Методическая разработка
Духовно-нравственное воспитание
Семенова Светлана Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №43
компенсирующего вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Я работаю воспитателем в средней группе. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта, знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Наша группа – это маленький островок для детей дошкольного возраста. На данный момент в группе воспитывается 15 детей в возрасте 4-х,5-ти лет. Средняя группа напоминает дружную семью, если отношения сложились правильно, то между детьми господствуют забота и взаимопомощь. •Младшие дошкольники усваивают такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо»; учатся быть самостоятельными. •Дети всегда помогают друг другу. у них формируется ответственность, добросовестность. •Каждое утро в группе мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», а в понедельник с приветствия «Утро радостных встреч». Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Для формирования духовно-нравственных качеств детей, мы используем игры, которые учат умению общаться, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям. Нами собрана картотека интересных, увлекательных «Добрых игр», которые знакомят детей с такими понятиями как «добро» и «зло». Народные игры позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе. Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети. Мир ребёнка начинается с его семьи. То, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Еще в XV веке немецкий сатирик Себастьян Брант написал стихотворение, в котором есть такие строки: Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день. Работе с семьями воспитанников мы отводим особую роль. Мы провели: Родительские собрания: «Как быть здоровым душой и телом», «Роль семьи в воспитании детей». Консультации: «Формирование нравственных ценностей», «Воспитание вежливости». Работая по теме «Моя семья», дети получают знания о своём ближайшем окружении. Знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких. Открывают значение пословиц: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй. С отношения ребенка к своей семье, к самым близким людям — к матери, отцу, дедушке, бабушке начинается чувство Родины. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Родина – Россия одна на всех и каждому из нас надо быть ее полезным. К 70-летию Великой Победы в группе оформили уголок «Мы помним». Мы учили с детьми песни, стихи, рисовали рисунки. Общению с природой отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании. Всем известно, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности. А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле. Настоящий огород появился на окне средней группы. Дети принимают участие в работе в цветнике. В процессе труда мы наблюдаем за ростом и развитием растений, определяем их зависимость от внешних факторов, от ухода. В зимний период продолжаем эту работу в группе. Нами реализованы проекты: «Огород на подоконнике», «Лучок на подоконнике», «Чудо – огород». Мы занимаемся выращиванием рассады овощей и цветов. Наблюдаем за ростом и развитием злаковых культур. Особо значимым, для наших воспитанников стало ежегодное активное участие в акции «Сделаем мир чище», «Покормите птиц зимой». В своей работе широко используем все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы. В группе оформлен центр театрализованных представлений. Родители принимают участие в постановке и показе сказок. В школьном музее дети с удовольствием рассматривают национальные костюмы, предметы быта, которые использовали односельчане в прошлых веках. Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей потребность в ознакомлении с культурным наследием. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, угощением блинами. Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас». На Пасху расписываем яйца. Мастерим пасхальные сувениры. В конце недели проводим обсуждение событий произошедших в группе за неделю. Посмотрев менявшееся настроение «человечков», в «Уголке настроения», дети анализируют различные нравственные ситуации, делятся переживаниями, рассказывают о негативных поступках, подсказывают, друг другу как надо было поступить в той или иной ситуацию. Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, мы заботимся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения. Я считаю, что наша работа по духовно – нравственному воспитанию имеет свои результаты. Надеюсь, что в нашей группе дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности. воспитатель ГБДОУ детский сад №43
компенсирующего вида
Выборгского района Санкт-Петербурга