Игра-драматизации по мотивам украинской народной сказки
«Колосок» для детей старшего возраста
Иванова Елена Николаевна
Формировать у детей интерес к театрализованной деятельности, обогащение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Образовательные:
Развивать интонационную выразительность речи, эмоциональность, умение создавать сказочный образ, умение драматизировать сказку с использованием доступных средств выразительности (мимика, жесты, движения).
Совершенствовать умение сочетать слова и действия.
Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию диалогической и монологической речи, совершенствовать звукопроизносительную сторону речи детей.
Развитие музыкальных способностей.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; развивать навык самоорганизации и самоконтроля; развивать произвольное внимание (концентрация, переключаемость) и память.
Действующие лица:
Ведущий, сказочница, петушок, мышата, пчёлки, дети.
Материал:
Игрушки: мышка, петушок, колосок, вёдра, цветочки, метла, колосок, мешок зерна, мешок муки, мяч, музыкальные инструменты, пирожки, костюмы, декорации избы и печки.
Предварительная работа:
Лексическая тема: «Хлеб всему голова», рассматривание колосков пшеницы, иллюстрации на тему «Кто выращивает хлеб», «Что пекут из муки», отгадывание загадок о хлебе и хлебобулочных изделиях, чтение сказки «Колосок», рассматривание иллюстраций к сказке, лепка из теста, рисование.
Ход игры-драматизации:
Ведущая: Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Ребята, а чему учат сказки.
(сказки учат нас добру, учат трудиться, учат как нужно жить, чтобы всем вокруг дружить.)
Все девчонки и мальчишки знаем,
Очень любят книжки,
Любят сказки и загадки.
Сказка спряталась в загадку.
Ну, попробуй отгадать.
Если верной будет отгадка
Сказка к нам придет сейчас.
Загадки:
1.Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. (мышки)
2. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает. (петушок)
3. Вырос в поле дом-
Полон дом зерном. (колосок)
4. Золотист и усат,
В ста карманах сто ребят. (колосок)
Звучит музыка М. Мильмана
Ведущая: Сказку мы сейчас расскажем,
И расскажем, и покажем,
Сказка эта «Колосок»
Знаете её? Молчок!
Тише, дети, не шумите!
Нашу сказку не спугните!
Сказочница: В одной деревушке в маленькой избушке
Жили Петя-петушок- золотой гребешок,
Да мышата-шалуны, балуны.
Вся природа пробуждается
Вместе с солнцем ото сна.
За работу принимаются
Осы, бабочка, пчела.
Пчёлка: Рано, рано мы встаем,
Весь нектар мы соберём.
Танец пчёлок
Под музыку идет петушок и поёт: «КУ-ка-ре-ку!»
Сказочница: И петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Петух: Все давно уже проснулись,
За работу принялись,
Только Круть и Верть
Всё спят и работать не хотят.
Петушок подметает пол, после окончания музыки останавливается и поднимает с пола колосок, рассматривает его.
Петушок: Эй, мышата, глядите, что я нашёл!
Мышата выбегают.
Мышонок: Колосок! Нужно его обмолотить.
Петушок: А кто будет его молотить?
Мышата: Только не я! Только не я! Только не я!
Петушок: Ладно я обмолочу.
Петушок ставит метлу и уходит.
Мышонок: Молотить нам не охота,
Не под силу нам работа,
Пусть молотит наш дружок-
Голосистый петушок!
Мышонок: Помогать мы не желаем,
Лучше в мячик поиграем!
Игра «Передай мяч»
Входит петушок с мешком на плече.
Петушок: Эй, мышата, глядите, сколько я зерна намолотил!
Мышонок: Теперь нужно зерно на мельницу нести! Муку
молоть.
Петушок: А кто понесёт?
Мышата: Только не я! Только не я! Только не мы!
Петушок: Ладно, я снесу зерно на мельницу.
Петушок уходит.
Мышонок: На мельницу, на мельницу
С мешком я не пойду.
Давайте-ка, братишки,
Придумаем игру.
Игра «ПЛЕТЕНЬ» (русская народная)
Входит петушок.
Петушок: Эй, мышата, все сюда! Я муку принёс!
Мышонок: Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь!
Петушок: Ко будет месить?
Мышата: Только не я! Только не я! Только не мы!
Петушок: Видно мне придется.
Сам дровец я наношу,
Сам я тесто замешу,
Сам я печку затоплю,
Пирожки я есть люблю.
Пока петушок хлопочет, мышата бегают по комнате,
Заглядывают в печь, в кастрюли.
Мышата: Скоро-скоро петушок
Испечёт нам пирожок,
А мы готовим ложки,
Ложки-поварёшки.
Игра на музыкальных инструментах
«Ехал казак за Дунай» (украинская народная песня)
Сказочница: Пирожки печёт дружок-
Голосистый петушок.
Испеклись пирожки,
Так румяны, горячи
Только вынул из печи
Как мышата прибежали
Хотя их совсем не звали.
Мышонок: Ох, и проголодался же я! (нюхают)
Мышонок: Ох, и мне есть хочется!
Петушок: Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок?
Мышата: (Громко) Ты нашел!
Петушок: А кто колосок обмолотил?
Мышата: (Потише) Ты молотил!
Петушок: А кто зерно на мельницу носил?
Мышата: (Совсем тихо) Тоже ты!
Петушок: А кто тесто месил? Дрова носил? Пироги кто пёк?
Мышата: (Чуть слышно) Всё ты! Всё ты!
Петушок: А вы что делали?
Сказочница: Стыдно стало мышатам, и решили они просить у петушка прощение.
Мышата: Перестанем мы лениться,
Будем, будем мы трудиться,
Петушок, ты нас прости!
Пирожками угости!
Петушок: Так и быть, я вас прощаю,
Пирожками угощаю.
Ведущая: Но скажу я вам, друзья,
Быть лентяями нельзя!
Пирожки печь научу
И тогда всех угощу!
Логоритмическое упражнение « Печём пироги»
Сказочница: Петушок простил малышек,
Глупых маленьких мышат.
С той поры они на помощь
К петушку всегда спешат.
И теперь в деревне этой
Про мышат такой рассказ:
Прежде вместе потрудитесь,
А потом пускайтесь в пляс.
Песня «К нам гости пришли»
Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен
Сказочница: Петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какие замечательные пирожки на столе. Не зря в народе говорят: «Не трудиться-хлеба не добиться»
Сказочница: Ребята во что мы сегодня с вами играли?
Дети: В сказку «Колосок»
Сказочница: Какой был в сказке петушок?
Дети: Заботливый, трудолюбивый, старательный…
Сказочница: А мышата какие?
Дети: Ленивые, игривые, шаловливые….
Сказочница: А рассказчик, какой был?
Дети: Интересный.
Сказочница: А зрители, какие были?
Дети: Внимательные, воспитанные…
Сказочница: Ребята, получилась у нас сказка?
Дети: Получилась.
Сказочница: Артистами ребята побывали!
Сказку нам показали!
Артисты и зрители-все хороши!
Похлопаем, друг другу от души!
Молодцы ребята! Вы славно потрудились! В завершении нашей сказки примите угощение!