Вечер досуга в подготовительной группе
Весёлые посиделки
Фомичева Лариса Сергеевна
Цель: Воспитывать интерес к народному творчеству.
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
2. Закрепить представления детей о русских народных сказках, пословицах, поговорках, загадках.
3. Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
4. Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов
5. Доставить детям радость.
6. Укреплять детско-родительские отношения
Зал украшен в русском стиле, дети в русских народных костюмах.
Вход под русскую народную мелодию «Ручеёк»
Предварительная работа:
1. Беседы по пословицам: «Своя земля и в кулачке родная», «Хлеб – всему голова», «Маленький труд лучше большого безделья», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
2. Чтение русских народных сказок:
«Снегурочка», «Марья Моревна», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Семь Симеонов», «Финист-Ясный сокол».
3. Выставка рисунков «В гостях у сказки».
4. Отгадывание и заучивание загадок.
5. Разучивание песен, музыкальных игр, частушек.
6. Дидактическая игра «Найди продолжение пословицы».
7. Совместное с родителями посещение игрового занятия «Все по лавочкам сидят…» в Этнографическом музее.
Материал к досугу:
1. Экран, проектор (слайд-презентация).
2. Шапочка ворона.
3. Карточки с вопросами к викторине по русским народным сказкам.
4. Музыкальные инструменты.
Ход досуга:
Ведущая: - Длинными осенними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и млад в какой-нибудь избе на посиделки. На посиделках загадывали друг другу загадки, пели песни, играли в игры, рассказывали сказки. И сегодня мы приглашаем вас на весёлые посиделки. Где песня поется – там весело живётся. Не спеть ли нам песню?
Исполняют песню «Осень золотая» (музыка и слова З. Ротт)
Под музыку дети проходят на стульчики.
Ведущая: Русский народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. В русских сказках, песнях, поговорках высмеиваются белоручки и лентяи, а прославляются люди умелые и трудолюбивые.
Про лентяев на Руси говорили: «Спишь, спишь, и отдохнуть некогда», «Делано наспех, сделано на смех».
А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: 1. Маленький труд лучше большого безделья.
2. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
3. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
4. Судят не по словам, а по делам.
5. Сделал дело – гуляй смело!
6. Делу - время, а потехе – час.
7. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
8. Терпение и труд всё перетрут.
9. Почёт и труд рядом идут.
10. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Мальчики играют на инструментах под мелодию «Во кузнице»
Дети с малых лет помогали взрослым. Как дети помогали взрослым? (помогали носить воду, готовить еду, топить печь, прибирать в избе, помогали выращивать овощи и хлеб, девочки пряли и вязали, а мальчик плели лапти, вырезали деревянную посуду, дети ухаживали за домашними животными).
- Угадайте загадки: (дети загадывают загадки детям и взрослым, а отгадки показываются на экране через проектор)
1. В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе.
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
(печь)
2. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идёт.
(ухват)
3. Стоит толстуха –
Деревянное брюхо.
Железный поясок.
(бочка)
4. Желтенький, маленький,
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок
(веник)
5. Стоит толстячок,
Подбоченив бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
(самовар)
6. Три братца пошли купаться,
Два купаются,
А третий – на берегу дожидается.
(ведра и коромысло)
Музыкальная игра «Ворон»
Ведущая: Главным богатством на Руси был хлеб. Русский народ много придумал пословиц и поговорок о хлебе.
- Доскажите пословицы:
1. Хлеб –всему … (голова)
2. Худ обед, коли … (хлеба нет)
3. Хлеб батюшка, а водица … (матушка)
4. Ржаной хлебушко – калачу ….(дедушка)
- Почему раньше пекли только ржаной хлеб? (ответы детей)
Русский народный хороводный танец «Калина-малина»
Ведущая: Детей из поколения в поколение учили уважать свою семью, мать и отца, свою землю.
1. Уважай отца и мать – будет … (в жизни благодать)
2. Своя земля и в кулачке … (родная)
3. Материнская ласка …(конца не знает)
4. Коли вся семья вместе, так и … (душа на месте)
5. Кто родителей почитает, тот … (вовек не погибает)
Девочки поют частушки
Ведущая: - Как вы думаете, зачем люди сказки сочиняли? (ответы детей)
- Правильно, люди сочиняли сказки, чтобы рассказать своим детям, учили различать добро и зло через сказки. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.
- Как называются слова, которыми обычно начинаются русские народные сказки? (зачин)
- Вспомните зачины в русских народных сказках. («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «На лесной опушке, в маленькой избушке жили-были…»)
- Перед любой сказкой можно рассказать присказку: «Это ещё не сказка, сказка будет впереди».
Летела птичка, птичка-невеличка,
По небу летала, песенки спевала,
Песенки спевала, деток созывала:
-Детки, я скажу вам сказку,
Сказку старинную,
Не короткую, не длинную,
А слушайте, запоминайте,
Ума-разума набирайте …
-Какие концовки бывают в русских народных сказках? («так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают», «я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «тут и сказке коне, а кто слушал – молодец!»)
- Отгадайте из какой сказки эти слова? (Загадывают родители)
1. «Ложись спать: утро вечера мудренее» (Царевна-лягушка)
2. «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом» («Финист-ясный сокол», «Царевна-лягушка»)
3. «Пойдём-ка и мы разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу» («Снегурочка»).
4. «Купи мне, батюшка, пёрышко» («Финист-ясный сокол»)
5. «-Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил – совсем в горле пересохло» («Марья Моревна»)
6. «Брось клубок перед собой, - куда он покатится, туда и ты иди». («Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)
7. «Зверь мой – кот сибирский, а продавать - не продаю на за какие деньги, а коли крепко кому он полюбится, тому подарить – подарю» («Семь Симеонов»)
Ведущая: «А мы играть продолжаем, в круг всех дружно приглашаем!»
Игра с родителями и детьми «Золотые ворота»
Ведущая: Ну и весело на посиделках у нас: песни, шутки, прибаутки, да сказки ручейком льются!
Мы все вместе приглашаем
К нам за стол чайку попить.
Мы за чаем не скучаем –
Есть о чём поговорить!
(чаепитие в группе).
Использованная литература:
1. Л.Б. Фесюкова «В мире добрых пословиц» (беседы по пословицам). Издательство «Кругозор», 2014.
2. И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством (подготовительная группа)», «Детсво-пресс», 2013.
3. «Русские народные песни для детей»/ Составитель К.Л. Обухова, «Детство-пресс», 2012.
4. И. Каплунова, И Новоскальцева «Праздник каждый день» (старшая группа). Издательство «Композитор», СП 2010.