками.
Содержание занятий выстроено таким образом, чтобы охватить все фазы семейной жизни.
Первая тема «Семья и семейные взаимоотношения» позволяет оценить роль семьи в жизни только что родившегося человека. Какова структура семьи? Какие функции выполняет семья на первом этапе жизни?  Всегда ли семья – только кровные узы или это необязательно?
Следующая тема «Межличностные отношения между юношами и девушками» рассматривает проблемы подросткового возраста. И в ней важен вывод, что, предъявляя требования к своему избраннику, следует самому соответствовать этим требованиям. Но вот выбор сделан, молодые переходят в фазу семейной жизни. Что такое готовность к браку и нужно ли к нему готовиться? Если - да, то чему в первую очередь? Что отличает понятия «Способность к браку и готовность к браку»?
 Почему семьи бывают счастливыми и несчастливыми? Каким духовным содержанием нужно наполнить дом, чтобы он стал местом, где каждому уютно и спокойно? От чего зависит счастье семьи? Рецептов счастья нет, так как лю­бовь и семья - это особый вид творчества. Семья дает универсальный опыт че­ловеческого общения, если, конечно, к этому опыту относиться осознанно и от­ветственно.
От чего зависит счастье семьи? Как распределять домашние обязанности? Как формируется бюджет? Что несет в себе рождение и воспитание детей? Каковы последствия ранних браков? На эти и многие другие вопросы отвечает тема курса «Брак. Роль мужчины и женщины в семье». Мир семейных отношений затрагивает сферу интимных чувств человека, поэтому учитывая наличие учащихся из неполных и неблагополучных семей, беседа о роли родителей в семье ведется осмотрительно и тактично, акцентируется внимание на том, что помощниками в укреплении семьи могут стать они сами – подросшие дети.
Четвертая тема «Конфликты в семье и способы их решения» рассматривает понятие «конфликт» как нормальную часть семейной жизни, так как мужчина и женщина – 2 разных мира. Умение не затягивать конфликт, владение элементарными знаниями и техниками конструктивных путей выхода из конфликта поможет в трудных ситуациях.
Тема «Свобода и ответственность. Закон о семье» учит делать осознанный выбор и нести за него ответственность, информирует о статьях закона, защищающих семью и требованиях, которые Семейный кодекс РФ предъявляет к родителям.  
Завершает курс тема «Семья в современном обществе», изучая которую подростки рассматривают особенности семьи на современном этапе, плюсы и минусы распространенного в наше время гражданского брака, влияние миграционных процессов, статистику детской безнадзорности и выявление ее причин.
На заключительном занятии проводится итоговое анкетирование по всем темам курса, обсуждается, что понравилось, что особенно запомнилось, какая тема показалась более важной, какая требует продолжения и как можно использовать полученные знания в жизни.
Результативность проведения занятий  отслеживалась с помощью анкетирования и устных отзывов учащихся. На различных этапах работы участникам предлагалось рассказать о том, что им понравилось или не понравилось на занятиях, какие темы для них оказались более важными, и как они будут использовать данные навыки в своей жизни. Подростки проявили заинтересованность, активно участвовали во всех формах занятий, но особенно им нравились ролевые игры, просмотр видеосюжетов, тестирование, дискуссии. Подавляющее большинство ответило на вопрос: «Какая тема была особенно актуальной, интересной?» - «Межличностные отношения между юношами и девушками». Не удивительно, ведь именно в этой возрастной категории они и находятся. Ребят волнуют многие моменты межличностных отношений. «Почему девушки интересуются прежде всего юношами «при деньгах», как познакомиться с девушкой, почему девушки «вдруг исчезают», хотя казалось бы, для этого нет причин. Девушки хотели бы видеть молодых людей более целеустремленными  и менее грубыми. Дети выражали желание продолжать занятия, мотивируя, что беседы о семье «помогают им раскрыть себя, разобраться во многих вопросах, которые интересны и актуальны». В процессе работы обращает на себя внимание то, что учащиеся получили возможность осмыслить по-новому для себя  роль родителей. Они поняли, как нелегко им приходится. Из итогового анкетирования:
Вопрос: «Являются ли родители для тебя примером? В чем именно?» Ответ: «Роль моей мамы в моем становлении очень значительна. Воспитание я получил дома благодаря ей. Мама мне много читала, учила, как поступать в трудную минуту. Учила доброте, справедливости. Но вместе с тем я всегда имел относительную свободу действий, и благодаря этому у меня рано начало формироваться собственное мнение, своя точка зрения. У меня довольно бы­стро развились интересы, вкусы, и, конечно, самостоятельность. Когда я вырасту, я тоже хотел бы стать хорошим родителем».
Вопрос: «Испытываете ли вы потребность в общении с родителями?»
Ответ: «Да, я испытываю такую потребность. Особенно с мамой. Я не пред­ставляю себе жизни без откровенных разговоров с мамой или без разговоров по вечерам за семейным ужином. По знаку зодиака мне свойственно одиночество, и я его действительно люблю. Но порой я просто не могу держать в себе эмо­ции, новости — и мне хочется поделиться ими с родителями. Для меня мама близкая подруга, с которой можно поговорить о чем угодно и получить добрый совет. Мне очень хочется, чтобы и с папой у меня складывались такие же от­ношения»
Разбирая тему  «Брак.  Роль мужчины и женщины в семье», подростки в процессе групповой работы получили возможность побывать в роли «родителей» и взглянуть на семейную жизнь глазами взрослых. Вот некоторые выводы. «Быть родителем нелегко. Иногда дети не хотят слушать и понимать их точку зрения, настаивают на своем, хотя не все желания следует осуществлять».
Когда разбирались причины разводов, одна девушка сказала, что это может быть болезнь супруга. Наводит на размышления. Как же «вместе и в горе, и в радости?».
В чем цель супружества? Должно ли оно удовлетворять наши нужды? «Если ты наполнишь доверху корзину моих потребностей, я наполню твою». Это не так. Цель супружеских отношений не в том, чтобы найти того, кто бы наполнил твою корзину, а в том, чтобы поделиться, быть дающими. Не что бы я мог взять, а что я могу дать?  Искреннее доброжелательное общение – вот величайший подарок, который вы можете предложить друг другу. Усилия, прилагаемые к тому, чтобы понять, наладить общение, прощать, не торопиться высказывать неодобрение – вот что связывает отношения воедино. Брак – уникальная возможность учиться безусловной любви всю жизнь Мои выводы – подростки стали более прагматичными, требовательнее к другим, а не к себе. А поскольку они находятся в возрасте поиска себя, определения своих жизненных ценностей, то самое время активно влиять на этот процесс.
Подростки проявляют устойчивый интерес к теме «Семья» - это вселяет надежду на правильный курс Программы в укреплении традиционных семейных ценностей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»