Создание условий взаимодействия и сотрудничества на занятиях аппликацией в младшей группе. Техника коллаж
Рослова Олеся Леонидовна
Детям младшего возраста необходима помощь взрослого человека. Поэтому воспитатель должен уметь правильно взаимодействовать и сотрудничать с каждым ребенком в различных видах деятельности.
Но в условиях развивающего обучения детям недостаточно общаться только со взрослым, поэтому воспитатель должен создавать необходимые условия для создания взаимодействия и сотрудничества детей друг с другом, опираясь на теоретические знания о формах общения малышей. Так, для младших дошкольников характерна эмоционально-практическая форма общения, то есть когда ребенок, в основном, ждет от сверстника соучастия в шалостях, забавах и жаждет самовыражения. Эта форма общения способствует развитию представлений ребенка о своих возможностях, благоприятствует расширению диапазона эмоций -и положительных, и отрицательных, способствует развертыванию инициативы детей.
В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого -специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель -создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий. У детей четвертого года жизни отношения со сверстниками только начинают складываться, поэтому важно, чтобы уже с младшего возраста ребенок приобретал положительный опыт совместной работы.
Сегодняшняя наша беседа посвящена теме: «Создание условий взаимодействия и сотрудничества на занятиях аппликацией в младшей группе». Если мы - воспитатели сумеем «засеять зерно» творчества и заинтересованности в разум ребенка-дошкольника, то к выпуску из детского сада мы получим неплохой урожай творческой активности и творческого воображения у «завтрашнего» первоклассника. Итак, согласитесь, творческое развитие очень важно для ребенка дошкольного возраста и его необходимо постоянно развивать. Для этого желательно использовать как традиционную методику, так и внедрять новые технологии в работе с детьми. Одной из новейших технологий является коллаж. Давайте поговорим о коллаже в аппликации.
Что же такое коллаж? Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст.
Коллаж в переводе с французского языка обозначает наклеенная бумага.
Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений, как правило, при помощи компьютерных программ.
Я работаю в группе с детьми 3-х летнего возраста. Именно в этой возрастной группе начинаются занятия по аппликации. Мне захотелось внести в них что-то новое и интересное. Поэтому я решила обратиться к нетрадиционной методике – коллаж, взяв из него отдельные элементы и используя придуманные мною детали «моего» коллажа.
Знакомство малышей с этой техникой начиналось с того, что я подбирала яркие вырезки из журналов. В свободное время мы с ребятами рассматривали эти картинки, и пытались придумать, как же можно дополнить их, чтобы они казались более интересными. Предложенные детьми детали картинки я вырезала на каждого ребенка в том количестве элементов, которые были задуманные малышами. Затем каждый ребенок выбирал понравившуюся ему деталь, располагал ее на листе и приклеивал.
Например, при обсуждении картинки с изображением котенка, ребята придумали много различных дополняющих элементов. Среди них были такие как: бант, клубок, мяч, миска, рыбка. Банты, клубки и миски я вырезала из цветной бумаги, а мячи и рыбки – журнальные картинки. Каждый ребенок получил полный комплект придуманных элементов. Задание для детей было следующим: выбрать одну понравившуюся им деталь, приложить ее на свое усмотрение на картинку, а затем аккуратно приклеить. Получались забавные сюжеты.
В дальнейшем задания детям усложнялись. Необходимо было придумать несколько элементов и их разместить и наклеить на предложенную картинку. Так, к новогоднему празднику мы с ребятами «наряжали» елочки (журнальные иллюстрации). С ребятами постарше вырезали из цветной бумаги кружочки, квадратики, овалы, треугольники, которые являлись елочными украшениями. Затем дети получили задание: нарядить игрушками свою елочку. С ним дети успешно справились.
При выполнении этих работ прослеживается взаимодействия только воспитателя и ребенка. Так как аппликации создавались индивидуально каждым ребенком, но непосредственно под моим наблюдением, а также с небольшой помощью.
А потом мы с малышами попробовали и у нас неплохо стали получаться коллективные работы. Каждый коллаж «творили» 5-6 ребят.
Я разделила создание коллективного коллажа на 3 вида по возрастающей степени сложности. Каждому виду присвоила название.
Первым и самым простым видом, на мой взгляд, является использование различных вырезанных картинок из журналов, открыток и сканированных с книг. Этот способ я так и назвала «Коллаж из вырезанных картинок». Я хочу привести Вам пример создания этого коллажа.
Мы с детишками изучали тему о диких животных. Познакомились с повадками и о местах их обитания (зайца, лисы и волка). После этого приступили к работе над аппликацией.
Заранее в журнале мы нашли цветную картинку, на которой изображен лес. Затем ее отсканировали до нужного размера и распечатали на принтере.
Для коллективной работы мы брали бумагу форматом А3. Картину вставили в «рамку», выполненную из цветного скотча. Далее из журналов нашли и вырезали зайчика, лису и волка. Животных разместили на картине, создавая определенный сюжет, а потом приклеили их. Для доведения логического конца замысла картины подобрали дополнительные элементы (снежинки, елочка, сугроб).
Итак, у нас получилась не только красивая картина, которую можно повесить на стену, но и неплохой дидактический материал для изучения диких животных средней полосы России.
Второму более сложному виду коллажа я дала название «Коллаж из готовых форм». Здесь я могу привести яркий пример коллажа, воспользовавшись темой «Домашние животные».
Мною было предложено малышам создать сюжет – кошка гуляет. На этот раз мы взяли картинку, с изображением деревенского домика в летнее время, превратили ее в картину. Здесь изображаемая кошка уже не журнальная вырезка. Для ее создания мы использовали цветную желтую бумагу, из которой я с ребятами вырезала части тела кошки. Вырезанный круг – это голова; туловище, лапы, хвост – овалы; ушки – треугольники. Детям было дано задание: составить детали воедино и наклеить их на картину. Для законченности образа животного ребятки при помощи фломастера нарисовали мордочку кошки. Потом, чтобы картина была, более заполненной с малышами мы продумали еще и дополнительные элементы. Применяя бумажные салфетки желтого и красного цвета, мы изготовили цветы, а из бархатной бумаги сделали миску для кошки.
Вот у нас и получилась вторая интересная картина.
Давайте разберем самый сложный, на мой взгляд, третий вид - «Коллаж, созданный на чистом листе бумаги». Для его выполнения могут понадобиться разнообразные составляющие коллажа: цветная бумага различной фактуры, фольга, природный и бросовый материал, ткань. Но основными материалами всегда будут являться – белый лист бумаги и цветные картинки, вырезанные из журналов, а также клей, ножницы.
Я с детьми решила сделать сюжет из жизни дневного города. Для этого мы взяли лист белого картона форматом А3, его «поместили» в рамку из скотча. Будущую картину расположили горизонтально и продумали размещение созданных мною объектов сюжета.
Лист визуально поделили на 3 части.
Верхнюю часть мы заполнили, вырезанными из цветной бумаги прямоугольниками – домами. «Покрыли» их крышами из серебристой плотной фольги. «Вставили» окна – квадраты, выполненные из фольги.
В центральную часть картины поместили пешеходную дорожку, изготовленную из черной бархатной бумаги. У нас по «асфальту пошли» пешеходы (картинки, отсканированные из детской книжки и распечатанные на принтере). Оставшуюся часть картины мы сделали проезжей дорогой. Для этого использовали цветную черную бумагу. Дорогу разделил пополам пешеходный переход. Далее установили светофор с тремя цветными (зеленый, желтый, красный) кружочками. По проезжей дороге «поехали» на встречу друг другу машины – иллюстрации. Городской сюжет готов. Созданная картина стала для детей также и источником для ознакомления с правилами дорожного движения.
Из выше сказанного мы ярко наблюдаем сотрудничество детей друг с другом, а также детей и воспитателя в процессе творческой деятельности.
Я вам рассказали о коллаже в аппликации таким, каким он видится в моем воображении.
Согласитесь, что эта техника очень интересна как для детей, так и для взрослых.
Создавая вместе с ребятами различные работы, мы в первую очередь развиваем в детях такие качества, как самостоятельность, наблюдательность и аккуратность.
Как известно, каждому ребенку прежде чем научиться делать что-либо хорошо, приходится совершать первые шаги – самые трудные шаги в любом умении. И каждый раз для этого требуются терпение, понимание задач и тренировка. Все это просто необходимо и для того, чтобы научиться составлять коллаж. Обязательно понадобится умение фантазировать и желание что-то сделать интересное своими руками, а это значит – творчески.
Любая работа всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, наконец. Творческая работа дает замечательную возможность ребенку передать собственное отношение к миру.
Дети любят подобные занятия, работают с увлечением, азартом, желанием. А это самое главное!