Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Уроки человечности

(из опыта работы классного руководителя)
Осокина Нина Викторовна,
учитель биологии и географии

ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
          В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.
          Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» – активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе признания иного.
        Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. В моём арсенале воспитателя нет каких-то новых методов, да и выпусков в лицее у меня было только три. Но для каждого из них приходилось выбирать своё направление в воспитательной работе. Как все классные руководители я использовала следующие направления работы: использование произведений художественной литературы  и кинофильмов, посещение музеев и храмов различных религиозных конфессий, посещение краеведческих и других музеев, различных культурных национальных центров, театров, выставок, организовывала диалоговые формы общении, такие как диспуты, дебаты на выбранные темы, я использовала этнографические знания учащихся о происхождении народов, с представителями которых они учатся; путешествия за границы нашей страны, многочисленные экскурсии по городу и пригородам;  одним из главных направлений воспитательной работы всегда являлось патриотическое воспитание, а также постоянная работа с родителями.
          Если говорить о классных коллективах, то особенно интересным был 5-2 класс 2004 года. Класс многонациональный: русские, украинцы, евреи, аварка, азербайджанец, дагестанец и …Дон-Жени Ронислав Экоэбве, мать которого белоруска, а отец – камерунец. Мальчик же всегда считал и считает себя русским.  Проанализировав ситуацию, пришлось искать эффективные формы  воспитания у детей культуры межнационального общения, определять конкретное содержание воспитательной работы.
        В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. 
        Формирование таких  качеств,  как  признание  человеком другого,  принятие,  понимание  облегчило  бы  решение  проблемы  воспитания толерантности.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которые создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры достоинства, самовыражения личности.
            В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, в частности, через опыт и пример родных и близких людей, а также окружающих людей. Значительными возможностями в воспитании толерантности располагает учебный процесс. У меня, как учителя-предметника, всегда была такая возможность: на уроках географии мы знакомились с  различными странами или регионами нашей Родины, а затем на классных часах пели и  танцевали, рассказывали сказки разных народов.
            Педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.  Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом.
            В нашем лицее существует такой феномен, как военно-патриотическая игра  «Зарница». Надо сказать, что в одном из моих воспитательских классов, в котором несколько отцов прошли Афганистан, половина класса занималась военно-патриотической игрой; зарничный отряд, в который входили мои дети, был победителем соревнований по Северо-Западу России,  а во втором выпуске  один из учащихся - Юрий Котов, с медалью окончивший нашу школу в 2016 году, – награждённый грамотой «Юный патриот России», также на протяжении многих лет был «зарничником».
      Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык.
Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.
Прекрасным доказательством  этого, а также того, что все люди одинаково значимы, показала поездка нашего класса  в Финляндию и Швецию. В Швеции мои дети познакомились с ребятами разных национальностей, живущими  в Стокгольме. Общение проходило на немецком языке, т.к. дети учились при кирхе Святой Екатерины и по-английски понимали плохо: выручило знание второго языка.
            Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции.  В 2008 году в нашем городе прошёл первый Молодёжный фестиваль «Культурной столице – культуру мира». Наш класс в нём принял активное участие, не могу сказать, что очень успешно для лицея, но очень полезно для детей. В рамках фестиваля мы с детьми побывали в храмах всех религиозных конфессий города. Дети очень гордились своими знаниями о создателях храмов, умением вести себя с представителями разных религий. В том же  году появилось в моих воспитательных планах ещё одно направление работы, о котором мне бы хотелось рассказать подробнее: мы  с детьми  побывали в Доме еврейской культуры, где впервые с нами заговорили о Холокосте.
            Знакомство с этой горькой темой продолжилось, когда наш класс пригласили в библиотеку Маяковского для знакомства с книгой «Поиск», изданной при поддержке дома – музея Анны Франк, по свидетельству моих коллег, самая большая очередь среди музеев Амстердама именно в этот музей. Долго дети обсуждали всё, что увидели и услышали на этой встрече. Поэтому, когда поступило приглашение в ЕСОД на Фестиваль толерантности, проводимый Еврейской благотворительной организацией «Ева», которая находится в Доме Еврейской культуры, мы туда и отправились. Не думайте, что всё было безоблачно, ведь бытовая нетерпимость имеет место, вот один из учеников наотрез отказался идти к «евреям», как он выразился… Первый для нас фестиваль 2012 года был посвящён   искусству Холокоста. Это нужно было видеть, с каким интересом ребята рассматривали рисунки погибших в гетто детей, прикасались к их сохранившимся игрушкам. Но ещё большее потрясение ожидало нас при встрече с теми детьми, которые выжили в жутких условиях  и выросли. Вопросов к ним было море, а ответы выслушивали с мокрыми от слёз глазами. А потом был спектакль о двух маленьких девочках, оставшихся на улице, без родителей. И весь мир ненавидит крошек. После спектакля долго молчали, а потом вопрос: «Почему их называли жидята?» Долго говорили о том страшном времени, разбирались, анализировали.  Важно, что в ходе обсуждения дети приходят к следующим выводам: никто и никогда не решил какой-либо вопрос насилием!
              Фестиваль 2013 года был посвящён 135-летию Яноша Корчака. Спектакль. Казалось, что от слов самого Корчака, а в основу спектакля были положены его произведения, разорвётся сердце, у меня был страх, что дети просто не вынесут душевной боли, заполнившей всё пространство сцены. Вынесли! И вынесли урок человечности и великой доброты, даже святости. После спектакля снова встреча с ветеранами, музыкальный фестиваль, в котором приняли участие музыканты из Украины и Санкт-Петербурга. Перед началом фестиваля наши ученики принимали участие в конкурсе рисунков по мотивам стихов Аллы Айзеншарф, которая шестилетней девочкой скиталась по просторам Украины, по окончании фестиваля посетили выставку детских работ, нашли свои рисунки, ещё раз вспомнили наивные и от этого совершенно ужасающие болью и страхом стихи маленькой Аллочки.    
            На фестивале 2014 года тема «Холокост на территории СССР» пожилой мужчина, рыдая вспоминает, как началась для него война, как рухнул его маленький мир. И вместе с ним плачут мои хулиганистые мальчики, не стесняясь, не вытирая слёз. А затем – щемящий моно-спектакль «Последнее письмо» по роману В. Гроссмана «Жизнь и судьба» в исполнении неповторимой Александры Ислентьевой.
             Последний наш фестиваль - 2015 года «Детский голос из Холокоста». Снова спектакль, на этот раз – великий Бертольт Брехт и его «Жена еврейка». Во время спектакля стоит нереальная тишина, затем – взрыв аплодисментов. Моя ученица Леночка Бабкина, участвовавшая в конкурсе графических работ по дневникам Рутки Ласкер, ещё одной жертвы страшной войны, фотографируется у своей работы, а дети из других школ подходят и голосуют за её работу. Встреча с удивительной Марией Рольникайте, писательницей, которая поставила перед собой задачу прожить как можно дольше, чтобы рассказывать людям об ужасах войны.
            Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин  несовместимости человеческих сообществ. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Мне кажется, что  это направление воспитания толерантности, которое направлено  и на профилактику ксенофобии в обществе, основанное на знакомстве широкой общественности с историей Холокоста, нужно использовать гораздо шире, привлекая родителей. 
            Мероприятия,  в  которых  принимают  участие  родители,  служат   хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка  школы  и семьи,  объединивших  свои  усилия  в  учебном  процессе,  направленном   на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому  многообразию. Целесообразна работа с ветеранами, общение с которыми – настоящая школа патриотизма. Это касается не только ветеранов ВОВ. Я уже говорила о влиянии достаточно молодых родителей, прошедших Афганистан, Чечню и другие «Горячие точки». Именно эти родители, для которых интернационализм был не пустым словом, помогли сплотить детский многонациональный коллектив, объясняя своим детям, что нет никакой разницы между  русским Максом Цветковым, украинцами Колей Бейгулом и Лёшей Герасименко и Дон- Жени Экоэбве. Именно  родители помогали детям понять, что Женя прекрасно танцует, играет на кларнете и учится лучше всех мальчиков в классе ,особенно на уроках английского и немецкого языков и ему не мешает тёмный цвет его кожи, не должен он мешать и другим детям. И ведь всё получилось! Ведь воспитание в духе терпимости должно быть  направлено  на  противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. 
            Таким образом,  мы с родителями  и детьми вместе попытались  решить главную задачу воспитания толерантности: содействовать приобщению детей к культуре толерантности и способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с разными людьми на основе взаимопонимания.
            Все мои дети окончили школу, но не забыли ни лицей, ни меня. Так очень часто бывает в лицее мой дорогой Дон – Жени Экоэбве, он стал мастером спорта РФ, живёт в Финляндии, выступает за сборную Суоми по лёгкой атлетике. Женя на встречах с моими нынешними учениками рассказывает о странах, где  он выступает, тренируется, живёт. Это помогает его младшим товарищам лучше понять, что все мы похожи, всех нас объединяет желание быть счастливыми.
            Бездомная девочка Аллочка Айзеншарф в 1942 году писала: «Кошка бездомная плачет, но кто её слышит...»  Мне кажется, я даже уверена, что мои дети услышат…

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»