Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Теоретические основы сопровождения речевого развития детей в разных возрастных группах дошкольного возраста Лебедева Наталия Юрьевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Московского района г. Санкт-Петербург, Россия Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями высокий. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Цель речевого развития дошкольников: обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, вхождения в культуру, становления разных видов детской деятельности и самовыражения ребенка. Задачи речевого развития дошкольников: Развитие связной речи детей развитие диалогической речи (разговор, диалог, полилог) развитие монологической речи: освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение, контаминация) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению) Развитие словаря обогащение словаря за счет разных частей речи активизация словаря за счет разных частей речи освоение понятийной стороны слова (освоение видового понятия, родового понятия, дифференциация понятий) развитие лексической выразительности за счет освоения эпитетов, сравнений, метафор и образных фразеологических оборотов Развитие грамматически правильной речи формирование морфологической стороны речи и освоение способов словообразования формирование синтаксической стороны речи Воспитание звуковой культуры речи развитие речевого слуха воспитание чистого и правильного звукопроизношения воспитание правильного словопроизношения воспитание общих речевых навыков, которые лежат в основе развития интонационной выразительности Формирование элементарного осознания явлений языка и речи развитие фонематического слуха воспитание интереса к анализу звуков родного языка, развитие звуковой-аналитико-синтетической активности подготовка мелкой моторики руки к обучению письму подготовка к обучению грамоте и чтению В каждой возрастной группе реализуется ведущая задача по развитию речи детей. Эта задача отражает один из аспектов развития связной речи. В первой младшей группе — это развитие разговорной речи: умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои желания и мысли посредством языка. Во второй младшей группе - развитие разговорной речи на основе содержания литературных текстов, рассматривания картинок, предметов, объектов природы; знакомство с правилами вежливого общения; переход к общению в группе детей. В среднем дошкольном возрасте - развитие речевой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе разговорного общения и в монологической речи. В старшем дошкольном возрасте - развитие индивидуальных способностей детей в речевой деятельности: развитие речевого творчества детей в разных формах речи: в диалоге, придумывании творческих рассказов, сочинительстве, обсуждении игрового сюжета Рассмотрим критерии речевого развития подробнее. 1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 2) Для обогащения активного словаря важна работа над формированием усвоения словообразования и словоизменения [3]. 3) В своей работе В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко отмечают, что работу по формированию связной речи можно дифференцировать поэтапно, где один из этапов перетекает в другой [4]. На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи, обогащение и формирование лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения) и мышления. На начальном этапе происходит освоение диалогической речи (вопросно-ответная форма высказываний, умение поддерживать несложные беседы). На основном этапе формируется монологическая речь — рассказывание (пересказ, составление рассказов). 4) Использование разнообразных литературных жанров, устного народного творчества благотворно влияют на развитие речевого творчества старших дошкольников [7]. Дети составляют простые короткие рассказы, сочиняют отдельные стихотворные фразы, придумывают новые сюжеты в знакомых сказках и т. д. 5) Для формирования фонематического восприятия необходимо развивать слуховое и зрительное внимание, память, формировать понятия �звук�, �гласные звуки�; обучать умению выделять звуки из начала слова, работать над темпом и ритмом речи [3]. 6) Всвоей работе мы часто практикуем тематические выставки сказок, детских писателей, т. к. это помогает детям ближе ознакомиться с книжной культурой, детской литературой, способствует пониманию на слух текстов различных жанров. Книжные уголки в группе должны быть оформлены в соответствии возрасту детей. 7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте происходит через знакомство с буквами, развитие графических навыков, обучение навыкам буквенного анализа и синтеза. Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника. К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы. Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы. В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются: правильная речь педагога; способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др.; развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок); самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи). Примеры игр на развитие речи в первой младшей группе: игры-забавы, игры - потешки, хороводные игры игры и упражнения на понимание словаря игры, направленные на воспитание звуковой культуры речи (правильное произношение звуков, речевое дыхание, интонация) игры на развитие грамматически правильной речи. Например, �Один - много�, �Большой - маленький� формирование элементарного осознания явлений языка и речи - слуховое внимание, различение звуков. Например, �Где позвонили?�, �Хлопни, если услышишь?� (звукоподражание) Во второй младшей группе: правильная речь педагога; способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности; развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок). Пример игр на развитие речи во второй младшей группе: направленные на обогащение пассивного и активного словаря в процессе деятельности (освоение слов, обозначающих название предметов и их действий, на основе целостного восприятия). Например, игра �Съедобное - несъедобное�, �Четвёртый лишний�, игра �Логические парочки�. направленные на воспитание звуковой и интонационной культуры речи (интонационная выразительность, соверешенствование фразовой речи). Например, �Пускание корабликов� Цель: Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук [ф] на одном выдохе или многократно произносить звук [п] (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. Материал: таз с водой и бумажные кораблики. Ход: Дети сидят полукругом, в центре на столе стоит таз с водой. Дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук [ф] или [п]. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза на развитие грамматически правильной речи детей (закрепление представлений о цвете, развитие зрительного восприятия, цветоразличения, согласовывание предлогов с существительными) на формирование элементарного осознания явлений языка и речи (дифференцирование неречевых и речевых звуков) В средней группе: правильная речь педагога; способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения); способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей; рассказы педагога; создание в группе �Центра экспериментирования� где присутствует демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.). Игры на развитие речи в средней группе на развитие связной речи и словообразования (развитие фантазии, обучение описанию) для обогащения активного словаря (освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов: строение, назначение, материал, свойства и качества) для развития грамматически правильной речи детей (освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов: строение, назначение, материал, свойства) на формирование звуковой аналитико-синтетической активности (основы подготовки детей к изучению грамоте) В старшей и подготовительной группах: правильная речь педагога; способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы); способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов); пополнение центра в �Центре экспериментирования� (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний); создание в группе Речевого центра (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.). Игры на развитие речи в старшей/подготовительной группе на развитие связной речи на развитие словаря (освоение видовых и родовых обобщений, переносного значения слова, развитие выразительной лексики) на воспитание звуковой культуры речи (определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания по твёрдости/мягкости), развивать умение определять количество слогов в слове) на развитие грамматически правильной речи (употребление сущ. с предлогами, образование мн.ч. Р.П., относит. прилагательных, притяж. прилагательных, употребление предложно - падежных конструкций существительных) на формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического слуха и синтеза) При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе: формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности; повышается речевая активность детей; дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра активизирует детей к общению. Ю.В. Антонова, рекомендует использовать игры с готовыми текстами, подвижные игры, дидактические игры, игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик и др. [2]. Л.С. Киселева считает, что �используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Главная задача — помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами� [5]. О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова отмечают, что музыкальные развлечения, театрализованная деятельность, изготовление книг своими руками, проблемные ситуации, обсуждения способствуют развитию речи дошкольников [6]. Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если: − дети совместно достигают поставленных целей, помогая друг другу; − формируют и пополняют свой словарный запас, выполняя речевые и практические поручения; − педагог поощряет и стимулирует ребёнка в речевой активности и является координатором в совместной образовательной. Литература: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 �Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования� Антонова Ю. В. Игры для всей семьи, или долой скуку. — М.: Издательство Лада/Москва, 2010г. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Издательство �Скрипторий 2003�, 2010. — 240 с. Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 48с. Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова // Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: Аркти, 2005–96 с. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»