Литературно-поэтическая викторина
Там, на неведомых дорожках…
Иванова Наталья Геннадьевна
Цель: Познакомить детей с творчеством русского поэта А.С. Пушкина
Задачи:
Социально – коммуникативное развитие
· формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и приобретение опыта сотрудничества;
· углубление приобретенных навыков.
Познавательное развитие
· формирование познавательного интереса;
· развитие воображения;
· повышение интереса и любви к произведениям народного творчества и писателям.
Физическое развитие
· обогащение двигательного опыта у детей.
Речевое развитие
· развивать умение детей читать стихи эмоционально, используя мимику и жесты;
· расширять словарный запас.
Художественно – эстетическое развитие
· эмоционально – нравственное отношение к художественным произведениям;
· обобщение многообразных художественных впечатлений;
· воспитывать в детях чувство к прекрасному.
Предварительная работа
· заучивание стихов А.С. Пушкина;
· знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
· изготовление макета дерева – дуб;
· изготовление макета карета;
· изготовление силуэтов золотых рыбок;
· посещение бала в Елагинском дворце;
· разучивание танцев «Вальс» и «Бесконечный танец»;
· разучивание танца «Золотых рыбок»;
· презентация по сказкам А.С. Пушкина;
· слайды животных: заяц, коза, слон, лиса, лошадь.
Оборудование
· дерево Дуб;
· портреты поэтов;
· силуэты золотых рыбок;
· предметы: зеркало, яблоко, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешке, месяц, бочка, веретено, лук со стрелами, перо лебедя, цепь и т.д.;
· силуэт кареты;
· веера;
· цилиндры (головные уборы);
· картинки с изображением месяца, солнца и ветра;
· разрезные картинки по сказкам А.С. Пушкина.
Ход викторины
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить Великого русского поэта А.С. Пушкина. Уже много лет прошло с его трагической гибели, а творчество его живо в памяти людей. Пушкин жил в нашем городе, любил его, писал о нем стихи. Давайте же и мы сегодня вспомним стихи и сказки А.С. Пушкина.
1. В Петербурге Пушкин жил,
Город этот он любил,
Сам его прекрасно знал,
И о нем стихи писал:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Прошло сто лет, и юный град,
Из тьмы лесов, из топи блат,
Вознесся пышно, горделиво,
Где прежде, финский рыболов,
Один из низких берегов,
Бросал в неведомые воды,
Свой ветхий невод,
2. Ныне там,
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен
Корабли
Толпой со всех концов земли,
К богатым пристаням стремятся,
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно – зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей,
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей.
Пушкина мы любим, знаем,
Никогда не забываем.
В сквере памятник стоит,
И поэт на нас глядит (дети садятся на стульчики)
Ведущий: Был Саша маленьким когда – то,
Любил играть, как вы, ребята,
Любил и петь, и танцевать,
А вечером под сказки засыпать.
А вы ребята любите сказки? Давайте вместе с вами отправимся в сказочную страну. В путь? Посмотрите, какое дерево перед нами, кто узнал, как оно называется?
Дети: Дуб
Ведущий: Да, но дуб необычный. Посмотрите, на нем цепь, русалка, кот, внизу сундук. И этот дуб описал в своей сказке наш великий поэт. Еще раз повторите, какой же это поэт?
Дети: Пушкин
Ведущий: Посмотрите на портреты и выберите портрет Александра Сергеевича (дети выбирают портрет). Ну что ж. Отправляемся в путешествие, но без сказочного заклинания мы не попадем в сказочную страну (письмо у дуба).
Дети:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
Там ступа с Бабою Ягой,
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.
(появляется Кот и Баба Яга)
Баба Яга, Кот:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки.
Я услышал заклинанье,
И к вам пришел без опозданья.
Я, кот ученый, знают все.
А вы, ребята, рады мне?
Дети: Да!
Кот:
К вам я в гости собирался,
С Ягой – бабулей повстречался.
Чтоб было весело в пути,
Решили вместе в сад прийти.
Яга:
Узнали мы, детишки,
Что любите вы книжки,
А скажите, дети, нам
Сказки Пушкина читали вам?
Дети: Да
Кот:
Я сказок много знаю,
И всех вас приглашаю,
По сказкам погулять,
Да с нами поиграть.
Яга:
Путь лежит у нас на взморье,
В страну сказок – Лукоморье.
Игра «Сказочные ворота»
Условия игры: в ворота проходит (а значит, и попадает в сказочную страну) только тот участник, который ответит на вопрос, касающийся А.С. Пушкина. Затем дети делятся на две команды, выбирают себе капитана и название команды.
Баба Яга: Сейчас узнаем, в какой команде самые умные и находчивые ребята, кто из них лучше знает сказки Пушкина. (Обращается к Коту) Кот, ты ведь у нас ученый. Объясни - ка нам, что за листочки на дубе висят.
Кот:
Вот волшебный дуб стоит,
И листвою шелестит.
На нем листочки непростые…
Ведущий: Подскажите нам, какие?
Яга: А вы листок сейчас сорвите, что написано прочтите.
Ну что, ребята, готовы? Команды в сборе?
Кот срывает листок с дуба и читает первое задание.
Ведущий:
Все придумано чудесно,
Наверно, будет интересно.
Со сказками Пушкина,
Встретимся вскоре,
В дремучих лесах,
В небесах и на море.
С ребятами вместе,
По сказкам пройдем
Ответ на вопросы
Мы, знаю, найдем.
Яга:
Вот листочек я срываю,
И внимательно читаю…
Да, листочек не простой.
Здесь вопрос стоит такой:
Отвечайте без подсказки,
Какие знаете вы сказки?
(дети перечисляют сказки, за правильный ответ детям вручается золотая рыбка)
Кот:
Ставим «5» вам за ответы.
Перед вами вот предметы.
Они в сказках все живут,
К какой сказке подойдут?
Игра «Найди то, не знаю что»
Условия игры: членам команд предлагается найти в зале все атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. Предметы спрятаны заранее. Это зеркало, яблоко, невод, рыбка, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь и т.д. После того как все предметы найдены, каждая команда кладет предмет в свою корзину и называет сказку, к которой он относится. Баба Яга и Кот помогают участникам. Команда, набравшая больше предметов, побеждает и получает силуэт золотой рыбки.
Кот:
Все отлично, детвора.
Всем за знания – хвала!
Баба Яга:
Подумаешь, сказки назвали!
Следующий листок сорвите,
Заданье новое прочтите.
Кот:
На вопросы отвечайте,
Нам ответ скорей давайте.
Кот срывает листок и читает второе задание: на телевизоре есть задание и посмотреть, что там спрятано. Команда, набравшая больше баллов, получает силуэт золотой рыбки.
- Как звали жениха царевны из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
Дети: Елисей
- Кто обманул чертей и наказал попа за жадность?
Дети: Балда
- Имя няни Пушкина?
Дети: Арина
- Сын царя Салтана, который спас царевну – лебедь?
Дети: Гвидон
- Про какого героя своей сказки Пушкин писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется,
И кричит: «Кири – ку – ку,
Царствуй, лежа на боку!»
Дети: Петушок
Кот:
Вы, ребята, просто класс!
Проверим знанья еще раз.
Баба Яга:
Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.
Игра «Там, на неведомых дорожках»
Условия игры: команды продвигаются по следам (разложены Бабой Ягой и Котом) к дубу. Наступая на след, ребенок должен назвать любого сказочного героя из произведений А.С. Пушкина.
Баба Яга и Кот помогают им в этом. Побеждает та команда, которая придет к финишу первой, за что и получит силуэт золотой рыбки.
Кот: Молодцы, ребята! Знают произведения великого поэта. Сразу видно, что мамы и папы им много читают. А может быть, вы и сами уже умеете читать?
Яга: Вот еще один листок, нарисован здесь значок.
Ведущий берет листок:
Этот знак какой – то странный,
Словно ключик безымянный.
Кто из вас, ребята, знает,
Что же ключ обозначает?
Дети:
Этот ключик необычный,
Называется – скрипичный.
Ключ скрипичный говорит:
«Это музыка звучит».
Кот: Какой такой ключ? Какую это он дверь открывает? Верно, верно! Этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать на балу под музыку.
Яга: Что такое бал? Чего там делают, на этом балу? Балуются, что ли?
Кот: Ну и дремучая же ты, Баба Яга! Это же надо придумать: балуются! Ребята, объясните бабушке, что такое бал!
Дети объясняют значение слова.
Баба Яга: Ну ладно, просветили старуху! А вот скажите – ка: на чем можно было добраться на бал? И на чем вообще передвигались герои в сказках А.С. Пушкина?
Кот: Ну и глупый вопрос ты задаешь, Баба Яга! Да на чем угодно! На машине, самолете, теплоходе! Тут и автобус сгодится! А на севере это могут быть и сани с собаками, олени с нартами!
Ведущий: Ребята, вы как думаете? Прав ли наш Кот Ученый? Или в этот раз он что – то напутал?
Дети: напутал
Кот: А давайте – ка поиграем.
Игра «Кто, на чем едет»
Условия игры: каждая команда (по очереди) называет вид транспорта, на котором передвигались герои пушкинских произведений: телега, карета, повозка, кибитка, корабль, сани и т.п. Побеждает та команда, которая назовет больше видов транспорта. Поощрение – силуэт золотой рыбки.
Баба Яга: батюшки! Кот, мы же совсем забыли про музыкальную страну, про танец под музыку. Совсем у меня плохая память стала. И не стара я вроде бы: всего 600 лет стукнуло, - а забывать стала такие важные вещи! И вообще – хочу танцы! Хочу на бал! Я вот и принарядилась по такому случаю, новую юбку надела, на ней всего – то 33 дырки, почти новая!
Кот: А ну – ка, давайте прислушаемся!
Звучит музыка, и в зал въезжает карета. Дети рассматривают карету.
Ведущий: Может нам даже удастся попасть на настоящий бал. Достает за каретой веера и цилиндры.
Небольшой урок этикета
Ведущий:
Сегодня предлагаю я
Гостей повеселить, друзья.
Может быть удастся нам,
Попасть на настоящий бал.
Я представляю пышный зал,
Где юный Пушкин танцевал.
Давайте мы туда войдем,
И тоже танцевать начнем.
Кавалеры, все вставайте,
И дам своих вы приглашайте.
Танцуют два танца «Вальс» и «Бесконечный танец»
Кот:
Мы должны признаться вам:
Танец ваш по нраву нам.
Баба яга:
На вопросы отвечали,
Пели, дружно танцевали.
А теперь пришла пора,
Поиграть нам, детвора.
Отгадайте их, ребятки.
Баба Яга срывает с дуба новый лист и объявляет детям следующие задания.
Игра «Сказочные последовательности»
Я загадки достаю,
Что написано, прочту.
В сказке лебедь – царь – девица,
Она волшебница, не птица.
Гвидону в горе помогала,
В кого же князя превращала?
Потерял Гвидон покой:
«Как мне встретится с родней?»
Лебедь стала помогать.
«Будешь ты, мой друг, летать».
Трудно описать пером,
Как летел он … (комаром)
Князь опять бледнел от горя.
Снова мне помеха – море.
Чтобы батюшку обнять,
Должен птицей я летать.
Лебедь слушала в пол - уха,
И превратила князя в …(муху)
В третий раз он в путь собрался,
И с невестой распрощался,
На корабле забился в щель
Мохнатый и пушистый … (шмель).
Ведущий: Все загадки отгадали.
На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросами о своей невесте.
Кот:
Теперь задание такое:
Наверно, очень не простое.
В сундуке моем картинки.
Их расставьте без заминки.
На картинки посмотрите эти,
Их правильно расположите, дети,
Раз царевич Елисей,
Спешил к возлюбленной своей.
По пути кого он встретил,
Кого же первого заметил?
Все вы правильно назвали,
Такого мы не ожидали.
На экране выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят.
Кот: Достаю картинку снова, отвечать мне все готовы?
Дети: Да!
Кот: Кто помог Балде скорей, глупых обхитрить чертей? (лошадь, заяц)
Подвижная игра
Начинается игра, музыкальная она. Игра «Балда и черт»
Яга: Ой, беда, беда, беда.
Кот: Что случилось вдруг, Яга?
Яга:
Картинки показать хотела,
Да сберечь их не успела.
Они рассыпались все. Вот (показ)
Что же делать, умный кот?
Кот: Это горе – не беда, Яге помогут, дети?
Дети: да.
Кот, Яга: И названье той игры – «Картинку быстро собери»
Ведущий: Скажем вместе: раз, два, три – картинку быстро собери!
Игра «Собери картинку»
Кот: Ну, Яга, довольна ты?
Яга:
Ай, да дети – молодцы!
Педагогу нашепчу
Я одно задание.
Пусть персонажей отгадают,
Да покажут знания.
Ведущий: Вызвать родителей и шепнуть, каких персонажей показать. Я представлю персонажей, детям всем в движении.
Яга: Сказки им не отгадать, что – то я в сомнении.
Пантомимы:
- изображает, как старик тянет невод из моря;
- изображает белку, щелкающую орешки;
- изображает Гвидона, натягивающего стрелу;
- изображает Балду, дающего щелчок царю в лоб;
- изображает, как царевна откусывает яблоко и падает;
- изображает царевну - лебедь машущую крыльями.
Кот:
Вы, ребята, просто класс,
Очень рады мы за вас.
А вот еще игра другая…
Ведущий: Нам интересно знать какая?
Кот:
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна Села ждать его одна.
А Балда приговаривал с укоризною:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною»
Ей в приданое дано,
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
Жил старик со своею старухой,
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года!
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет.
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые!
Кот:
Мы скажем сегодня радостно вам,
Ваши ответы понравились нам.
Было приятно всем вместе узнать,
Что знаете сказки вы просто на «Пять».
Баба Яга: Все - все! Хватит! Я знаю, знаю, на какие вопросы они не смогут ответить! Ура! Я придумала: пусть каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках А.С. Пушкина.
Ответ: 33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза старик забрасывал невод в море, 3 раза летал царь Гвидон к царю Салтану и т.д.
Баба Яга: Вот ты, Кот, вроде бы и умный, и ученый, а не догадываешься, что нужно подсчитать золотых рыбок и узнать, какая команда победила.
Переодеть девочек в золотых рыбок.
Яга: И в честь праздника такого, вручить подарки вам готовы. (золотую рыбку).
Танец золотых рыбок
Победила дружба.
Ведущий:
Наши дети из детского сада
Таким подаркам очень рады.
Мы вас все благодарим,
И спасибо говорим!
Кот:
Грустно с вами расставаться,
Но нам пора уже прощаться.
Ведущий:
Вот и от нас рисунки примите,
Нас вспоминайте и не грустите.
Вы приходите почаще все к нам,
Рады ребята в зале гостям.
Кот, Яга:
До свиданья, до свиданья,
Скажем мы вам на прощанье.
Со сказками Пушкина,
Будьте дружны.
Добру они учат.
И всем нам нужны.
Ведущий: