Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
Никулина Олеся Евгеньевна
Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.
Его средствами решаются следующие задачи:
- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
- воспитание любви к своей малой Родине, чувства гордости за своих земляков;
- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
- формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим или политическим событиям.
Духовный человек -  это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки: добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Уроки истории позволяют развивать способность у учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами, формирует у учащегося культурологические представления о мире и человеке.
исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем ,влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую, нравственную, духовную культуру и в конечном счете на самовоспитание учеников.
 Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но  ни в коем случае не навязывающей свои ценности. О роли  учителя в деле духовна нравственного просвещения, рассуждает историк   А. Гуревич. По его мнению, педагог- историк должен:
1)развивать в ученике собственное самосознание;
       2)научить понимать ученика историческую изменчивость человека;
      3)показать ученикам. Что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и   уникальной в своем роде.
Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок организовывается таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ ( выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития личности и общества. В ходе социално значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответсвенность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик ставит перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом, у ребенка должен возникнуть личный интерес.
Проблемный подход стимулирует активную познавательную деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в сложных ситуациях, что, несрмненно, отразиться на гражданской позиции школьников.

Задачи учителя истории:

1.  Дать работу душе ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках, как компас, открыл дорогу собственному опыту жизни, провел ученика по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего времени и своих жизней.

2. Задача учителя любить историю, которую ты преподаёшь, и любить тех, кому ты её преподаёшь.

3. Воспитывать историей - это значит решать судьбу не только одного человека, но и державы в целом.

4. Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.

5. Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой.

6. Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.

7.Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые ты изучаешь.

8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.

9. Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.

10.Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.

11.Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.

Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.  

 Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.

   Наиболее легко формировать у школьников чувство патриотизма, прививать любовь к Родине, знакомить с общечеловеческими ценностями и культурой на примере конкретных исторических сведений, жизни ярких исторических личностей. Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.

Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.

 

Всем известно что самый благодатный материал по патриотическому, духовно- нравственному воспитанию содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы нужно создать определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. На уроках я использую  кино, видео и мультимедийная продукция, грамзаписи песни «Священная война», стихи, посвященные военной теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации.

Богатейший иллюстративный материал, документы, музыка могут сделать эти уроки важнейшими с точки зрения формирования гражданственности и патриотизма. Когда ученики видят кадры немецкой военной кинохроники с весело марширующими по советской земле немецкими солдатами, звучит бодрый немецкий марш, а через несколько секунд - кадры наших разбомбленных городов, и мать, рыдающую над телом убитого ребёнка, это способно заменить десятки лекций о том, что нужно любить и беречь свою Родину.

В своей работе по патриотическому воспитанию каждый учитель имеет возможность использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Таким образом, такой предмет, как история, играет большую роль в формировании системы духовно- нравственных ценностей обучающихся.

На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры, учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина.


Учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором  строятся ценности той или иной цивилизации. Такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а ее оценка.
Воспитание историей – это на мой взгляд главная составляющая воспитания духовно – нравственных качеств учеников.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»