Конспект ООД в подготовительной к школе группе №14
В поисках воздуха
Запашняя Кристина Александровна,
воспитатель МБ ДОУ №106 г. Краснодар
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Повышение экологической культуры детей. Формирование осознанного отношения к своему здоровью. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.
Задачи: Уточнять и расширять знания детей о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Расширять и активизировать словарь.
Материал: пластиковые стаканы большие и маленькие, палочки, трубочки, лейка, вода, бутылочки пластиковые, крышки, зеркала, семена, грунт, мел, стеклянный стакан, емкость с водой.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учеными – исследователями. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?
Дети: Это люди, которые занимаются исследованиями.
Воспитатель: Правильно! А проводят они свои исследования в лаборатории.
Дети: А что же мы будем исследовать?
Воспитатель: Об этом вы узнаете отгадав мою загадку:
Такой большой, что занимаю мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезаю.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили?
Дети: Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воздухе. И нам с вами предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить и какими свойствами он обладает. Вы готовы, уважаемые коллеги ?!
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов). Вот мы и в нашей лаборатории. Присаживайтесь.
Воспитатель: Коллеги, отгадав мою загадку, вы утверждали что воздух вокруг нас повсюду. Предлагаю вам провести наш первый эксперимент и выяснить так ли это.
Эксперимент № 1 «Обнаружение воздуха»
Воспитатель: Возьмите стаканы с водой и трубочку. Опустите один конец трубочки в воду, а в другой тихонько подуйте, а теперь сильнее. Что вы увидели?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Это выдыхаемый нами воздух. Интересно, есть ли воздух в других предметах? (Ответы детей). Как вы считаете стакан который у меня в руке пустой?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте проверим это. Опустим стакан ровно вниз в емкость с водой. Вода не заполняет весь стакан. Почему?
Дети: Воздух мешает воде заполнить стакан полностью.
Воспитатель: А теперь возьмите кусочек мела и опустите в ваш стакан с водой. Что происходит?
Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: А теперь уберем ложечкой мел из стакана и опустим туда поролоновую губку. Надавим на нее слегка ложечкой. Что происходит?
Дети: Из губки выходят пузырьки воздуха.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, легкий и занимает все свободное место.
Воспитатель: Коллеги, а можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Слышим воздух»
Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: Звук, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Эксперимент №3 «Ощущаем движение воздуха»
Воспитатель: А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?
Дети: Ветер, воздух движется.
Вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.
Воспитатель: Коллеги, у меня в руках пузырек с эфирным маслом. Вы можете назвать мне его запах?
Дети: Нет. Он закрыт.
Воспитатель: Сейчас я его открою. Что вы чувствуете?
Дети: Запах апельсина.
Воспитатель: Благодаря движению воздуха вы смогли ощутить этот аромат.
Воспитатель: Коллеги, а для чего нам вообще необходим воздух?
Дети: Для дыхания.
Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Эксперимент №4 «Дыхание человека»
Воспитатель: Возьмите зеркало и подышите на него. Что вы наблюдаете?
Дети: Оно запотело.
Воспитатель: Как вы думаете почему? (предположения детей)
Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Вывод: Воздух есть и внутри человека.
Воспитатель: А если нам не дышать, то долго мы сможем продержаться без воздуха?
Дети: Нет.
Делаем вывод: Без дыхания жизни нет.
Воспитатель: Но ведь здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, каким воздухом он дышит, т. е. чистым или загрязненным. Что же приводит к загрязнению воздуха?
Дети: Дым из выхлопных труб автомобилей, дым из труб заводов, дым от костров при сжигании опавшей листвы и мусора.
Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище?
Дети: Сажать больше цветов, деревьев, меньше пользоваться автомобилями, устанавливать фильтры на трубы заводов, не жечь опавшую осеннюю листву и мусор.
Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем в деревья. Подходите ко мне.
Физкультминутка:
(дети имитируют движения).
Ветер тихо клен качает.
Вправо влево наклоняет.
Раз - наклон
И два - наклон,
Зашумел листвою клен.
Воспитатель: Теперь предлагаю вам сесть на свои места.
Воспитатель: Ребята, давайте посадим семена растений в стаканчики с землей и через некоторое время у нас вырастут прекрасные растения, которые будут очищать воздух в нашей группе. (Сажают семена). Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашем городе станет намного чище.
Воспитатель: Итак, уважаемые коллеги, мы сегодня провели много опытов. Вам понравилось? Вам было интересно? У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга ладошками. Вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята!