Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на тему: «Цирк зажигает огни» Учитель-дефектолог Климова Светлана Александровна, ГБДОУ детский сад №48 Пушкинского района Санкт-Петербурга Цель – актуализировать у детей с задержкой психического развития представления, умения и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями согласно требованиям ФГОС. Образовательные задачи Уточнять и закреплять знания детей цифрового ряда. Закреплять умения детей решать примеры, формулировать арифметическое действие. Упражнять в образовании слов-антонимов, закреплять умение дифференцировать звуки на слух, составлять слово. Развивать графические навыки. Коррекционно-развивающие задачи Развивать слуховое и произвольное внимание, мыслительные операции, воображение. Развивать зрительную, слуховую и образную память. Корректировать общую двигательную сферу и мелкую моторику. Коррекционно-развивающие задачи Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе сверстников. Наглядные пособия и оборудование: игрушка клоун, мяч, сундук, картинка с изображением фокусника, собачки, цифры, картинки с изображением мячей, на обратной стороне которых написаны примеры, буквы О и М на магнитах, предметные картинки на эти звуки. Музыкальный репертуар: В Шаинский, М Пляцковский музыка из песни «Цирк, цирк, цирк», аудиозапись. Организация и ход занятия Организационный момент: Дети входят под музыку «Цирк, цирк, цирк». Дефектолог: Ребята, отгадайте, куда мы с вами сегодня отправимся. Загадка: Это сказочный сверкающий шатёр. Это кольцами играющий жонглёр, Это пестрые летящие мячи, Это гнущие подковы силачи. Это лошади, танцующие вальс. Это клоун, рассмешить сумевший нас, Это смелые под куполом прыжки, Это громкие и звонкие хлопки. Дефектолог: Это цирк нашего города, думаю каждый из вас в нем был. Но цирки бывают не только такими, есть ещё передвижные цирки, которые называются шапито (показывает изображение). У такого цирка вместо стен и крыши шатер, который легко устанавливается в любом месте. Дефектолог: Всё самое интересное в цирке происходит на…? Дети: Арене. Дефектолог: Правильно на арене или как её ещё называют – манеж. (Показывает изображение манежа) Скажите, какой формы манеж? (круглой) А почему, как вы думаете? (ответы детей). А вы знаете, что размер манежа вне зависимости от здания цирка всегда одинаковый? С давних времен и по сегодняшний день в программе цирка обязательно есть номер с лошадьми, и чтобы лошади могли исполнить свои номера. Вокруг манежа находятся места для зрителей. Посмотрите, каждый ряд расположен выше предыдущего, это сделано для того, чтобы всем зрителям одинаково хорошо было видно выступления. Такое устройство зрительных мест называется – амфитеатром. Амфитеатр отделен от манежа широким барьером. Его высота должна была быть такова, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по манежу. Дефектолог: Скажите, а без кого невозможно представить цирк, кто всегда веселит и смешит зрителей? Дети: Клоуны. Дефектолог: Правильно, клоуны. А сейчас нас ждет сюрприз – клоун Рыжик пригласил нас в цирк. Появляется клоун. Давай с ним ласково поздороваемся. II. Основная часть: Дефектолог: «Посмотрите, что вам принёс клоун Рыжик – это волшебный сундук. Какой артист цирка пользуется таким волшебным сундучком? Дефектолог: В моих руках любой предмет Как будто заколдован Вот шарик есть, А вот уж нет, Вот появился снова! Дети: Фокусник (Из сундука появляется картинка фокусника). Дефектолог: Ребята, как вы думаете, что такое фокусы? Может быть это волшебство? (Ответы детей). Дефектолог: Фокусник хочет показать нам фокус. У него в волшебном сундучке что-то лежит. Чтобы сундук открылся, нам нужно сказать волшебные слова – крибли-крабли-бум!» (Сундук открывается, там цифры. Дети должны их выставить по порядку, каждый свою цифру, рассказать совместно стихи про цифры).Дефектолог: Отгадайте, какой будет следующий артист на арене цирка? Нравиться вам со зверями водиться?И выступать в полный рост?Кто не боится со львом подружиться?Тигра подёргать за хвост?.. Дети: Дрессировщик. Дефектолог: Правильно, ребята, это дрессировщик, он работает с разными животными. Дрессировщики обычно берут животных еще малышами, заботятся о них, воспитывают, хорошо знают повадки животных и очень любят их. Это очень терпеливые, отважные люди. Представляете, ребята, они не бояться войти в клетку с тиграми, вот какие они смелые люди. Дрессированные животные понимают и любят своего хозяина-друга, выполняют его требования. Дефектолог: Следующим номером выступает дрессированная собачка. Она умеет делать много трюков, но особенно ей нравится перекатывать разноцветные шары (На обратной стороне шара написан пример, его надо решить). Дефектолог: Ребята, перед тем, как выполнить задание, давайте потренируем наши пальчики. Пальчиковая игра «Клоунята» Мы сегодня не расскажем, (Машут отрицательно указательным пальцем)А гостям всем цирк покажем (Круговое движение руками)Превратились из ребят (Руки к себе)Мы в веселых клоунят. (Руки от себя)Носик длинный отрастили, (Указательным палец на нос)Этим носом насмешили. (То же другой рукой)Вот так нос, длинный нос, (Большой палец к носу)Очень долго носик рос. (Раскрыть ладонь, пошевелить пальцами)Развеселые ладошки (Показать ладони)У веселых клоунят.Звонко, звонко, очень звонко, (Вертикальные взмахи руками с хлопками)Как тарелочки гремят.Притаились пальцы – крошки. (Пошевелить пальцами)Пальцы дружно разбежались. (Раскрыть ладони)В кулачки потом собрались. (Сжать кулаки)Развеселые ребята (Показать на себя)Станут мячики кидать, (Попеременные взмахи кистями рук)Клоунята, клоунята станут в мячики играть. Дефектолог: Ребята, давайте поговорим ещё об одном цирковом артисте. Дефектолог: Летают тарелки, Тарелки летают И кто из вас знает, И кто угадает? Кто эти тарелки Летать заставляет? Дефектолог: Вы догадались, что это за артист? Дети: Жонглёр. Дефектолог: А что нужно, чтобы стать жонглером? Какие качества должны быть у жонглера? (Ответы детей). Дефектолог: А чем он жонглирует? Дети: Булавами, мячами. Дефектолог: А что для этого нужно? Дети: Булавы, мячи, умение. Дефектолог: А вы бы хотели научиться жонглировать? Я вам предлагаю пожонглировать словами. Встанем все в большой круг. У меня мячик. Я буду вам кидать по очереди. Кто поймал, должен назвать противоположное значение слова. Всё понятно? Речевой материал: веселый – (грустный), тяжелый – (легкий), быстрый – (медленный), высокий – (низкий), кислый – (сладкий), сильный – (слабый), здоровый – (больной), широкий – (узкий), длинный – (короткий). Дефектолог: Ребята, теперь давайте поиграем в игру «Назови одним словом». Я называю три слова, а вы говорите, что это: Речевой материал: апельсин, лимон, яблоко (фрукты); свекла, морковь, баклажан (овощи); волк, лось, кабан (дикие животные); лошадь, корова, собака (домашние животные); автобус, трамвай, троллейбус (транспорт); март, апрель, май (весенние месяцы); осень, зима, весна, лето (времена года).Дефектолог: В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт. Физ. минутка. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. (Выполняют упражнения: «Канатоходец», «Силач», «Цирковые лошадки»).Дефектолог: А представление в это время продолжается. На арену выходят дрессированные хищники. Они будут прыгать с тумбы на тумбу. Я буду показывать картинку, если звук слышится в начале слова, хищник должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу. (Дефектолог выставляет на фланелеграф букву О и показывает картинки: облако, окно, стол. Аналогично, с буквой М: машина, дом, змея. Ребёнок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает игрушку на картинку с изображением тумбы. Затем даётся характеристика всем представленным звукам-буквам).Дефектолог: Хотите превратиться в настоящих фокусников? Скажем волшебные слова «крибли-крабли-бум!» и превратим звуки в слово (дети составляют из букв слово ШКОЛА). Скоро вы отправитесь в другое долгое путешествие по стране знаний. Там вы узнаете много нового, найдёте новых друзей. Где будет проходить ваше путешествие? (в школе). Дефектолог: Ребята, я предлагаю вам отдохнуть, и пусть вам приснится цирк. (Релаксация с речевым сопровождением. Релаксация проводится на фоне тихой спокойной музыки под стихотворение).Дефектолог: Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть, Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая, очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно: расслабление приятно. У ребяток реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем. Сном чудесным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ножки отдыхают, ручки тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают. Все чудесно расслабляется. Дышится легко, ровно, глубоко. Мы спокойно отдыхаем – сном чудесным засыпаем. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Итог занятия. Дефектолог: Ребята, открывайте глаза. Как настроение? (Ответы детей). Дефектолог: Я благодарю вас за ваше творчество и перевоплощение. Дефектолог: Вот и закончилось цирковое представление. Вам понравилось представление? Что было особенно трудно на занятии? Что было интересно на занятии? Выступление каких артистов вам понравилось больше всего? Дефектолог: Теперь нам пора возвращаться домой. (Дети вместе с учителем-дефектологом выходят под музыку «Цирк, цирк, цирк»).