Подводное путешествие
ГБДОУ детский сад № 82 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель:
развивать у детей интегративные качества - любознательность, активность, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Обучающие и развивающие:
Область «Познание»:
- уточнять и обобщать знания детей о подводном мире, о морских обитателях.
- развивать интерес и активность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Область «Коммуникация»:
- расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Подводный мир»,
- закреплять в речи название морских обитателей,
- совершенствовать навыки словообразования,
- развивать умение находить слова с определённым звуком,
- в пальчиковых играх согласовывать речь с движениями.
Область «Физическая культура»:
- использовать релаксационные упражнения, игротерапию для создания эмоционального комфорта,
- упражнять детей в выполнении движений, имитирующих рыб.
Область «Безопасность»:
- развивать навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Область «Музыка»:
- двигаться в соответствии с музыкой.
Материал и оборудование: изображение морских обитателей и природы подводного мира (медуза, морской конёк, акула, скат, морская звезда, краб, дельфин, кит, осьминог, вода, водоросли, рыбы-попугай, рыбы-бабочки, рыба–клоун, рыба–собака и т.д.), загадки про медузу, морского конька, осьминога, стакан с водой и трубочкой для коктейля на каждого ребёнка, мыльные пузыри, акварельные краски, заготовки рыб на каждого ребенка, буквы «а», «и», «у», «о»), запись шума моря №1, произведения Сен – Санса «Аквариум», стульчик для каждого ребёнка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.
Непосредственно образовательная деятельность:
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
- Я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (включить запись шума моря №1).
- Как вы думаете, что это? (море)
- А что такое море? (большой водоём)
- Какие ещё водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро и т.д.)
- Кто из вас видел море?
- На чём можно путешествовать по морю?
- Вы хотите увидеть, кто живёт в море?
- Но сначала я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.
Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).
- Я вижу, что вы все умеете плавать, значит нам можно отправляться в путешествие. Давайте сейчас закроем глаза, когда откроем, то окажемся на берегу моря.
- Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнём его поглубже.
Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).
- Ребята, а на чём мы сможем опуститься на морское дно?
- Я предлагаю сделать это на батискафе. Вот он ждёт нас на морских волнах. Проходите, занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).
- На счёт «три» мы начнём погружение.
- Ну, вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите, как здесь красиво. Давайте познакомимся с морскими обитателями. Но мы не можем выйти из батискафа. Как вы думаете, почему? (не сможем дышать).
- Что же нам делать? Как же мы сможем путешествовать? (надеть водолазные костюмы, акваланги).
- Итак, одеваем костюмы, акваланги (имитация одевания). Выходим из батискафа. Но что-то никого не видно. Видимо, морские жители нас испугались и спрятались. Давайте их поищем и познакомимся.
- Кто же нам встретился первым?
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает
(медуза)
- Медуза приготовила вам задание «Назови морских обитателей» (выкладывание изображения рыб после называния детьми).
- Вот сколько морских жителей вы знаете. Посмотрите, а здесь спрятался следующий морской житель.
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку
На коралловый пенёк
Хочет сесть морской…
(конёк)
- Задание морского конька «Найди слово с заданным звуком» (со звуками «а», «и», «у», «о»).
- Чьё же задание будет следующим
Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я…
(осьминог)
- Ребята, такому многообразному и удивительному подводному миру многие художники и композиторы написали свои произведения. Предлагаю вам послушать произведение такого композитора, как Сен-Санс.
Детям включается отрывок из произведения Сен-Санса «Аквариум».
- Слушая это произведение, кого из морских обитателей вы представляли? (ответы детей)
- А сейчас я предлагаю нам самим превратиться в этих удивительных обитателей и поплавать в подводном царстве.
Под музыку проводится физминутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают на стульчики).
- Давайте посмотрим ещё раз вокруг.
Как хочется заглянуть в морскую глубину,
Там увидишь друзей ты тьму:
Маленьких, больших и разных,
Но очень своеобразных.
Подводный мир очень многообразен. Обратите внимание, какие красивые рыбки. И названия у них очень интересные. Разгадать эти названия нам помогут картинки.
Взрослый вывешивает картинки (клоун, собака, попугай, зебра, бабочка).
- Как вы думаете, могут ли рыбы носить такие названия? (ответы детей)
- Как бы вы назвали эту рыбку? На кого она похожа? (дети делают предположения, воспитатель рассказывает неизвестные факты про каждую рыбку: морские перья, попугай, зебра, бабочка, собака, клоун)
- Ребята, скажите, без чего не бывает рыб? (без головы, без жабр, без плавников, без чешуи и т.д.)
- Некоторые рыбы любят играть друг с другом, а некоторые из них являются даже родственниками. Как, например, осьминог приходится родственником кальмару. И однажды кальмар позвал всех к себе на день рождения. Пойдёмте с ними в гости?
Пальчиковая игра «Юбилей у кальмара»
Всю семью морских ежей
(ладошки сложены вместе)
Кальмар позвал на юбилей
(ладошки упираются безымянными пальцами)
Он за стол их посадил,
(одна рука в сжата в кулак, другая прямая лежит на ней)
Чаю в чашки им налил
(одна рука прямая, другая - сжата в кулак на ней)
Подал в вазочке варенье
(кисти рук прижаты друг к другу, пальцы расставлены)
И на блюдечке печенье.
(ладошки сложены «лодочкой)
Акула мимо проплывала
(ладошки сложены вместе, «рыбка плывёт)
И застолье увидала.
(глядим в «бинокль»)
Кальмар акулу в дом позвал,
(зовём двумя руками)
Акулу чаем угощал.
(одна рука прямая, другая - сжата в кулак на ней)
Акула чай не захотела:
(грозим пальцем)
«Морских ежей бы я поела».
(руки соединены кистями, пальцы изображают зубы)
Им пришлось уплыть скорей,
(ладошки сложены вместе, «рыбка плывёт)
Вот так славный юбилей!
(руки в стороны, наклониться вниз)
- Ну а теперь нам пора возвращаться. Пойдёмте к батискафу, занимайте свои места. Мы всплываем.
- Вам понравилось путешествие? Что вы узнали нового?
- Ребята, а вы хотели бы создать прекрасную картину подводного мира, с которым мы сегодня познакомились?
- Тогда я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую, куда вы можете пригласить даже своих родителей.
- А рисовать мы будем сегодня не просто красками, а разноцветными мыльными пузырями. Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знали, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересное занятие, которое порадует и взрослых и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.
У вас на столах стоят баночки с мыльным раствором и коктейльные трубочки. Берем трубочку и начинаем пенить раствор, дуем, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена поднимется, берем трафарет рыбы и прислоняем его к мыльной пене. Таким образом мы получим интересные изображения морских обитателей.
Дети и взрослые совместно оформляют коллективную работу, дают ей название, делятся своими впечатлениями.