Русский калейдоскоп
Омельчук Людмила Анатольевна
Цель: Формирование уважения к русской культуре. Создание условия для воспитания патриота и гражданина своей страны, творческой личности на основе пробуждения интереса к национальным традициям и творчеству народных умельцев. Воспитание интереса к своим корням к истокам народного творчества.
Задачи:
ØВоспитывать уважение к труду народных мастеров.
ØРасширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
ØРазвивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка.
Развивать эстетический вкус на основе знакомства с шедеврами работ известных мастеров; через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление; умение видеть и понимать прекрасное.
ØВоспитывать у учащихся гордость и уважение за развитие народных художественных промыслов в России, за творческие работы мастеров, чьи шедевры стали частью мировой культуры, прививать любовь к народным художественным промыслам.
ØПриобщать детей к культурному наследию своего народа.
Участники: ученики 3 класса
Место проведения: школа - класс
Оснащение:
Компьютер, проектор, экран, презентация: «Русский калейдоскоп», раскраска, «Народные промыслы», цветные карандаши.
запись со спокойной плавной мелодией, детские работы,различные элементы росписи (иллюстрации хохломской росписи семеновской, с изделиями дымковских мастеров, с филимоноской игрушкой.)
Ход занятия.
(девочки в нарядных сарафанах)
Часть I- Вводная.
Ведущая: Здравствуйте, ребята. Красота – рядом с нами. Стоит только посмотреть вокруг и присмотреться внимательно. Вот так и русские умельцы на Руси находили красоту в окружающей нас природе, то травинка понравится то цветочек. И свои впечатления отражали мастера в своих изделиях. Радовали изделия глаз, веселили душу, украшали быт. Вот и мы с вами ребята давайте представим себе, что мы в городе мастеров. (Тихо звучит музыка). Закроем глаза. И представим, что перед нами красочные домики с резными наличниками расписными ставнями очень красивый сказочный город похож на цветущий сад.
Часть II– Основная
Ведущая:
Значит, так тому и быть:
Вам пора глаза открыть
Чудо – ларчик перед нами
Мы откроем его с вами.
(На ларце – надпись «Что лежит в нем – узнаете, коль кроссворд разгадаете»)
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ:
1.Как называется роспись, главный элемент которой купавки и розаны?
( Городецкая роспись)
2.Как называется роспись, главный элемент которой листочки ягодки травка?
( Хохломская роспись)
3.Как называется село, где делали красочные веселые игрушки украшенные элементами окружностей волнистых линий и клеточек точками?
(Дымково.)
4.Что городецкие мастера помещали в центре композиций? ( Птица)
5.Кто сочинял былины? (Народ.)
6.Как называется место, где народные умельцы продавали свои красивые и замечательные изделия? (Ярмарка.)
|
Г |
О |
Р |
О |
Д |
Е |
Ц |
К |
А |
Я |
|
Х |
О |
Х |
Л |
О |
М |
С |
К |
А |
Я |
|
|
|
|
Д |
Ы |
М |
К |
О |
В |
О |
|||
|
П |
Т |
И |
Ц |
А |
|
|||||
|
|
Н |
А |
Р |
О |
Д |
|
|
|||
|
Я |
Р |
М |
А |
Р |
К |
А |
|
Ведущая:- Какое слово здесь является ключевым? (ответ детей-Родина.)
- Верно, издавна славилась наша Родина народными умельцами. От отцов – к сыновьям от дедов – к внукам и правнукам передается умение сделать вещь не только для пользы, но и красоты ради. Слово ключ Родина нашли – ларчик открываем. Ой, ребята, сколько здесь писем: из Городца, села Дымково, Хохломы, Семенова и многих других. Да, нам предлагают разгадать загадки!
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой? (Хохлома)
Сказочные кони и сказочные птицы (ГОРОДЕЦ?
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня. (Дымка)
Сине-голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, каждый удивиться.
Чудо на фарфоре – синяя купель. Это называется просто – роспись….(Гжель)
Ах! Эти барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки
Кавалеры наши. (Каргопольская игрушка)
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей. (Филимоновская игрушка)
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается в бока. А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко. Это русская…(Матрешка).
Ведущая:- Ребята, скажите, о чем все загадки? (о народном творчестве). Совершенно верно, о народном творчестве, о Русских умельцах изготавливающих эту красоту.
А сейчас предлагаю отдохнуть немножко, станцевать танец матрешки
«Матрешки» (под музыку музыкального руководителя, мальчики подыгрывают на ложках)
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (Хлопки перед собой)
На ногах сапожки (Поочередно топаем ногами)
Топают матрешки
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (Хлопки перед собой)
На ногах сапожки (Поочередно топаем ногами)
Топают матрешки
Ведущая:Ну а сейчас давайте проверим ваши знания в игре «Исключи лишнее». На слайде презентации представлены картинки с изображением народных художественных промыслов и картинки, к ним не относящиеся. Выберите только те картинки, которые изображают народные художественные промыслы.
Игра «Исключи лишнее»
(Картинки с изображениями: матрешка, вязание на спицах, дымковская игрушка; жостовские подносы, палех, валенки, гжель, выжигание по дереву (ответы детей: лишние картинки-валенки и вязание на спицах).
Ведущая:Ребята, вы были очень внимательны, а сейчас я, вам предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику и перейти к раскраске «Народные художественные промыслы».
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой,
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед, то левой, то правой рукой, с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев)
(Работа учащихся с раскраской и с шаблонами «Народные художественные промыслы».)
-Ведущая: раскрашивая, свои изделия помните о цветах, которые используют мастера при росписи.
Часть III- Заключительная.
Веселые и добрые люди живут в «городе мастеров». Песни у них добрые напевные, а пляски зажигательные. Искусство народное наполнено теплом и радостью. Наше время подошло пора заканчивать наше занятие.
Много нового узнали! Мастерам воздали славу!
Что узнали, не забудем, долго-долго помнить будем.