Воспитание нравственности через личность педагога
преподаватель обществознания СПБ ПОУ ГБ Экономический колледж
Как повысить нравственную значимость школьного урока? Ответ на этот вопрос составляет основу данного раздела в обобщении педагогического опыта. С моей точки зрения, не смотря на сложность поставленной задачи на уроке её можно решить практически, действуя в 3-х направлениях: 1) через самого педагога; 2) через саму историю; 3) через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока. Если по каким-то причинам сделать этого нельзя, то любое из выбранных направлений может стать источником нравственного воспитания. В широком смысле учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок по истории стал уроком нравственности, а в узком смысле, задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самоусовершенствования. Сложность данной задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно, в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но эффективность нравственного воспитания столь велика, что это необходимо делать на всем протяжении учебно-воспитательного процесса, так как никто не знает, когда и при каких обстоятельствах ученик проявит свои нравственные задатки. Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в этом разделе. Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с нашей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Вторая часть этой формулы касается в основном возрастно-оценочных методов. Урочная система не сама цель, не идол, которому раболепно поклоняются, она должна пониматься инструментально. Урок должен мыслится, как встреча детей и педагога. Если учащиеся любят своего учителя, то главное, что происходит на уроке это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Учащиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться - все это в тонкостях подмечается детьми. Педагог должен стремится к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Нужно уметь привносить себя в класс. Ошибка многих учителей заключается в том, что, входя в класс, они становятся, как бы другими людьми, изображая того, кем в действительности не являются. А дети должны видеть в своем учителе живого человека. Важно, чтобы слова педагога не расходились с его делами или тем, что преподает учитель. Русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств, ценностей. Ниже предлагается текст памятки учителям, составленной на основе русских педагогических идей, воплощенных в трудах А.Радонежского, К. Победоносцева, С. Рачинского, К. Ушинского, Н. Ильминского. Вот её текст: Учитель, ты делаешь великое дело и нельзя его делать с пренебрежением. Помни, учитель не тот, кто наставляет словом, а тот, кто учит делом. Многие учат, но не у всех учатся. Плодотворно то образование, которое не только развивает ум, но и облагораживает сердце. Настоящее учение совершается тогда, когда ученик понимает, для чего он учится. Помни, учитель: то, что есть в ученике — важнее всего, то необходимо и развивать. Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Будь внимателен к ошибкам ученика, через них можно понять, что умеет ученик, к чему он способен и что может расти в нем дальше. Дело учителя - дать работу уму, сердцу, воле, умению каждого ученика и вслед за этим требовать добросовестного исполнения работы, какую способен понять и сделать ученик. Учитель знает, что ученик глубже своего сознания, проницательней своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума. А вот как выглядят педагогические заповеди В. А. Сухомлинского для достижения положительных результатов на уроке. Вот некоторые из них: Береги, щади неприкосновенность, уязвимость каждого человека. Знай, что твое неразумное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом – значит, самому быть безнравственным. Большое зло уничтожать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пылинкой». Дорогим для тебя должно стать не «моё», а «наше», т. е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности. Третья памятка составлена на основе трудов А. Макаренко, С. Шацкого, Я. Корчака и В. Сухомлинского и отражает совокупность поощрений и наказаний, которые использует учитель в своей деятельности. Вот каковы её положения: 1. Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе 2. Использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждениями и организации жизни и деятельности детей. 3. Ведущим может быть метод поощрения, вспомогательный - наказания. Поощрения и наказания должны быть индивидуальными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию. Имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания не могут быть применены (нельзя наказывать, если ученик осознал свою ошибку). Наказание должно происходить по следующей формуле: «наказываю тебя не потому, что ненавижу, а потому, что люблю». Следующая памятка адресована учителям истории и носит, как и все вышеизложенные, рекомендательный характер. Составлена она на основе педагогического опыта различных воспитательных систем, учитывая нравственное содержание педагогического процесса.