Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вовлечение родителей в музыкальную жизнь ДОУ –
залог повышения уровня развития музыкальных способностей детей

Акатьева Елена Владимировна
В детском саду в течение года, как правило, проводятся много различных праздников и развлечений, где музыкальный руководитель совместно с педагогическим коллективом готовят детей к праздничным утренникам, развлечениям, конкурсам, фестивалям… Основные зрители – это родители дошкольников, а также приглашенные гости. Причин для проявления детско-родительских праздников много, но главная причина – это повышение уровня развития музыкальных способностей детей. Совместные праздники, где родители такие же артисты, дисциплинируют родителей, так как они часто не осознают серьёзность и ответственность проведения музыкальных мероприятий и праздников. Родители заходят вместе с детьми в зал, участвуют в хороводах, танцуют, исполняют индивидуальные танцы, поют песни, играют вместе с детьми на музыкальных инструментах, самостоятельно готовят видео презентации, то есть становятся полноправными участниками этих праздников.
Основная цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство для установления доверительных и партнерских отношений.
Задачи:
  • Повышение общей культуры детей;
  • Повышение компетентности родителей;
  • Гармонизация детско-родительских отношений;
  • Раскрытие перед родителями важных сторон музыкального развития ребенка на каждой возрастной ступени;
  • Приобщение к совместной культурно-досуговой деятельности;
  • Улучшение эмоционально-психологического климата между детьми и взрослыми.
Одной из форм взаимодействия музыкального руководителя с семьёй при поддержке воспитателя группы является родительское собрание. На собраниях необходимо знакомить родителей с темой праздника, с сюжетной линией сценария. Им нужно предлагать принять участие в празднике, то есть исполнить ту или иную роль. Желательно создать инициативную группу родителей, привлекая их к оформлению зала, изготовлению атрибутов, костюмов.
Такая работа даёт свои плоды. Родители сначала, может быть, и не очень охотно, но затем с удовольствием выполняют все просьбы и предложения.
На индивидуальных консультациях, беседах по работе над музыкальным репертуаром праздника необходимо объяснять им как лучше исполнить песенку, танец, прочитать стихотворение. Также с родителями, которые выступают в роли персонажей на утренниках и праздниках, нужно проводить работу по актёрскому мастерству. Хотя среди них есть и такие, дарования, от которых мы сами можем приобрести некий опыт. Ведь самый главный опыт – это общение.
Анкетирование и опросы позволяют в короткие сроки собрать обширный материал по выявлению музыкальных семей. Музыкальному руководителю важно задавать основные вопросы: «Поете ли Вы со своим ребенком дома?», «Умеете ли Вы играть на каком-либо музыкальном инструменте?», «Организуются ли у Вас дома концерты, праздники?» и т.д.
К предварительной подготовке относятся также консультации и в электронном виде на сайте ДОУ. Предлагаются следующие темы: «Как слушать музыку с ребенком? Как долго? Когда?», «Задачи музыкального воспитания в семье», «Музыкальные произведения, рекомендованные для слушания с ребенком», «Организация праздников и развлечение в семье» и т.д.
В работе с родителями хорошие результаты даёт организация проектной деятельности в детском саду.
Основная задача музыкального руководителя и педагогов ДОУ – выйти с инициативой и пробудить желание у родителей к совместному творчеству.
Предлагаю сценарий досуга на осеннюю тематику для старшего дошкольного возраста с участием родителей.
Свидание с Осенью
осенняя фантазия-досуг в потешных русских семейных посиделках
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.
Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство для установления доверительных и партнерских отношений.
Задачи:
  • приобщать детей и их родителей к духовным ценностям русской народной культуры;
  • учить исполнять песни, водить хороводы и выразительно читать стихотворения;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • создать радостное настроение;
  • гармонизировать детско-родительские отношения;
  • развивать чувства успеха;
  • создать дружественную атмосферу детей и взрослых.
Предварительная работа: разучивание песен, стихотворений, считалок, пословиц, игр, загадывание загадок, изготовление поделок, блюд из овощей и фруктов.
Материалы и атрибуты: шапочки для подвижных игр: репы, медведя, петушков, аленький платочек, шапочки героев сказки «Репка», следы, корзинки, лукошки, конфеты.
Оборудование: Фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, проектор, мультимедийный экран.
Действующие лица: две потешницы – родители.
Участники: две команды родителей, две команды детей.
Ход досуга
Под русскую народную мелодию «Светит месяц» входят в зал две потешницы.
1-ая потешница: Здравствуйте, детушки милые!
2-ая потешница: Да люди добрые!
1-ая потешница: Собрались мы здесь позабавиться да потешиться!
2-ая потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!
Вместе обе: Смех Вам да веселье!
1-ая потешница: Порадовала нас осень богатым урожаем, потрудился честной народ, собрал весь урожай, можно и отдохнуть! А чтобы посиделки наши прошли более интересно, зажигательно, давайте придадим им дух соревнований, разобьёмся на две команды, да придумаем название своей команде.
Выбираются и приглашаются на середину зала две команды из родителей, дети тоже делятся на две команды и подходят к родителям.
2-ая потешница: Все наши затеи будут оцениваться баллами. Заработанный балл равен одной конфете. У кого окажется больше конфет к концу посиделок, та команда и будет победительницей. Давайте выберем каждой команде командира.
(выбирают)
1-ая потешница: Команды, поприветствуйте друг друга: можно стихотворениями,  песней, шуткой-прибауткой. Как говорится, кто во что горазд!
Команды приветствуют друг друга.
2-ая потешница: Теперь прошу следить со вниманием – вот вам первое задание! Начинаем наши состязания с загадок для детей: (загадывает загадки детям каждой команды)
1
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья   (осень)
2
Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду – всех до слез доведу!     (лук)
3
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос!    (морковь)
4
Осень в гости к нам пришла и с собою принесла….
Что? Скажите наугад! Ну, конечно….. (листопад)
5
В огороде нашем жил и со всеми он дружил
Хвост – зелененький крючок. Знаю, это…… (кабачок)
6
Я на грядке прорастаю, в огороде всех я знаю,
А укропу я – подружка, как зовут меня?.... (петрушка)
7
Небо сразу потемнело, туча по небу прошла,
Вдруг заплакала она, вокруг землю полила…   (дождь)
8
Редька – старшая сестра, ну а я еще мала.
Угадает даже киска, что зовут меня….  (редиска)
9
В сером небе низко тучи ходят близко,
Закрывают горизонт. Будет дождь. Мы взяли… (зонт)
10
Красный, сочный, вкусный, прочный,
Он растет не тужит, с огурцами дружит.
От чего же до сих пор не сорвали ……(помидор)
1-ая потешница: А теперь разминка для родителей!
Я буду называть два слова из пословицы, а Вам нужно вспомнить и произнести её всю целиком. За каждую угаданную пословицу команда получает один балл.
  1. Труд – пруд (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
  2. Слово – воробей (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
  3. Журавль – синица  (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)
  4. Волк – лес (Волков бояться – в лес не ходить)
  5. Красавица – умница (Дом держится не красавицей, а умницей)
  6. Не храним – плачем (Что имеем – не храним, потерявши – плачем)
  7. Снову – смолоду  (Береги платье снову, а честь – смолоду)
  8. Роток – платок  (На чужой роток не закинешь платок)
 
2-ая потешница: Ну а эта загадка для наших зрителей:
В землю бросишь
Крошку-блошку,
Полежит она немножко
И гляди – уже растет
Самоварчик-корнеплод.    (репа)
Молодцы, всё отгадали верно, (дает по конфете каждой команде). А теперь поиграем в игру «Репка-репонька».
Репка (родитель) сидит в центре, лети с остальными родителями обеих команд идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:
Репка-репонька
Расти крепонька
Не мала, не велика
До мышиного хвоста!
Да!
Дети разбегаются, «репка» их ловит.
2-ая потешница:  Ни одни посиделки на Руси не обходились без веселых игр. Любили добры молодцы и красны девицы веселую игру «Тяни-толкай». В этой игре соревновались две пары в беге.
Соревнование по 2 пары: взрослый и ребенок. Ребенок встает впереди, а взрослый спиной к ребенку. Пары (из каждой команды) бегут до финиша и обратно, затем бегут следующие пары команд и т.д. По окончании соревнования подводится итог и награждение конфетами.
1-ая потешница:
Отдыхать мы мастера,
Любим мы играть с утра,
В догонялки, прятки, салки,
Мяч, велосипед, скакалки.
А еще мы любим петь,
И на сказку посмотреть…
Все вместе дети исполняют песню «Репка», а родители инсценируют ее в масках.
2-ая потешница: Молодцы, а теперь задание родителям: продолжить пословицу об осенних явлениях природы. У кого будет больше правильных ответов, тот и победит в этом конкурсе.
  1. Осенью много рябины….(жди суровой зимы)
  2. Поздний отлет птиц….(к теплой зиме)
  3. Много желудей на дубе…… (к лютой зиме)
  4. Осенью большие муравьиные кучи……(к суровой зиме)
  5. В ноябре комары….. (быть мягкой зиме)
  6. Октябрьский гром…..(бесснежная, короткая зима)
1-ая потешница: Любили на Руси подвижные игры! Взрослые да малые ребятушки часто в лес по грибы да по ягоды ходили. А там частенько можно встретить медведя. Дети нередко изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра «У медведя во бору». Давайте и мы сейчас поиграем в эту игру! Берите лукошки, корзинки, пойдем в лес.
Проводится игра «У медведя во бору», в игре принимают участие и дети, и взрослые.
2-ая потешница:  На улице две курицы с петухом дерутся, две девицы-красавицы смотрят и смеются!
1-ая потешница:  Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Как нам жалко петуха! Следующее соревнование для пап. «Петушиный бой».
Папы из обеих команд парами встают друг против друга на расстоянии 4-5 шагов и изображают дерущихся петухов: прыгают на одной ноге, они стараются толкнуть плечом друг друга. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры.
По окончании соревнования потешницы подводят итог баллами-конфетами.
1-ая потешница:
Сейчас мы немного отдохнем,
Стихотворения прочтем!
Дети читают стихотворения про осень.
1
Кружит последний желтый лист
И землю укрывает
А город скоро станет чист
Всё ветер подметает.
2
Ведь в гости осень к нам идет
За ней - зима седая…
Дожди и холод нам несет.
Но так всегда бывает!
3
Желтой краской кто-то
Выкрасил леса
Стали от чего-то
Ниже небеса
4
Ярче запылали
Кисточки рябин
Все цветы увяли
Лишь свежа полынь
5
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
Папа мне ответил:
- Это осень, друг!
6
Дождик, дождик,
Кап - кап - кап!
Замочи дорожки
Все равно пойдем гулять,
Мама, дай сапожки!
7
Мы по улице идем
Под ногами лужицы
А над нашей головой
Все листочки кружатся!
8
И вправду, осень так прекрасна!
И хризантемы в рост пошли…
Сияют солнышком небесным
Позолотевшие кусты!
1-ая потешница: А теперь приглашаем посоревноваться и больших, и малых.
2-ая потешница: Кто больше вспомнит считалок!
1-ая потешница: Тому и хлопать громче будем!
Проводится конкурс среди команд родителей и детей «Кто больше вспомнит считалок».
Примеры:
-Шла кукушка мимо сети
А за нею идут дети
Кукушата просят пить
Выходи, тебе водить!
-Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Стой подоле
Гляди на поле
Едут там трубачи
Да едят калачи.
-Аты-баты шли солдаты
Аты-баты на базар
Аты-баты что купили?
Аты-баты самовар!
-По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком
Заинька не беги
Вот тебе сапоги
Вот тебе поясок
Не спеши в лесок
Иди к нам в хоровод
Веселить народ.
-Рано-рано мы встаем
Громко сторожа зовем
Сторож, сторож поскорей
Выходи кормить зверей
Потешницы подводят итоги баллами – конфетами.
1-ая потешница: (обращается к девочкам):
А вы, девчата с чем пришли?
На посиделки что вы принесли?
Может ниток клубок?
Может аленький цветок?
Выходит девочка с аленьким платочком и приглашает всех поиграть в игру «Платочек аленький»: под музыка дети встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. Тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. Каждый старается занять свободное место в круге. Кто займет первым свободное место, становится водящим.
2-ая потешница: Ни одни посиделки не обходились без веселых игр, где надо показать свою сообразительность. Такая игра у меня есть. И называется «Фанты».
(обходит играющих и говорит):
Нам прислали 100 рублей
Что хотите – то купите
Черный, белый не берите,
«Да» и «Нет» не говорите!
Проводится игра «Фанты»:
- Вы придете к нам на праздник? (приду)
- Какое платье оденете, белое или черное? (любой цвет, кроме черного и белого)
- Что с Вами, Вы больны? (здоров)
- Что продается в булочной? (хлеб и т.д.)
- Какой хлеб, черный или белый? (круглый)
- Тебе купили новую куртку? (новую)
На вопросы играющие отвечают быстро. При неправильном ответе отдаётся фант. В конце игры, кто остался без фанта, выкупают его: поют песни, хрюкают, прыгают на одной ножке, читают стихотворение и т.д. Кто справляется с заданием быстро и правильно, тот получает балл-конфету для своей команды.
1-ая потешница: А теперь поиграем и свою ловкость покажем! Ведь игра -  дело серьезное. И в игре «Кто быстрее» надо внимательно слушать музыку, и с её окончанием быстро занять свободный стул. Играют дети. Чей ребенок (из какой команды) последний стул займет, та команда и победит.
Проводится игра «Кто быстрее».
2-ая потешница: А сейчас соревнование для мам! И называется оно «Пройди по следу».
Ведущие-потешницы раскидывают нарисованные следы вразнобой для двух колонн мам: то справа, то слева, по посередине и т.д. Мамы стоят в две колонны. Их задача -  пройти по следам до конца как можно быстрее, всем, друг за другом.
1-ая потешница:
Поиграли мы прекрасно,
Быстро, весело и классно!
Только бабушки скучают,
Почему- то не играют…
2-ая потешница: Наши бабушки и прабабушки знали и любили игру «Ручеёк». Давайте и мы с вами поиграем. Здесь правила просты: играющие друг за другом встают парами, берутся за руки и держат их над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к началу ручейка, и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Новая пара пробирается в конец ручейка через коридор, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка.
Проводится игра «Ручеёк».
1-ая потешница: Делу время – потехе час! У нас осталось последнее домашнее задание, и очень вусноеееее!
Команды представляют домашнее задание на тему «Осенняя фантазия» (поделки из природного материала и оригинальные блюда из овощей и фруктов. Потешницы подводят итог поделок и блюд.
2-ая потешница: Время подвести и общий итог. (Объявляют победителей)
Дети и родители встают в один общий круг и исполняют танец под песню «Неразлучные друзья взрослые и дети» группы Непоседы.
1-ая потешница: Ну вот и закончились наши посиделки!
2-ая потешница: И теперь мы всех приглашаем на чаепитие!
 
Используемая литература:
Русские народные праздники в саду, М.Ю.Картушина, Москва, 2007
А у наших у ворот развеселый хоровод, М.А.Михайлова, Ярославль,2001
Русские народные подвижные игры, М.Ф.Литвинова, Моссква, 2006
Тематические загадки для дошкольников, В.П.Гудимов, Москва, 2002
Фольклорные праздники для детей дошкольного возраста, С.И.Мерзлякова Е.Ю.Комалькова, Москва 2001
 
Но на этом не заканчивается работа над праздником или развлечением. Детская, да и взрослая память долго хранит яркие впечатления, которыми богаты тот или иной досуг, утренник. И задача на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те знания, умения и навыки, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети рассказывают, что им понравилось, особо запомнилось, выясняются непонятные моменты, уточняются представления и впечатления о нем. Желательно поместить ответы детей на стенд для родителей.
Таким образом, подобные мероприятия сближают детей и взрослых, воспитывают у детей уважение к старшим, делают более прочными связи «детский сад – родитель», «родитель – ребёнок». Любой совместный утренник или досуг позволяет родителям увидеть проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, пробовать разные подходы, увидеть, как это делают другие. То есть родители приобретают опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родителями других детей.
 

 
Музыкальный руководитель ГБДОУ Детский сад №8
Кировского района  г.Санкт-Петербурга
Акатьева Елена Владимировна

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»