Использование кляксографии как метода стимулирования
интереса к творчеству у дошкольников
Куркина Елена Людвиговна,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 136»,
г. Воронеж
Аннотация: в статье описывается нетрадиционный способ рисования — кляксография. Обоснована актуальность использования данного метода. Дан разбор материалов, наилучшим образом подходящий для кляксографии. Подробно описан ход работы (подготовка наглядного материала, последовательность работы дошкольников). Приведен план-конспект урока с использованием данного метода. учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 136»,
г. Воронеж
Ребенок познает мир через игру. Игра же является ведущей деятельностью дошкольников. В играх ребенок учится реагировать на действительность воспроизводя взволновавшие его ситуации. На уроках эстетического развития, если включить в них элемент игры и фантазирования, возможно захватить внимание детей в процессе всего занятия. Это порой бывает непросто, когда перед педагогом стоит задача получения конкретного результата в конце занятия. Дитя мыслит формами, красками, звуками и ощущениями [1]. Поддерживая такое восприятие мира, педагог должен идти навстречу и направлять ребенка в творческом поиске и реализации. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов и инструментов рисования, которые не общеприняты и не традиционны. Таким образом, занятия по нетрадиционному рисованию могут стать тем элементом, присутствие в тематическом плане которого, являются важнейшим для укрепления увлеченности детей искусством, развития фантазии, самостоятельности и мотивации.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», поскольку можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику [2].
В данной работе предлагается конспект занятия по кляксографии, как одному из методов нетрадиционного рисования, с пояснениями как подготовиться к занятию, а также описаны рекомендации по подбору материалов.
Для подготовки наглядного материала к занятию по кляксографии потребуется:
- лист рисовальной бумаги формата А1;
- простой карандаш;
- пищевые красители (минимум 3 основных цвета);
- пластиковые пипетки (или маленькие ложечки);
- трубочки;
- фломастеры;
- салфетки.
Осуществляя подготовку к занятию педагог на листе ватмана в произвольном виде рисует простым карандашом кляксу с окошком посередине, как показано на рисунке 1. На этом же листе можно нарисовать 2 выражения лица кляксы (веселое и грустное) соответствующее размеру окошка (на полоске бумаги, положенной под кляксу рисуем сначала веселое выражение лица, затем, протянув полоску бумаги вверх или вниз, рисуем грустное выражение). Далее берем пищевые красители, разводим их водой ( на 30 мл воды необходимо примерно 3-4 капли пищевого красителя). Пищевые красители предпочтительнее для таких видов нетрадиционного творчества как кляксография и рисование мыльными пузырями так как полностью растворяются в воде, не дают осадка, не требуют постоянного перемешивания, более яркие ( по сравнению с акварелью и гуашью), а также полностью безопасны для человека).
Далее в произвольном порядке капаем из пипетки на кляксу и раздуваем трубочкой, лист при этом можно поворачивать. Лист с выражениями лица прорисовываем фломастерами. Как только краска высохнет необходимо закрепить лист с выражениями эмоций сзади кляксы при помощи полос бумаги и клея так, чтобы можно было его двигать вверх-вниз.
Для рисования города (Рисунок 2), его жителей, также Злодея (Рисунок 3) используем тот же принцип работы с краской (глазки у клякс можно нарисовать с помощью восковых мелков, используя их как резерв). Рекомендуется самостоятельно изготовить кляксу с разным выражением лица, так как это активизирует эмоциональный отклик у детей. Картинку города и его жителей можно показать на проекторе (если это предусмотрено).
Ход занятия:
- Добрый день ребята! Как ваше настроение? (Ответы детей)
- Это занятие необычное, потому что у нас в гостях Иностранец!
(Показ грустной кляксы)
- Ребята, познакомьтесь с Кляксочкой, она прилетела к нам из города, который называется Кляксоград!
(Показ города Кляксоград)
- Посмотрите какие необычные домики в городе? Как вы думаете на что они похожи? (Ответы детей)
- Кляксоград — очень особенный город, а живут там разноцветные кляксы-малыши.
(Показ малышей-клякс)
- Они могут превращаться во что угодно, принимать любую форму. Кляксы-малыши любят играть в угадайку, например одна клякса загадывает предмет или зверя, а другая пытается превратиться в него как можно более похоже. И вместе они смеются и решают похоже получилось или нет!
- А еще в Кляксограде никогда никто ни на кого не обижается! Потому что кляксочки всегда играют в добрые волшебные игры, им просто некогда обижаться.
- В общем весело было в стране Кляксорад пока не объявился злой волшебник Клякость -Пакость! (Показ Злой кляксы)
- Ему совсем не нравилось играть в добрые и веселые игры с кляксами-малышами. Он всегда ходил таким хмурой тучей. Кляксы-малыши пытались пригласить Клякость -Пакость поиграть, но он превращался всегда во что-то злое и этим очень пугал маленьких кляксочек. И малыши перестали приглашать его в свои игры. Тогда Клякость-Пакость собрал все свои злые силы и превратил наших малышей — клякс в обычную краску!
- Наша Кляксочка очень расстроилась, но сама она не может расколдовать друзей, ведь всё волшебство Кляксограда заключается в играх, а играть ей теперь не с кем. Она собрала всё что осталось от ее друзей и пришла к нам за помощью. Ребята, давайте поможем Кляксочке расколдовать ее друзей!
- Но для начала давайте подготовимся и разомнем наши пальчики.
Выполнение пальчиковой гимнастики:
Дружат в нашей группе ( обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим (наоборот)
Маленькие пальчики
Один, два, три, четыре, пять (соединить пальцы обеих рук начиная с большого)
И наоборот! (затем с мизинца)
- А теперь ребята я вам покажу как мы будем работать.
Педагог берет пипетку, опускает ее в любую краску, зажимает, а потом отпускает верх пипетки ( если у вас ложка, нужно уточнить что набираем не полную, чтобы не разлить). Капаем краской на середину листа бумаги, берем трубочку и дуем на каплю. Поворачиваем немного лист бумаги, дуем в другом направлении. Повторяем действия. Таким образом у нас получается цветная клякса с расходящимися в разные стороны лучиками. Далее берем другой цвет и повторяем те же действия с ним. Можно предложить детям смешать краски (тогда каждого цвета необходимо брать меньше). Таким образом можно повторить с ребятами получение вторичных цветов из трех основных, а также получение коричневого и оттенков серого из смесей дополнительных.
- Теперь ребята, когда мы знаем как расколдовать малышей- клякс, давайте приступим!
Дети берут пипеткой краску и капают в центр листа, затем берут трубочку и раздувают краску в стороны. Педагог помогает затрудняющимся детям.
Как только кляксы начнут высыхать можно пофантазировать с детьми на что они похожи и дорисовать их до узнаваемых объектов фломастерами.
- Ребята, у вас получилось расколдовать малышей. Посмотрите как счастлива Кляксочка! (Показ улыбающейся Кляксы)
- Теперь в стране Кляксоград снова будут звучать песни и смех!
Рефлексия:
- ребята, что мы сегодня делали?
- какие принадлежности нам были нужны?
- что было сложного?
- вам понравилось занятие?
- мне тоже понравились ваши работы, вы отлично поработали!
- на этом наше занятие закончено.
Занятия по нетрадиционному рисованию позволяют детям расслабиться, поверить в себя и свои способности, а также вызывают чисто эстетическое удовольствие от созерцания цвета. Кроме того, изображая объекты, не похожие на узнаваемые объекты, мы активизируем работу правого полушария мозга, ответственного за восприятие пространства. Уроки по кляксографии в свою очередь побуждают детей на проявление фантазии, таким образом мотивируя их на дальнейшее проявление себя в творчестве.
Список литературы
- Ушинский К. Д. О наглядности обучения // Избр. Пед. Соч. - Т. . - М.: Просвещение, 1954. - С. 645.
- НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Режим доступа http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/251-netraditsionnye-tekhniki-risovaniya-dlya-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta (20.04.2023)