Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Соломянина Валентина Владимировна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №18
детский сад комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
музыкальный руководитель ГБДОУ №18
детский сад комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность проблемы
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится очень актуальной в наше время. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям. И родной дом, двор и детский сад и родная природа – всё это Родина. Богатейшим полем для развития нравственно – патриотических чувств ребенка является музыка! Слушая классическую музыку, дети учатся доброте, душевной тонкости. О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственно – патриотических качеств человека, знали еще древние. Пифагорцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов, силой, которая очищает душу человека. Мысль Платона развил Аристотель: «Что музыка влияет на моральные качества: песни Олимпа наполняли душу энтузиазмом. Большое значение правильному музыкальному воспитанию предавали и в Древнем Китае. В представлении Древних китайцев музыка была символом порядка и цивилизации. Музыка не только помогает воспитанию чуткости, но и развивает мужские качества: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: «Музыка должна высекать огонь из мужественной души». В истории немало ярких примеров воздействия музыки. В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И здесь, конечно, вспоминается знаменитая песня А. Александрова «Вставай, страна огромная». В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к нравственно – патриотическому воспитанию. Это 9 Мая – День победы, 23 февраля – День защитников Отечества, 11 октября – День Башкирии. Осенние, весенние праздники, через которые детям прививается любовь к природе, а также народные праздники и развлечения «Масленица», «Святки». В работе используем народные песни, пляски, хороводы. На музыкальных занятиях знакомим детей с народными музыкальными инструментами. Совместно с воспитателями слушаем и поем такие песни, как «Веснянка», «Как у наших у ворот», «Во кузнице». Играем на народных инструментах: «Ах вы, сени», «Барыня». Водим хороводы. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиг во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же смелыми. Дети с удовольствием исполняют такие песни, как «День победы», «Будем солдатами», «Буду военным», «Будем Родине служить» Шестаков, «Бравые солдаты» Филипенко и т.д. Большую помощь в организации праздников оказывают наши родители. Они помогают готовить костюмы и атрибуты, закрепляют разученный материал, с удовольствием присутствуют на праздниках, являясь их активными участниками. Совместно с ними через музыкальную деятельность мы решаем задачи по нравственно – патриотическому воспитанию. А задача состоит не в том, чтобы воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего благородного человека!
Содержательная часть
Дети входят в зал под марш «Защитники Отечества», выполняют перестроения, строятся полукругом, подходят к местам, садятся.
Ведущая: В феврале мы отмечаем праздник, посвященный Дню Защитника Отечества. А кто такие защитники? ( это солдаты, которые защищают нашу Родину). Наша армия самая сильная и могучая. Воины в ней храбрые и отважные, они защищают нашу землю, наше мирное небо от врагов. Сегодня мы будем с вами читать стихи, петь песни, исполнять танцы, слушать марши и прославлять нашу Российскую армию.
Стихи: 1. У нас великая страна, и наша армия сильна!
Чужой земли мы не хотим, своей земли не отдадим!
2. Чем наша армия сильна? Не красотой мундиров:
Она отвагою полна бойцов и командиров!
3. Встал человек в солдатский строй народа своего,
И если прадед был герой, то правнук весь в него!
4. Хочется героем быть тебе и мне,
И Отечеству служить на родной земле!
Песня « Наша Родина сильна» (сели на места)
Ведущая: Мир – это главное на свете.
Мир очень нужен всей планете!
Мир нужен взрослым! Мир нужен детям!
Мир нужен всем на нашей планете!
Солдаты Российской Армии защищают нашу Родину и нас с вами. В армии много родов войск, где несут службу доблестные солдаты. Ребята, скажите, какие вы знаете рода войск? (ответы детей).
Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, какой здесь представлен род войск?
Слайд 1 . Танкисты
Слайд 2. Летчики
Слайд 3. Артиллеристы
Слайд 4. Десантники
А для того чтобы служить в армии важно тренироваться, а для начала регулярно выполнять зарядку.
Зарядка
Ребята, возможно в будущем наши мальчики будут служить в десантных войсках. И могут рассказать нам о своей мечте.
Дети: Мчится к победе машина десанта, ей не страшна никакая засада.
Правильно в песне поется: «Русский десант не сдается!»
Пусть я пока что хожу в детский сад, скоро я буду проситься в десант.
Я хоть сейчас БМД поведу – папу и Родину не подведу.
Ведущая: Сейчас наши мальчики покажут мастерство в танце.
Танец «ВДВ»
Ребята, обратите внимание на экран. Какой род войск изображен здесь?
Слайд 5 Пограничник.
Слайд 6 Пехота
Ведущая: А сейчас мы послушаем песню в исполнении наших мальчиков о том, в каких родах войск они хотят служить.
Песня (сели на места)
Ведущая: Ребята, а какими качествами должны обладать солдаты? (солдаты должны обладать умением быстро ориентироваться, быть ловкими, быстро выполнять все команды, быть внимательными) Правильно. Солдаты должны быть ловкими, смелыми, внимательными. А давайте проверим ваше внимание и вашу сосредоточенность, как вы умеете быстро ориентироваться, и под разную музыку выполнять различные танцевальные движения. Давайте поиграем с вами в игру.
Игра
Скажите, а какие пословицы и поговорки вы знаете о военной службе?
Дети: 1. Тяжело в ученье – легко в бою.
2. За правое дело стой смело
3. Если армия сильна – непобедимая она.
4. Где смелость – там и победа
5. Один в поле не воин.
6. Один за всех и все за одного.
Ведущая: Какие хорошие вы знаете пословицы, молодцы!
Слайд 7. Солдаты на параде
Ведущая : Ребята, что изображено здесь?
Ответы детей : солдаты маршируют и т.д.
Ведущая: На военных праздниках – парадах всегда звучат музыкальные произведения с четким ритмом. Как они называются? под звучания которых солдаты красивыми и стройными рядами маршируют. Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения, которое написал композитор ……. Послушайте и скажите какой характер у этого произведения, какой темп, что можно представить под эту музыку? Звучание каких муз. инструментов вы услышали?
(ответы детей, попросить встать и маршировать по кругу.)
Слайд 8 Моряки
Ведущая: Ребята, какой род войск изображен здесь?
Давайте послушаем стихи о моряках
Дети:
В море вышли моряки,
И отважны, и крепки,
И по морю повели
В путь далёкий корабли.
Зорко смелый капитан
Смотрит в утренний туман.
Море злится и штормит,
А корабль вперёд летит…
Ведущая: Ребята, мы с вами говорили о солдатах, об их отваге и доблести. Но без поддержки и тепла наших женщин, матерей, сестер которые провожают в армию и ждут возвращения своих защитников, наша армия не была бы такой сильной. Наши девочки также хотят поддержать наших мальчиков, будущих защитников и выражают это в танце. И сейчас мы попросим всех ребят станцевать танец «Озорные моряки».
Танец ( сели на места)
Ведущая: Ребята, вы очень хорошо танцевали. А сейчас попробуйте отгадать загадки:
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост.
(Солдат)
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником -
Станешь …
(Пограничником)
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)
Я хочу поздравить наших мальчиков, будущих защитников Отечества, с этим замечательным праздником. Не забудьте также дома поздравить своих дедушек, пап и братьев.
Наша армия родная стережет покой страны,
Чтоб росли вы, бед не зная, чтобы не было войны!
А теперь нам всем пора крикнуть армии – ура!
(Троекратное ура)
Военный марш. Уход в группу.
Список используемой литературы:
1. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник
Нравственное воспитание в детском саду.
2. Нечаева В.Г., МарковаТ.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду
3. "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
"Просвещение", Москва, 1978 г.