Зарядка в детском саду - просто один из
режимных моментов или успех каждого дня
Михайлова Екатерина Алексеевна,
воспитатель дошкольного учерждения,
воспитатель детского сада №28
Невского райна Санкт-Петербурга
воспитатель дошкольного учерждения,
воспитатель детского сада №28
Невского райна Санкт-Петербурга
Гимнастика, физические упражнения,
ходьба должны прочно войти в повседневный
быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность,
здоровье, полноценную и радостную жизнь.Гиппократ
Ни для кого не секрет, что полезно начинать свой день с зарядки. Однокоренное слово "зарядиться" объясняет причину. Это значит пиобрести некоторый запас энергии, которого должно хватить на целый день. Во время утренней зарядки организм пробуждается от сна посредством обогащения кислородом каждой своей клеточки, именно поэтому возникает ощущение готовности включится рабочий день.
Для детского организма такое пробуждение является еще более ценным, чем для взрослого, ведь это является частью биологического ритма человека, переход от сна к бодрствованию, от отдыха к активной деятельности. Кроме своей основной функции оздоровления, утренняя гимнастика выполняет педагогическую фукцию - воспитание детей. Некоторые педагоги не придают большого значения данному виду занятий, возможно, считая их всего лишь одним из режимных моментов в дошкольном учереждении. Но несмотря на то, что утренняя зарядка непродолжительна по времени, она она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. При утреннем приеме детей гимнастика имеет важное организационное значение. Это ритуал, который будучи ежеутренним, структурирует день, настраивает на активное, плодотворное времяпрепровождение ребенка и взрослого. Утренняя зарядка для детей, если она проведена правильно, создаст у ребенка хорошее настроение, даст ему не только оздоровительный, но и позитивный заряд на весь день.
В детском возрасте закладываются основы физического, психического и нравственного здоровья. Ежедневные физические упражнения приучают малыша заботиться о своем здоровье, относиться с детства с уважением к потребностям своего организма. Более того при регулярных занятиях у ребенка развивается упорство, возникает понимание, что есть необходимые вещи, без которых нельзя жить нормальной жизнью: чистить зубы, умываться, причесываться, делать зарядку. Дети становятся более ответственными к своим обязанностям. При таком воспитании культурно-гигиенических навыков можно зачастую услышать, как дети напоминают своим родителям, что необходимо делать, если те вдруг забыли. Из всего сказанного следует, что утренняя зарядка желательна для всех людей, но для детей она по-настоящему необходима.
Проводя утреннюю гимнастику в детском саду, педагог решает несколько задач: помогает детскому организму проснуться, настроиться на хороший лад, мягко воздействовать на мышечную систему, активизировать работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, формировать правильную осанку, предупреждать возникновение плоскостопия. Зарядка позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости. Во время выполнения упражнений дошкольники изучают некоторые геометрические фигуры при хождении по кругу или квадрату, определяют стороны, поворачиваясь налево и направо, учатся маршировать под музыку в определенном ритме.
Упражнения по гимнастике для детей представляют собой комплекс различных движений и поз в сочетании с правильным диафрагмальным дыханием. Необходимо соблюдать ряд несложных правил. Комплекс должен выполняться до завтрака. В теплое время года желательно делать зарядку на улице. Уровень сложности должен соответствовать возрасту и увеличиваться постепенно. В процессе проведения нужно наблюдать за точностью выполнения упражнений и при необходимости исправлять недочеты. Важно также контролировать дыхание. Дети должны дышать через нос полной грудью, не задерживая дыхание. Выполнять упражнения желательно под приятную спокойную музыку. Слишком возбуждающая музыка может провоцировать детей на ненужную активность. Также прекрасно подойдут ритмичные стихи, которые зачитывает педагог. Время проведения зарядки для каждой возрастной группы должно быть разным. В 1-й младшей группе (от 2 до 3 лет) оно равняется 4-5 минутам, во 2-й младшей группе (от 3 до 4 лет) – 5-6 минутам, в средней группе(от 4 до 5 лет) – 6-8 минут, в старшей и подготовительной группе (от 5 до 7 лет) – 8-10 минут.
Для примера можно привести несколько интересных и эффективных упражнений:
«Зайчик». Ребята подпрыгивают, подражая зайцу. Можно в это время просить показать, где у зайки находятся ушки, нос и хвостик.
«Цапля». Дети делают шаги, высоко поднимая колени. Затем можно постоять несколько секунд сначала на одной ноге, потом на другой.
«Велосипед». Лежа на спине дети поднимают ноги вверх и совершают ими поступательные круговые движения, словно крутят педали велосипеда.
«Часики». Дети ставят руки на пояс и осуществляют наклоны тела влево и вправо.
«Гномик-великан». Ребята, держа руки на поясе, делают глубокие приседания.
«Большая рыбка». Дети должны согнуть свои руки в локтях и держать их на уровне груди. Во время поворота влево и вправо руки широко разводятся в стороны.
«Мельница». Ребята ставят ноги на ширине плеч и, наклоняясь вперед, поочередно касаются одной рукой правой и левой ноги. Вторая рука при этом отводится назад.
Главное условие при проведении зарядки это собственное желание детей. Не рекомендуется насильно заставлять выполнять упражнения, но необходимо вызвать искренний интерес и создать мотивирующую среду с помощью современных технологий.
Польза гимнастики для детей дошкольного возраста неоспорима. Правильно организованная, она позволит в некоторой степени компенсировать негативное влияние на организм ребенка стрессов и современной экологии. Происходит закаливание организма, развивается выносливость и укрепляется иммунитет. В результате такого многостороннего физкультурно-оздоровительного мероприятия сохраняется жизнерадостное состояние детей и педагогов. Вот тогда выполнение режимного процесса будет обеспечивать успешное сотрудничество каждый день.