Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Викторина в подготовительной группе

Традиции и обычаи русского народа

Гайдова Оксана Викторовна
Цель : Формировать представление, развивать познавательный интерес к русским народным обычаям, обрядам, истории и культуре русскою народа. 
Ход  мероприятия:
I.   Вводная беседа
Воспитатель :  Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились в книгах, видели в кино и мультфильмах.
На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках, каких
Собирали посиделки
пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлым небосводом-
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
Словом, эти посиделки
были праздником души!
Быт людей сейчас отмечен веком,
Поменялся старый мир
И сидим мы в одиночку
В уголках своих, квартир.
Наш досуг стал очень мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их нам надо возродить!
Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки. Ждёт нас всех праздник большой, праздник . 
II.   Начало викторины. Воспитатель:
- Предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?
Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд.
Дети выбирают своим командам названия . Воспитатель может направить детей с выбором названия на старорусский лад.
 Мы  сегодня будем состязаться в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает.
 Итак, мы начинаем! 
1 конкурс: «Дело мастера боится».
 Воспитатель :
Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и рассказать, как оно использовалось.
(На листках нарисованы   предметы: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.) 
2 конкурс : « Скажи» Воспитатель :
— А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Любите сказки? А что такое сказка, знаете? (Сказка — это занимательный,  рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)
- Попробуем угадать,  что это за сказка? Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. («Репка»)
-  Колотил да колотил,  по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)
- А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)
-    Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота,  выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)
-     Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
-  Красна девица  грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
3 конкурс : «Умелые руки не знают скуки» Воспитатель :
Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас нашим зрителям, болельщикам и членам жюри предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах). У воспитателя на столе лежат « подсказки» -в помощь детям): игрушки,свистульки, подносы.
1) Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,
О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)
2) Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)
3) Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)
4) Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят. (Городецкая роспись.)
5) Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (Хохлома.)
6) Стучат коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)
7) Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)
8) Тук-тук, щелк-щелк,
Медведь, мужик, коза и волк.
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки —
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба.)
9) Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)
4 конкурс « Русский быт» Воспитатель :
 Воспитатель: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:
1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)
3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)
4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)
6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)
8.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
9.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)
10.  Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)
11.  Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)
4 конкурс «Что бы это значило ?»   ( Проводят два воспитателя )
Команды получают задание от воспитателей .   По два вопроса каждой команде.
Дети продолжают пословицу, объясняют её понимание. 
Куй железо, (пока горячо!) 
Один в поле (не воин) 
Век живи ( век учись) 
Что посеешь,( то и пожнёшь) 
5 конкурс «Конкурс капитанов». Воспитатель :
Капитаны команд должны вспомнить и написать имена наиболее известных отрицательных персонажей в русских народных сказках. (Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Леший, Кикимора, Ведьма, Чудо-Юдо, Черт, Разбойники, Водяной и др.) 
III. Подведение итогов. Воспитатель :
 Вот и закончилась наша игра-викторина. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.
Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть стали нам привычными
На Марс полёты и Луну.
Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,
Ценить умейте старину! »
Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.
Наступает час прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорим всем: «До свидания!
До приятных, новых встреч!»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»