Автор: Казакова Наталья Алексеевна, воспитатель в группе младшего возраста ГБДОУ детский сад 43 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга Важным направлением социально-коммуникативного развития детей, их полноценной социализации в целом выступает развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях. Для младшего дошкольного возраста (3—4 года) характерно понимание четырех эмоций: радости, грусти, страха и злости. Основными средствами развития представлений об эмоциях у детей младшего дошкольного возраста, выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры. На примере русской народной сказки «Заюшкина избушка», рассмотрим развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в младшей группе (3-4 года) «Заюшкина избушка» Цель: развивать представление об эмоциях и эмоциональных состояниях через русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Задачи: Образовательные: - продолжать знакомство с нравственными категориями: добро, зло, дружба, формировать умение действовать в соответствии с ними; Развивающие: - развивать умение детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки; - развивать психические процессы (восприятие, зрительную и слуховую память, воображение); Воспитательные: - воспитывать эмоциональную отзывчивость (умение сочувствовать персонажу сказки, заботиться о нем и жалеть). Материалы и оборудование: картинки: «заяц улыбается», «злая лиса», «заяц грустит»; музыка веселая и грустная; картинки персонажей сказки: собака, медведь, бык, петух; набор смайликов (грусть, радость, гнев, страх); д/и «найди мое настроение»: таблица, состоящая из двух столбиков (первый столбик – персонажи сказки по порядку, второй – место, на которое нужно приклеить нужный смайлик); пары картинок: грустный заяц – веселый заяц, злая лиса – испуганная лиса, сердитый медведь – испуганный медведь; сердитый петух – радостный петух). Словарная работа: злость, гнев, страх, грусть, радость, сердитый, испуганный, радостный, грустный. Предварительная работа: можно знакомство со сказкой и беседа по ней вынести в предыдущее занятие; разучивание приветствия «Солнышко проснулось!». Ход занятия: 1. Вступительная часть. Дети с воспитателем выходят в центр группы. Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки с сделаем круг. Дети с воспитателем стоят в кругу. Приветствие «Солнышко проснулось». Воспитатель: Солнышко проснулось, (потираем глазки) Нам всем улыбнулось. (показываем на себя) Мы улыбкой ответим, (улыбаемся) Скажем: "Здравствуй!" (машем в приветствии руками) Всему вокруг. (обводим руками вокруг себя) Лес и море, солнце, ветер, (руками вверх и вниз) Вся природа - наш лучший друг! (берём за руки друг друга) Воспитатель: Солнышко проснулось, стало греть пригревать. Какое время года наступило? Дети: Весна. Воспитатель: Правильно. Наступила весна. Давайте с вами послушаем и посмотрим, что же произошло однажды весной. 2. Основная часть. 1. Выразительное чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». Дети садятся на стулья. Воспитатель читает сказку. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Жили-были лиса да заяц. У лисы была избѐнка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна-красна, у лисы избѐнка расстаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избѐнки и выгнала! Идѐт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу - собака: - Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь? - Как же мне не плакать? Была у меня избѐнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! - Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избѐнке, собака забрехала: - Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идѐт дорогой, плачет. Ему на встречу - медведь: - О чѐм, зайчик, плачешь? - Как же мне не плакать? Была у меня избѐнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! - Не плачь! Я твоему горю помогу! - Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать! - Нет, выгоню! - Подошли они к избѐнке, медведь как закричит: - Поди, лиса, вон! А лиса им с печи: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал. Идѐт опять зайчик, ему на встречу бык: - Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь? -Как же мне не плакать? Была у меня избѐнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! - Му-у-у! Пойдѐм, я твоему горю помогу! - Нет, бык, не поможешь! Собака гнала- не выгнала, медведь гнал - не выгнал и тебе не выгнать! - Нет, выгоню! Подошли они к избѐнке, бык как заревел: - Поди, лиса, вон! А лиса им с печи: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Бык испугался и убежал. Идѐт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму на встречу петух с косой: - Куд-ку-да! O чѐм, зайчик, плачешь? - Как же мне не плакать? была у меня избѐнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала! - Пойдѐм, я твоему горю помогу! - Нет, петух, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать! - Нет, выгоню! Подошли они к избѐнке, петух лапками затопал, крыльями забил: - Кукареку-у! Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон! - Обуваюсь! Петух опять: - Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон! Лиса опять говорит: "Одеваюсь!" Петух в третий раз: - Кукареку! Иду на пятах, Несу косу на плечах!...Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой - еѐ и след простыл! И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке. 2. Совместное рассматривание наглядного материала, выделение признаков эмоциональных проявлений в мимике, телодвижениях. Воспитатель: Ребята, о чем сказка? Дети: Сказка о том, как лиса выгнала зайчика из домика. Воспитатель: Давайте вспомним, о ком говорилось в сказке. Дети называют главных героев. Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки героев сказки выставляет их в нужной последовательности. Воспитатель: (показывает зайчика) Зайчик жил у себя в доме, ему было хорошо, он был веселый, радостный (веселая музыка). Какое у него было настроение? Дети: Веселое, радостное. Воспитатель: Когда лиса (показывает лису) выгнала зайчика из домика, какое у него стало настроение? Дети: Грустное, плакал. Воспитатель: Он стал грустным, обиделся, плакал (зайчик и дети изображают мимикой лица грусть, обиду) (звучит грустная музыка). Воспитатель: Кто пытался помочь зайчику? Упражнение «Снежный ком»: Первый ребенок называет животное, второй должен повторить первое слово и назвать свое, третий – говорит первые два и добавляет свое. Дети: Собака, медведь, бык, петух. Воспитатель показывает этих животных в правильном порядке. Воспитатель: Как звери пытались помочь зайчику? Дети: Хотели выгнать лису. Воспитатель: Собака, медведь, бык и петух пытались помочь зайчику и выгнать лису. Они кричали лисе: «Поди, лиса вон». Мимическое упражнение: Воспитатель: Ребята, давайте, попробуем изобразить животных, которые пытались выгнать лису. Нужно, сказать строго «Поди, лиса вон!». Нужно сказать так, чтобы лиса испугалась и ушла (можно топнуть ногой). Воспитатель: Звери злились и сердились на лису? Какие были звери? Дети: Злые, сердитые. Воспитатель: Давайте покажем, как звери сердились при помощи мимики лица. Воспитатель: Кому удалось выгнать лису? Дети: Петуху. Воспитатель: Почему лиса убежала? Дети: Лиса испугалась петуха. Воспитатель: Правильно, лиса испугалась петуха, ей стало страшно и она убежала. Воспитатель: Когда лиса убежала какое настроение стало у зайчика? Дети: Радостное, веселое. Динамическая пауза: Воспитатель: Давайте покажем, как же веселился зайчик, как ему было радостно. Я сейчас включу музыку, а вы встаньте и покажите, как умеете радоваться и веселиться. 3. Общение с детьми, побуждающее к называнию эмоциональных состояний. Дидактическая игра «Найди мое настроение». Воспитатель показывает детям смайлики, изображающие грусть, радость, гнев и страх и предлагает детям назвать эти состояния. Воспитатель: Назовите, в каком состоянии находился зайчик, когда его лиса выгнала из дома. Дети: Грустный. Воспитатель: Как вы догадались, что зайчик загрустил? Какой смайлик показывает грусть? На фланелеграфе воспитатель размещает таблицу, на которой в столбик изображены герои сказки с их эмоциональными состояниями и предлагает детям соотнести эмоциональное состояние с нужным смайликом, например, зайчик плачет (смайлик «грусть» и т.д. Пальчиковая игра «Заюшкина избушка»: Воспитатель: Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) Никогда он не тужил (поворачивать головой из стороны в сторону) Песню весело он пел (кивают головой) И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке), Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок) Зайца нашего прогнала (хлопать в ладоши). Теперь зайчишка грустный ходит (кружиться). Себе он места не находит (вздыхать и разводит руки в стороны). Собака, медведь и бык, к зайцу нашему подходят (влево два шага) И ни с чем они уходят (вправо два шага). Лишь единственный петух зайцу нашему помог (махать руками вверх-вниз). И теперь живут в том доме (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) Припеваючи, в ладу (обнимают себя). 4. Побуждение детей к самостоятельному подбору картинок по словесному указанию. Игра «Покажи радостного зайчика». Воспитатель развешивает на фланелеграфе животных из сказки в разных эмоциональных состояниях. Например: заяц грустный, заяц веселый, лиса боится, петух сердитый. Воспитатель: Покажи радостного зайчика, а теперь - грустного. Покажи злую лису, а теперь испуганную. Покажи сердитого медведя, а теперь испуганного. И т.д. 3. Заключительная часть: 5. Одобрительная оценка эмоциональных откликов детей в виде сопереживания. Воспитатель: Ребята, кто из персонажей сказки вам больше всего понравился? Дети: мнения детей. Воспитатель: Почему вам понравился именно этот герой? Дети: мнения детей. Воспитатель: Ребята, а какого персонажа было жалко, кому хотелось помочь? Дети: мнение детей. Воспитатель: А какой герой сказки вас рассердил своими поступками? Дети: мнения детей. Воспитатель: Правильно ли поступила лиса? Дети: мнение детей. Воспитатель: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Список литературы: 1. Ежкова Н.С. Социализация дошкольников через развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях/ Н. С. Ежкова // Дошкольная педагогика. - 2015. - №5 (110). - С. 9-11.